Понятие и сущность права
Понятие права. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Право как мера свободы личности. "Широкое" и "узкое" понимание права. Право как вид социальных норм поведения членов общества. Отличительные свойства права: органическая связь с государством, общеобязательность, возможность реализации с помощью санкций государства, формальная определенность нормативность, системность. Право и закон. Социально - экономические, политические, идеологические, нравственные и другие факторы, определяющие природу и сущность права. Основные современные учения о сущности права. Психологическая теория о сущности права как о совокупности элементов субъективной человеческой психики. Социологическое направление познания сущности права в процессе его реализации в обществе. Солидаристское (социальная концепция права) учение о сущности права как средстве достижения социальной гармонии. Возрождение "естественного права", теория понимания его сущности с точки зрения соответствия позитивного права естественному праву. Неопозитивизм о сущности права, заключенной в формальном характере юридических норм. Нормативистское понимание сущности права как норм "должного поведения". Марксистская теория о сущности права как возведенной в закон воли господствующего класса.
При изучении темы необходимо воспользоваться следующей литературой:
Контрольные вопросы
1. Понятие права и его существенные признаки. 2. Зачем право существует в общественной жизни? 3. Каковы функции права? 4. Принципы права: понятие и виды. 5. Каковы основные правовые понятия? 6. Перечень основных учений о сущности права от древности до современности. 7. Право и политика: связь и взаимодействие.
Право и системе социальных норм. Многообразие социальных норм. Их отличие от технических норм. Обусловленность единства социальных норм культурой общества, общественным сознанием. Различия социальных норм по способам установления, формам выражения, по содержанию, методам воздействия на поведение людей и общественные отношения, по средствам охраны норм от нарушений. Многообразие социальных норм как результат исторического процесса, формирования структуры общества, плюрализма оценок явлений. Специфика правовых, нравственных, религиозных и корпоративных норм. Соотношение права и морали. Связь права с корпоративными нормами. Отличие правовых, моральных корпоративных норм от обычаев. Особенности соотношения права и религиозных норм. Актуальность проблемы соотношения права и технических норм.
При изучении темы необходимо воспользоваться следующей литературой:
Контрольные вопросы
1. Назовите виды регулирования, существующие в человеческом обществе. 2. В чем состоит отличие социальных норм от технических? 3. Перечислите социальные регуляторы и кратко охарактеризуйте каждый из них. 4. Выделите основные линии сравнения, позволяющие отличить нормы права от иных социальных норм. 5. Покажите отличие права от иных социальных регуляторов.
Нормы права. Понятие нормы права. Особые черты норм права. Нормы права как мера поведения, как средство оценки поступков, как предостережение потенциальным правонарушителям. Социальное назначение и содержание норм права. Норма права как регулятор государственного поведения, как формально определенное правило общего характера. Двусторонний, представительно-обязывающий характер правовой нормы. Структура норм права. Гипотеза, диспозиция, санкция. Виды норм - правил поведения. Соотношение нормы и статьи (пункта) нормативного акта. Виды норм права. Классификации норм права. По отраслям права: нормы конституционно права, гражданского, уголовного и т.д.; по другим основаниям: нормы материального и процессуального права; абстрактные и казуистические нормы нрава; определенные и относительно-определенные нормы права; простые, сложные и альтернативные нормы права; управомачивающие, обязывающие и запрещающие нормы права, рекомендательные нормы права.
При изучении темы необходимо воспользоваться следующей литературой:
Контрольные вопросы
1. Что понимается под нормой права? 2. Чем отличается норма права от правовых актов индивидуального, оперативного характера? 3. Что такое предоставительно-обязывающее содержание нормы права? 4. Из каких частей складывается норма права (структура юридической нормы)? 5. Каковы основания деления правовых норм на отдельные виды?
Источники права.
Понятие и виды источников права. Правовой обычай, нормативный акт государственного органа, судебный прецедент, договор нормативного содержания. Источники права Российской Федерации. Нормативный акт. Законы и подзаконные акты. Указы Президента РФ. Нормативные акты правительства РФ. Акты центральных органов государственного управления. Законы, акты президентов, постановления правительств, нормативные акты республиканских органов государственного управления. Нормативные акты органов государственной власти и управления края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Уставы края и области. Решения краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов и решений глав соответствующих администраций. Нормативные акты органов местного самоуправления и соответствующих местных администраций. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
При изучении темы необходимо воспользоваться следующей литературой:
Контрольные вопросы
1. Назовите основные виды источников права. 2. Каковы признаки нормативного акта как источника права? 3. В чем проявляются особенности Конституции Российской Федерации как источника права? 4. Каковы отличительные признаки федеральных конституционных законов в их сравнении с федеральными законами? 5. Какие акты федеральных органов исполнительной власти могут быть источниками права? 6. В каких случаях закон имеет обратную силу?
Правотворчество.
Понятие правотворчества и его принципы: демократизм, законность, гуманизм, федерализм, научная обоснованность. Правотворчество как решающий этап логического завершения создания права в деятельности компетентных органов по принятию нормативных актов. Правообразование как процесс формирования государственной воли в законе. Факторы формирования права. Виды правотворческой деятельности в РФ. Принятие нормативных актов органами государства. Референдум как вид правотворчества. Нормативные соглашения. Основные стадии правотворческого процесса. Законодательная техника.
При изучении темы необходимо воспользоваться следующей литературой:
Контрольные вопросы
1. Что такое правотворчество? Дайте его характеристику. 2. Каковы основные принципы правотворческой деятельности? 3. Какие имеются виды правотворчества в Российской Федерации? 4. Что такое законодательная техника, ее значение для качественной подготовки проектов нормативных актов? 5. Каковы основные стадии законодательного процесса? 6. Назовите формы обнародования нормативных актов. Какое место среди них занимает официальное опубликование акта?
Реализация права.
Реализация норм права. Понятие реализации права и ее основные формы (соблюдение, использование, исполнение, применение). Применение юридических норм: оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность. Стадии применения норм права: исследование фактических обстоятельств дела; выбор нормы права; проверка подлинности текста нормы; анализ содержания нормы права; вынесения решения компетентным органом; доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций. Основные требования к применению норм права: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость. Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права.
При изучении темы необходимо воспользоваться следующей литературой:
Контрольные вопросы
1. Что такое реализация права и каковы ее формы? 2. Основные черты применения права и ее формы. 3. Каковы стадии процесса применения права? 4. Как разрешать коллизии в праве? 5. Основные требования к применению права. 6. Что такое акт применения права и каковы его виды? 7. Что понимать под пробелом в праве? 8. Что такое аналогия закона и аналогия права?
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |