Проблема качества социально-психологической информации
Качество социально-психологической информации определяется рядом факторов. В общем виде проблема качества информации решается путем обеспечения принципа репрезентативности, а также путем проверки способа получения данных на надежность. Для социальной психологии выделяют два вида параметров, характеризующих качество информации: объективные и субъективные. Все это вытекает из того что источником информации в социальной психологии выступает человек. Значит, следует обеспечить максимально возможный уровень надежности и тех параметров, которые квалифицируются как «субъективные». Ответы на вопросы анкеты или интервью составляют «субъективную» информацию, но ее можно получить в максимально полной и надежной форме, а можно упустить многие важные моменты, проистекающие из этой «субъективности». Для преодоления ошибок такого рода и вводится ряд требований относительно надежности информации. Надежность информации достигается, прежде всего, проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. В каждом случае обеспечиваются как минимум три характеристики надежности: обоснованность (валидность), устойчивость и точность . Обоснованность (валидность) инструмента – это его способность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить. Валидность – (действительный, пригодный, имеющий силу) – один из важнейших критериев качества психодиагностической методики, означающий ее пригодность для измерения того, что она по замыслу должна измерять; или иначе: соотвествие тестовой методики измеряемому концепту. Существует несколько способов проверки инструмента на обоснованность. Можно прибегнуть к помощи экспертов, круга лиц, компетентность которых в изучаемом вопросе общепризнанна. Другой способ – это проведение дополнительного интервью: вопросы в нем должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них также давали косвенную характеристику распределения изучаемого свойства. Устойчивость информации – это ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. (Иногда это качество информации называют «достоверностью»). Способы проверки информации на устойчивость следующие: а) повторное измерение; б) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями; в) так называемое «расщепление шкалы», т.е. проверка шкалы по частям. Как видно, все эти методы перепроверки основаны на многократном повторении замеров. Точность информации – измеряется тем, насколько дробными являются применяемые метрики, или, иными словами, насколько чувствителен инструмент. Наряду с обеспечением надежности данных особо остро стоит в социальной психологии вопрос о репрезентативности. Репрезентативность (от франц. показательный) – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности (неограниченно большая совокупность измерений индивидуумов, предметов или явлений, о свойствах которых мы собираемся судить в результате психологического исследования). Репрезентативность означает, что с некоторой наперед заданной или определенной статистически погрешностью представляемое в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению. Классификация методов исследования осуществляется по следующим критериям: 1) цель исследования (дисквалификационные, воздействия на личность, судебно-психологической экспертизы, коррекционные, оптимизации и т.д.) 2) форма получаемых результатов (качественные и количественные) 3) природа объекта, на котором производится исследование (естественные, искусственные) 4) используемый инструментарий (математические, структурно-логические, алгоритмические и др) 5) временные параметры (срезовые, сравнительные, лонгитюдные и т.д.) 6) стратегия исследования (биографические, психодиагностические, наблюдение, опрос) 7) уровень сложности как число привлекаемых методических средств и степень их взаимосвязи (простые, комплексные, системные)
Вопрос 2 Анкетирование, интервью, экспертный опрос как разновидности метода опроса. Опрос – это метод сбора первичной психологической информации в вербальной форме. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные вида: а) опрос «липом к лицу» – интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос – анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. А также его часто применяли такие психологи как С. Холл, А. Бине, Г. М. Андреева, Э. Ноэль.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3474)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |