Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Осуществление Республикой Беларусь функции социальной защиты



2015-11-27 956 Обсуждений (0)
Осуществление Республикой Беларусь функции социальной защиты 0.00 из 5.00 0 оценок




Республика Беларусь - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих своим гражданам достойную жизнь и свободное развитие. Всем гражданам страны гарантирована охрана здоровья, выплата заработной платы, государственных пенсий и пособий. В социальной сфере приоритетом является сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.

Появление термина «социальное государство» фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.

Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в: гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности; гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие; гарантиях права на труд как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека; гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование; гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения.

В Республике Беларусь разработана стратегия проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

Конституционная интерпретация понятия социального государства включает два основных вектора его деятельности: первый - это общая стратегия, касающаяся любого члена общества (проведение политики, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); второй - решаемые государством дополнительные задачи в отношении отдельных групп и слоев населения (установление различных гарантий социальной защиты). Признание на конституционном уровне значимости социальной защиты (как составного элемента понятия социального государства), а также конституционно закрепленная взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения неизбежно вызывают интерес науки права социального обеспечения к этому феномену общественной жизни.

Проблемы социальной защиты граждан всегда волновали и продолжают волновать ученых разных направлений (юристов, социологов, экономистов). С 1947 года указанная проблема встала в повестку для созданного для этих целей Международного общества социальной защиты. В 1958 году в Стокгольме и в 1960 году в Белграде состоялись специальные Международные конгрессы социальной защиты, в которых активное участие принимали видные советские экономисты, социологи, юристы. Несмотря на многие теоретические проработки, к сожалению, акцентировать внимание на сущности и содержании понятия «социальной защиты» не удалось, и сегодня оно оценивается далеко неоднозначно.

Социальную защиту можно определить как комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения, а также осуществляемых за счет бюджетов и фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения. Данное определение адресное и в нем делается акцент на том, что социальная защита может быть эффективной только в том случае, когда она обеспечивает не просто материальное благосостояние, но и экономическую самостоятельность, социальный статус личности, душевный комфорт.

Проблема социальной защиты в условиях экономической реформы нередко сводится только к пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми и другим гражданам. Система социальной защиты должна защищать интересы всех граждан, страховать их от столь резкого падения качества жизни, ухудшения социального самочувствия и т.д.

Сегодня следует формировать общественное мнение, государственный подход и поведение каждого человека с новых позиций. Наше общество до сих пор пожинает плоды понимания бесплатности и бесконечности предоставляемых материальных благ. Определенную лепту в укоренение такого понимания внесло использование понятия алиментарности.

Понятие алиментарности должно быть исключено из современной социально-правовой лексики, поскольку злоупотребление терминами «безэквивалентность» и «безвозмездность» порождает суждения о том, что социальная деятельность государства (а значит, и социальное обеспечение, социальная защита) - это «милость», «моральный долг», «благородный жест» и т.п.

Функционирующая система белорусского законодательства о социальной защите граждан не должна быть подвержена сиюминутным и необоснованным изменениям, непредсказуемым деформациям. Частые изменения и дополнения, вносимые в нормативные акты, осложняют правоприменительную практику. Необходимо видеть перспективу развития законодательства и заранее определять основные концептуальные направления этого развития. Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики.

Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере, и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.

В условиях Республики Беларусь это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.

Человек и его конкретные нужды всегда были и остаются главной заботой государства. В республике продолжает осуществляться комплекс правовых, социально-экономических, организационных мер по усилению социальной защищенности граждан старшего поколения, повышению качества жизни одиноких граждан и других социально незащищенных слоев населения.

При рыночной системе хозяйствования без вмешательства государства формируются доходы владельцев факторов производства через действующие законы спроса и предложения, т.е. не гарантируется уровень благосостояния всего населения. Теория и практика «социального рыночного хозяйства», используемая государством для предоставления населению социальных гарантий приобрела в XX веке особую популярность в промышленно развитых странах Запада. Поэтому формирование доходов осуществляется на основе их регулирования путем перераспределения. Основное направление - регулирование социально-экономических условий жизни различных слоев общества с учетом экономической ситуации в стране. Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты из программ социального характера, таких как пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, различного рода социальные пособия (по безработице, медицинскому обслуживанию, малообеспеченным семьям на детей и т.д.).

В современных условиях в Республике Беларусь ведется большая работа по выявлению, учету и постановке на надомное обслуживание граждан с изучением конкретно сложившейся ситуации в отделах социальной защиты администраций, а также в территориальных центрах социального обслуживания населения городов. Созданный банк данных постоянно корректируется. Ведется учет многодетных, неполных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов до 18-летнего возраста. В базе данных содержатся сведения об их материально-бытовом положении, степени нуждаемости в различных видах помощи. Цель деятельности территориальных центров социального обслуживания населения - оказание содействия гражданам (семьям) в преодолении и предупреждении возникновения трудных жизненных ситуаций, оказание социальных, бытовых, юридических, психологических и иных видов услуг постоянного, временного или разового характера. Неработающим пенсионерам и инвалидам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, в отделах социальной защиты администрации районов города выдаются бесплатные путевки в санатории и профилактории.

Вся работа по социальной защите граждан (включая пожилых людей и других социально незащищенных граждан) проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Беларусь. Отделами труда и социальной защиты горисполкомов, отделами социальной защиты администрации районов города, а также территориальными центрами оказывается методическая помощь по вопросам предоставления льгот, компенсаций, пособий пожилым людям, по решению других вопросов, направленных на социальную поддержку людей пенсионного возраста и других социально незащищенных граждан.

Совершенствоване основных систем социального обеспечения требует с необходимостью разработки механизма улучшения прочих социальных сфер - труда, здравоохранения и, конечно, налоговой системы как основы любой системы социального обеспечения.

В системе пенсионного обеспечения в первую очередь необходимо пересмотреть механизм начисления, перерасчета пенсий, а также усовершенствовать как саму структуру пенсионной системы, так и осуществление финансовой стороны деятельности этой системы.

Основной задачей совершенствования системы пенсионного обеспечения является создание условий для развития страховых принципов в пенсионном законодательстве. Главное внимание необходимо уделить не только укреплению и развитию государственной пенсионной системы, но и наряду с этим развитию системы дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов за счет средств работодателей и граждан.

Совершенствование системы пенсионного обеспечения должно идти в основном по следующим направлениям:

1. Устроение рациональной системы пенсионной службы.

2. Упорядочение назначения пенсионных льгот в связи с условиями труда. Реализация этой задачи позволит сократить нерациональные затраты пенсионной системы и обеспечить достижение большей социальной справедливости при назначении пенсий.

3. Создание информационной системы обслуживания пенсионного обеспечения.

В системе социальной помощи необходимо модернизировать систему форм и методов службы социальной помощи, а также разработать краткосрочные и долгосрочные мероприятия. Усовершенствования в системе социальной помощи должны, по нашему мнению, идти по двум направлениям: с одной стороны, система социальной помощи нуждается в значительной децентрализации, с тем чтобы социальная помощь оказывалась непосредственно нуждающимся адресно, с другой стороны, необходимо создать такие условия, при которых трудоспособные члены общества смогут сами решать свои вопросы.

Усилия по совершенствованию в системе социального обслуживания должны быть направлены на расширение внутренней инфраструктуры центров социального обслуживания, с тем чтобы обеспечить индивидуальность подхода, качество и состав социальных услуг. Каждому клиенту необходимо предоставить возможность выбора оптимального варианта обслуживания, что позволит осуществить принцип индивидуального подхода, адресности и расширить состав и качество предоставляемых социальных услуг.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: достойных условий существования; социальной защищенности; равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например, Кодекса социальных законов, как это имеет место в Германии).

Улучшение социальной помощи и системы обслуживания нуждающихся, развитие и расширение самопомощи не только не являются взаимоисключающими, но с психологической и морально-этической точки зрения и с позиции самоутверждения являются более эффективными и прогрессивными, чем простая зависимость от системы социального обеспечения. Необходимо повышение уровня участия в системе социальной защиты не только каждого конкретного гражданина, но и социальных партнеров - профессиональных союзов работников и объединений нанимателей, поскольку система социальной защиты прямо или косвенно финансируется за счет средств работников и нанимателей.

Становление и развитие социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения. Перестройка системы социальной защиты и перевод ее на новые принципы функционирования возможны лишь в условиях изменения социального сознания общества и глубокого понимания сущности и значимости системы социальной защиты, ее новых теоретических концепций, моделей, понятий и, что особенно важно, преодоления утвердившегося за долгие годы образа теоретического и практического мышления.

 

 



2015-11-27 956 Обсуждений (0)
Осуществление Республикой Беларусь функции социальной защиты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Осуществление Республикой Беларусь функции социальной защиты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (956)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)