Тема 5. Механизмы воздействия в социальных коммуникациях
Психологическое влияние – это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени ответить на это воздействие. К исключительно психологическим средствам влияния относят вербальные, паралингвистические и невербальные сигналы. Вербальные сигналы – это слова, прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды ее направленности. Паралингвистические сигналы – особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков. Невербальные сигналы – взаимное расположение собеседников в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи. Механизм воздействия (влияния) индивидов друг на друга: · аргументация – высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции; · самопродвижение – объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и т.д.; · манипуляция – скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей; · внушение – сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо, а также создание предрасположенности к определенным действиям. Особенность внушения: внушающий (суггестор) сам не находится в том состоянии, которое он пытается привить воспринимающему внушение (суггеренду). Этот процесс сопровождается снижением сознательности и критичности восприятия, отсутствием активного понимания и развернутого логического анализа; · заражение – передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться также – непроизвольно или произвольно («заразительный смех», «заразить примером», «заразиться страхом», «заразительная амнезия» и т.д.); · пробуждение импульса к подражанию – способность вызывать стремление у кого-либо быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также могут быть произвольными и непроизвольными; · формирование благосклонности – привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги; · просьба – обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия; · игнорирование – умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения. Однако, в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером; · принуждение – приневоливание человека к выполнению определенных действий с помощью угроз и лишений. В качестве наиболее грубых форм принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы и физические воздействия. В последних 2-х случаях принуждение перестает быть собственно психологическим средством влияния; · нападение - внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. К его формам относятся: высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека; грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние дел и поступков человека; напоминание о постыдных или прискорбных фактах его биографии; безапелляционное навязывание своих советов и т.д.
В процессе познания людьми друг друга возникает ряд психологических механизмов, создающих потенциальную возможность искажений восприятия. А именно: · Суждение о другом человеке по аналогии с собой – в большинстве случаев это бессознательный перенос на других собственных свойств, переживаний и т.д.; · Эффект ореола – влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку определенных свойств и проявлений его личности; · Эффект стереотипизации – наложение на восприятие отдельного человека стереотипа, то есть обобщенного образа некоторой группы, категории людей («отличник», «троечник» и т.д.); · Рассмотрение конкретного человека сквозь призму явно либо неявных общих представлений о том, какова должна быть личность, по мнению воспринимающего. Имеется в виду довольно распространенный подход к человеку прежде всего с точки зрения, каким ему следует быть, без учета того, каков он сейчас; · Стремление к внутренней непротиворечивости – склонность восприятия вытеснять все аспекты образа воспринимаемого человека, противоречащие сложившемся о нем представлениям («отличник», как правило, ассоциируется с одним однозначно положительным образом, «троечник» - с другим, но тоже однозначным); · Эффект инерционности – тенденция к сохранению однажды созданного представления о человеке; · Влияние характеристик личности воспринимающего – подразумевается воздействие на познание другого человека, например, уровня притязаний, самооценки, общительности или замкнутости воспринимающего; · Эффект последовательности - влияние на восприятие последовательности получения сведений о человеке. Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация представляет собой простой способ понимания другого человека через уподобление себя ему. То есть предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и эмпатией. Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Имеется в виду эмоциональный отклик на его проблемы. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. А если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. Взаимодействие партнеров зависит от понимания ими поведения каждого из них. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня. То есть своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2339)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |