Физические взаимодействия
План Лекционного курса по дисциплине «Концепции современного естествознания» Гг. Раздел I. Общие проблемы современного естествознания Введение. Понятие и предмет естествознания Особенности учебного курса Смысл названия курса Тема 1.1. Значение научно-технической революции 1.1.1. Научно-техническая революция и современное естествознание 1.1.2. Значение науки в эпоху НТР 1.1.3. Отрицательные последствия НТР
Тема 1.2. Особенности современного естествознания 1.2.1. Характерные (специфические) черты науки ü Универсальность ü Фрагментарность ü Общезначимость ü Безличность ü Системность ü Незавершенность ü Преемственность ü Критичность ü Достоверность ü Внеморальность ü Рациональность ü Чувственность 1.2.2. Отличие науки от других отраслей культуры ü от мистики ü от мифологии ü от религии ü от философии ü от идеологии ü от техники ü от обыденного сознания 1.2.3. Мифология религия, искусство как компоненты культуры и способы постижения окружающего мира ü Мифология ü Религия ü Искусство 1.2.4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Естествознание в системе наук
Тема 1.3. Структура и методы естественнонаучного познания 1.3.1. Уровни естественнонаучного познания ü Эмпирический уровень ü Теоретический уровень 1.3.2. Соотношение эмпирического и теоретического уровней исследований ü Эмпирический уровень · Эмпирический факт (наблюдение, эксперимент реальный эксперимент мысленный, эксперимент модельный) · Научный факт (фиксация результатов) · Эмпирические обобщения (образ) ü Теоретический уровень · Гипотеза (новые понятия, термины, знаки) · Теория (выведение из теории) · Следствие ü Истина ü Верификация ü Фальсификация ü Гипотетико-дедуктивный метод исследований ü Эмпирический метод исследований ü Аксиоматический метод исследований 1.3.3. Методы научного познания ü Понятие и виды методов ü Эмпирические методы ü Теоретические методы ü Всеобщие методы ü Математические методы ü Комплексный подход 1.3.4. Применение математических методов в естествознании 1.3.5. Становление науки 1.3.6. Эволюция науки ü Основные этапы в развитии науки ü Первая научная революция. Аристотель ü Вторая научная революция. Ньютон ü Третья научная революция. Эйнштейн 1.3.7. Внутренняя логика и динамика развития естествознания 1.3.8. Естественнонаучная картина мира 1.3.9. Современная естественнонаучная картина мира ü Основные признаки современной естественно научной картины мира ü Системность ü Глобальный эволюционизм ü Самоорганизация ü Историчность 1.3.10. Общие закономерности современного естествознания 1.3.11. Научные революции 20 века и структурные уровни организации материи 1.3.12. Наука как эволюционный процесс
Тема 1.4. Личность и этика ученого 1.4.1. Значение личности в науке и мотивы занятия наукой 1.4.2. Качества, необходимые ученому 1.4.3. Типы ученых ( «Деятель»: «Собиратель фактов», «Усовершенствователь»; «Думатель»: «Книжный червь», «Классификатор», «Аналитик», «Синтезатор»; «Чувствователь»: «Крупный босс», «Хлопотун», «Рыбья кровь», «Высушенная лабораторная дама», «Самолюбователь», «Агрессивный спорщик», «Первостатейная акула», «Святой», « Святоша», «Добрячок» Фауст – идеальный учитель и руководитель; Фамулус – идеальный ученик и сотрудник, 1.4.4. Наука и ценности 1.4.5. Биоэтика 1.4.6.Проблема ответственности
Раздел II. Современные концепции наук о неживой природе Тема 2.1. Современные науки о Космосе и о Земле 2.1.1. Происхождение Вселенной 2.1.2. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции ü Основные понятия космологии ü Измерение и изучение Вселенной ü Современные космологические модели Вселенной 2.1.3. Модель расширяющейся Вселенной. Теория Большого взрыва 2.1.4. Возникновение Вселенной ü Основные теории возникновения Вселенной ü Теория тепловой смерти Вселенной 2.1.5. Структура Вселенной ü Метагалактика ü Эволюция т и строение галактик ü Строение и эволюция звезд 2.1.6. Солнечная система ü Происхождение Солнечной системы ü Солнце ü Планеты Солнечной системы ü Строение и эволюция Земли · Тектоника литосферных плит · Геофизика, геохимия, география · Эволюция климата 2.1.7. Космонавтика. Изучение Вселенной ü Астрономия и космонавтика ü Космические ритмы, природа и человек ü Проблемы поиска внеземных цивилизаций.
Раздел II. Современные концепции наук о неживой природе
Тема 2.2. Современная физика 2.2.1. Физика – фундаментальная отрасль естествознания ü Понятие «физика» ü Задача физики ü Самое простое – первичные объекты ü Самое общее – явления ü Физика – лидер естествознания ü Три основных этапа развития физики: · Доклассическая · Классическая · Современная 2.2.2. Принцип редукционизма и наглядность ü Законы физики – «кирпичики» познания ü Принцип редукционизма ü Два обстоятельства, мешающие пониманию современной физики: · Применение сложнейшего математического аппарата · Невозможность создать наглядную модель физических представлений ü Принцип непосредственной наглядности ü Отказ от наглядности 2.2.3. Структура физического знания
Тема 2.3. Микромир 2.3.1. Проблема поиска «первокирпичиков» 2.3.2. 4 уровня организации микромира 2.3.3. Классификация элементарных частиц: ü Масса ü Время жизни ü Заряд ü Спин ü Квантовые числа - По массе: · легкие (лептоны – электрон и нейтрино) · Средние (мезоны) · Тяжелые (барионы - протон, нейтрон, гиперон) · Фотон - По времени жизни: · Стабильные · Нестабильные - По заряду: · Положительный · Отрицательный · Нулевой Кварк. (Дробный заряд) - По спину: · Фермионы · Бозоны - Частицы: · Реальные · Виртуальные · Суперструны.
Тема 2.4. Вакуум 2.4.1. Понятие вакуума 2.4.2. Физический вакуум и его свойства ü Физический вакуум- основа материальной основы мира ü Вакуум – праматерия, источник материи и энергии
Тема 2.5. Физические взаимодействия 2.5.1. Понятие физических взаимодействий и их уровни ü Физические взаимодействия ü Уровни изучения физических взаимодействий · На уровне макромира · На уровне атома · На внутриатомном уровне 2.5.2. Четыре (4) основных физических взаимодействия ü Сильные (на уровне атомных ядер, ядерные силы) ü Электромагнитные ü Слабые (обмен тяжелыми частицами) ü Гравитационные (космические) ü Попытки физиков найти взаимосвязь между всеми взаимодействиями и построить объединенную теорию. ü Суперсилы. ü Четыре типа механических взаимодействий · Дистанционные (притяжение, отталкивание) · Контактные (трение, деформирование (упругость)
Тема. 2.6.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |