Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о предложении



2015-11-27 1351 Обсуждений (0)
Понятие о предложении 0.00 из 5.00 0 оценок




Для выражения мысли используются слова, связанные друг с другом по определенным грамматическим законам, специфическим для каждого из языков. Слова образуют предложение, функции которого одинаковы и в русском и в казахском языках.

Так, в русском языке предложение определяется как грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

И в казахском языке предложение представляет собой целостную единицу речи, оформленную по законам грамматики языка и выражающую относительно законченную мысль, приказание и т.п.

Таким образом, и в казахском, и в русском языках предложение является основной единицей речи, при помощи которой люди сообщают друг другу свои мысли, выражают свои эмоции и побуждения…

(Н.Х.Демисинова. Сопоставительная грамматика русского и казахского языка (Синтаксис).

Задания к тексту:

1. Прочитать текст. Объяснить значение новых, незнакомых слов.

2. Выделить ключевые слова, сформулировать основную мысль.

3. Составить простой план текста.

4. Сформулировать вопросительные предложения по тексту.

5. Разделите текст на абзацы (каждая группа студентов работает с одним из абзацев), приводя примеры, увеличьте объем и количество информации.

6. Укажите предложение, выполняющее функцию обобщения текста. Докажите.

7. Составить текст «Научный стиль» из данных предложений, учитывая прогрессию текста.

Задача научного стиля – доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация, систематизированное изложение научных проблем.

Научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоциональное восприятие.

Научный стиль – понятие широкое.

Следует отметить, что научный стиль характеризуется, прежде всего, насыщенностью фактическим материалом, точной и сжатой информацией.

Он используется в сфере науки и техники.

К научной литературе относятся монографии, статьи в научных журналах, научно-справочная, справочно-энциклопедическая, учебная литература, научно- техническая информация, например, аннотация, реферат.

Содержанием научного сообщения является описание фактов, явлений действительности, их изучение и объяснение.

8. Используя слова-сигналы обобщения, составьте предложение-обобщение к полученному тексту.

9. Составьте текст сказки «Умные спорщики» из предложенных отрывков:

а) Собрались трое спорщиков. Один и говорит:

б) «Эх вы, глупые спорщики, - сказал четвертый. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить-то. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!»

в) Третий посмеялся и сказал:

г) «Ну, что это за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу!»

д) «В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?»

е) «Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось».

ж) «В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. И у него что-то осталось».

10. Какова прогрессия текста: с однонаправленным или разнонаправленным данным? Докажите.

11. Подчеркните местоимения, определите разряд и падеж.

Глоссарий:

Прогрессия - увеличение объема.

Сопоставление – обсуждение, сравнение кого-либо или чего-либо для получения какого-нибудь вывода.

Грамматика – раздел языкознания – наука об образовании и изменении слов, о соединении слов и о построении предложений.

Специфический – особенный, отличительный, свойственный только данному предмету.

Побуждение – желание, намерение действовать.

Контрольные вопросы:

1. Что такое прогрессия текста?

2. Какое предложение в тексте выполняет функцию обеспечения прогрессии текста?

3.Что такое микротема текста?

4.Как может развиваться информация текста?

5.От чего зависит развитие информации текста?

6.В каком случае информация текста развивается в одном направлении?

7.Как развивается информация текста, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, один смысловой центр (только одно данное)?

8.Для чего необходимы знания о разнонаправленном данном текста?

9.Какое данное текста называется разнонаправленным?

10.Как развивается информация текста при разнонаправленном данном текста?

11.Каково значение предложения с разнонаправленным данным?

12. Что показывает модель предложения с разнонаправленным данным в обобщенном виде?

13. Какое предложение выполняет функцию обобщения текста (ФОТ)?

14.Какие слова-сигналы обобщения содержатся в функции обобщения текста?

15.В какой части текста расположено предложение, выполняющее функцию обобщения текста?

 

Неделя 15

Тема: Предложение, выполняющее функцию обобщения текста. Способы развития информации в тексте. Параллельный способ развития информации. Ценной способ развития информации.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Информация текста может развиваться параллельным и цепным способом.Цепной способ развития информации внутри предложения. Информация текста может развиваться последовательно. При этом последующая новая информация вытекает из предыдущей. Новая информация в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития новой информации называется цепным. Явление описывается с одной какой-либо стороны и ситуации при этом оказываются взаимосвязанными. Логико-грамматические отношения цепного способа развития информации могут разворачиваться как причинно-следственные или условно-следственные. Чтобы понять развитие их в тексте, необходимо разобраться, каким образом они отражаются в предложении.

Средства выражения причинно-следственных отношений

Модели предложений со значением причины Модели предложений со значением обусловленности, следствия
Что вызывает что-либо Ведет/ приводит к чему-либо Способствует чему-либо Препятствует чему-либо Сопровождает что-либо Обусловливает что-либо Обеспечивает что-либо Является причиной чего-либо Помогает, мешает чему-либо Влияет на что-либо Сказывается на чем-либо Что обусловливает что-либо Вызывает что-либо Зависит от чего-либо Связано, в связи с чем-либо Отражает что-либо Свидетельствует о чем-либо Является результатом чего-либо Следствием чего-либо Отражением чего-либо Свидетельством чего-либо Возникает в связи с чем-либо

В реальной действительности событие-причина и событие-условие исходны, поскольку следствие рождают они. При построении предложения порядок следования события-причины, события-условия и следования строго не фиксируется.

В нейтральной письменной речи данная информация начинает предложение, затем следует новая информация текста по схеме: Д-Н

Простые предложения Сложные предложения
При + сущ. П.п. При наличии + сущ. Р.п. В случае + отглагол. сущ. Р.п. Без + сущ. Р.п. = если = если есть = в том случае, если = если нет (не)

Ситуация-следствие может развиваться в дальнейших звеньях цепи. При этом одно следствие вытекает из другого – последующее из предыдущего.

Цепной способ развития информации между предложениями. Цепной способ развития и информации отражает взаимосвязь явлений, процессов. Он может наблюдаться не только внутри одного предложения, но и между предложениями, соединенными причинно-следственной или условно-следственной связью. При этом могут употребляться разные модели предложений с причинно-следственными отношениями, например: «что вызывает что-либо», «что ведет/приводит к чему-либо», «что свидетельствует о чем-либо» и др.

Параллельный способ развития информации внутри предложения. По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения, представляющие две и более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр – новая информация. Независимые ситуации объединены известной информацией – данным. При прямом порядке слов новая информация всегда находится в конце предложения. Параллельный способ развития информации между предложениями такой, при котором новые дозы информации существуют в них независимо друг от друга, параллельно. При этом явление характеризуется с разных сторон, между дозами новой информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены только коммуникативной задачей текста.

Текст 1

Цвета и флаги.

Оказывается, расцветка национальных флагов совсем не случайна. За ней – легенды, уходящие в седую старину, традиции и верования народов. Буйные красно-желтые цвета флага Испании соответствуют характеру и темпераменту любителей корриды, а спокойные белые и голубые цвета флага Финляндии – нраву жителей этой страны.

Существует даже наука о флагах – вексиллология, которая установила, что по традиции синий цвет символизирует честность, верность, а черный – мудрость и осторожность. С давних пор у многих народов красный цвет был синонимом жизни, праздника, веселья; позже он стал символом неустрашимости, борьбы, революции.

Мало кто помнит, что в 1917 году великий ученый К.А.Тимирязев написал статью «Красное знамя», где есть такие строки: «Красный цвет служит эмблемой единения демократии всего мира и символом единения между силой знания и мощью труда!».

Задания к тексту:

1. Укажите, какой способ развития информации (цепной или параллельный) использован в тексте.

2. Выделите в тексте исходные события-причины и события-условия.

3. Рассмотрите построение предложений. Каков порядок следования события-причины, события-условия и следования в тексте?

4. Вспомните, что символизирует цвет флага Казахстана?

5. Используя цепной способ развития информации между предложениями, составьте предложения, в которых бы рассматривалась ситуация-следствие: «Почему флаг РК голубого цвета?»

6. Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните их.

7. Напишите эссе на тему: Что значит для тебя флаг твоего Отечества?

8.Работа по вариантам:



2015-11-27 1351 Обсуждений (0)
Понятие о предложении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о предложении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)