Биологическо-социальная природа человека
5.2.1. Биологическое и социальное в историческом развитии человека - Эволюция человека продолжается. - Ведущая роль культуры в эволюции homo sapiens. - Естественный отбор у животных – главный фактор эволюции - Естественный отбор человека - в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций. - Физическое здоровье homo sapiens улучшилось. - Процесс биологической эволюции человека как вида прекратился со времени появления homo sapiens. - В основе эволюции лежит – развитие интеллекта и целесообразность деятельности. - Возрастает роль социальной информации.
5.2.2. Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. - Два подхода: · панбиологизм – развитие целиком обусловлено генами; · пансоциологизм - одинаковые природные генетические задатки развиваются воспитанием и образованием. - Сегодняшняя точка зрения – наследуются не способности, а их задатки. - Генетический потенциал человека ограничен во времени (если пропущен срок ранней социализации, потенциал (задатки) не успеют реализоваться). - Характерные черты человеческого поведения приобретаются через социальное наследование. - Генотип – наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах. - Фенотип – совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшаяся в процессе его индивидуального развития. -Фенотип изменяется в течение всей жизни и зависит от генотипа и среды. -Структура фенотипа: · биологические задатки, кодируемые в генах; · среда – социальная и природная; · деятельность организма; · эволюция сознания -Адаптация человека(на основе 2-х программ наследственности: биологической и социальной). - Человек – и часть природы, и продукт общественного развития (среды). 5.2.3.Социобиология или социология о природе человека - Основатель - Э.О.Уилсон (1975). - Социобиология – синтез популяционной генетики, эволюционной теории, этологии и экологии. - Главный тезис – каждая форма социального поведения обязательно имеет генетическую основу, которая заставляет индивидов действовать, так, чтобы иметь успех у сородичей. -Социология выявила: · Гены агрессивности и гены незлобивости. · Объяснила различие в поведении на основании пола животного. · Назначение самок – обеспечит выживание; · Интерес самцов – репродуктивный успех, в меньше степени организуя семью. - Спорный вопрос социобиологии – эгоизм или альтруизм – является движущей силой эволюции.
- К. Докинс – само воспроизводство жизни – функция эгоизма и все что эволюционировало должно быть эгоистичным. - Альтруистическое поведение дает преимущества родственным особям, гены альтруизма в них сохраняются. - Популяции, в которых индивиды демонстрировали самопожертвование ради пользы других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которого, прежде всего, заботятся о собственном благополучии. - Теория генно-культурной коэволюции. (Процессы генной и культурной эволюции проходят совместно, но ведущая роль отводится генам.). 5.2.4. Сознание и нравственность - Нравственность - отличие человека от животных. - Нравственность – искусственный механизм запрещающий убийство. -Экологическая этика. - Углублении нравственности : · Критерием нравственности служит совесть; · Глубинная экология – бережное отношение человека с природой; - От расширяющейся Вселенной к расширяющемуся сознании и углублению нравственности.
5.2.5. Сходства и различия человека и животных - Сходство определяется: · Вещественным составом, строением и поведением организмов. Животные испытывают чувства: радости , горя, вины, тоски и т.п. У них есть любопытство, внимание, память, воображение; · Человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла до них эволюция животного; · У человека есть рудиментные органы, которые выполняли важные функции у животного и сохранились у человека, но ему не нужны. - Отличия: 1. Разум; · Способность к понятийному мышлению, т.е. формированию отвлеченных абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены свойства конкретных вещей. · Интеллект; · Планирование, проект, Модель; · Сознание того, что делает; 2. Речь (по Павлову «вторая сигнальная система») – общение с помощью слов; 3. Способность к труду. · Человек способен не использовать а изготовлять орудия труда. · Человек преобразует среду; · Прямохождение. 4. Наличие руки, особенно большого пальца. 5. Использование огня ; 6. Захоронение трупов
5.2.6. Особенности психологии мужчин и женщин - Основатель теории К. Хорни. - Наша цивилизация – мужская цивилизация; - основана на силе - стремление женщин к равенству стимулирует комплекс мужественности. - Отличие мужчин и женщин в различии их биологических ролей: · Вклад женщин – воспроизводство и воспитание, сохраняют свойства гомо сапиенса, поддерживают семейный очаг, более эмоциональны и интуитивны, передают информации, менее рациональны. Мозг- полушарие - левое · Вклад мужчин – создают информацию, запрограммированы на поиск, преобразование среды более логичны. Мозг – полушарие – правое, абстрактное мышление.
- Проблемы женщин – в особенностях их психологии. В результате тяжелые душевные переживания, депрессии. Способы защиты от тревоги: любовь, подчинение, дистанцирование от людей, потребительство.
5.2.7. Этология и человек - Схожесть человека и животных. - Агрессивность человека от агрессивности животного. - Садизм – в инстинкте агрессии. - Как и в животном мире, агрессивность присуща мужчинам. - Отбор отрицателен для вида, стимулирует войны, экологический кризис. - Меры борьбы с агрессивностью. (смех).т - Тормозящие механизмы: спорт, наука, смех, борьба с грехами. - Отличие от животных - Возможность у человека внутриличностного конфликта - Животные более жестко реагируют на стимул, чем человек. - Обучение человека, и все связанное с ним. - Потребность в игре. - В человеческом мире ослаблен естественный отбор. - Возможность вырождения.
5.2.8. Психологическая природа человека - Бессознательное и сознательное в человеке -Бессознательное по З. Фрейду - Три пласта психики человека · «Оно» (Id) – нижний пласт –за пределами сознания · «Я» (Ego) – сравнительно небольшой слой сознательного · «Сверх-Я» ( Super Ego) – верхний слой – идеалы и нормы общества, мораль, цензура, долг. - «Оно» - подчиняется принципу удовольствия, решающее влияние на мысли, чувства, поступки; человек- существо, управляемое сексуальными устремлениями- сексуальной энергией - либидо. - Бессознательно - врожденная склонность к разрушению и агрессии - «Инстинкт смерти» - по Фрейду человек - набор противоречий: · Биологические влечения и социальны нормы; · Сознательное и бессознательно; · Инстинкт жизни и инстинкт смерти. - К.Г. Юнг – «коллективное бессознательное» (опыт предшествующих поколений). - Э Фромм объединил психоанализ Фрейда и марксистскую концепцию человека, пытаясь найти середину. Человек (по Фромму) – биологически неприспособленный несамодостаточный индивид, следствием чего и является его социальное развитие. Развить свои способности он не может потому, что смертен.
5.2.9. Человек: индивид и личность. -С биологической природы человек – индивид, представитель рода, один из многих, он безличен. - С социальной – личность как социальная индивидуальность, итог многих факторов, личность тем значительнее, чем сильнее аккумулирует социокультурный опыт человека и вносит в свою очередь индивидуальный вклад в его развитие. -Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность. Иначе это «вещь в себе». -Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему осуществить свою жизнедеятельность.
5.2.10. Психогенез - Понятие психогенеза Процесс развития психики. - Нейрофизиология, психоанализ, кибернетика
5.2.11. Неклассические взгляды на психику - Холотропная модель сознания С. Грофа.
Тема 6.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (639)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |