Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Биологическо-социальная природа человека



2015-11-27 601 Обсуждений (0)
Биологическо-социальная природа человека 0.00 из 5.00 0 оценок




5.2.1. Биологическое и социальное в историческом развитии человека

- Эволюция человека продолжается.

- Ведущая роль культуры в эволюции homo sapiens.

- Естественный отбор у животных – главный фактор эволюции

- Естественный отбор человека - в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций.

- Физическое здоровье homo sapiens улучшилось.

- Процесс биологической эволюции человека как вида прекратился со времени появления homo sapiens.

- В основе эволюции лежит – развитие интеллекта и целесообразность деятельности.

- Возрастает роль социальной информации.

 

5.2.2. Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

- Два подхода:

· панбиологизм – развитие целиком обусловлено генами;

· пансоциологизм - одинаковые природные генетические задатки развиваются воспитанием и образованием.

- Сегодняшняя точка зрения – наследуются не способности, а их задатки.

- Генетический потенциал человека ограничен во времени (если пропущен срок ранней социализации, потенциал (задатки) не успеют реализоваться).

- Характерные черты человеческого поведения приобретаются через социальное наследование.

- Генотип – наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.

- Фенотип – совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшаяся в процессе его индивидуального развития.

-Фенотип изменяется в течение всей жизни и зависит от генотипа и среды.

-Структура фенотипа:

· биологические задатки, кодируемые в генах;

· среда – социальная и природная;

· деятельность организма;

· эволюция сознания

-Адаптация человека(на основе 2-х программ наследственности: биологической и социальной).

- Человек – и часть природы, и продукт общественного развития (среды).

5.2.3.Социобиология или социология о природе человека

- Основатель - Э.О.Уилсон (1975).

- Социобиология – синтез популяционной генетики, эволюционной теории, этологии и экологии.

- Главный тезис – каждая форма социального поведения обязательно имеет генетическую основу, которая заставляет индивидов действовать, так, чтобы иметь успех у сородичей.

-Социология выявила:

· Гены агрессивности и гены незлобивости.

· Объяснила различие в поведении на основании пола животного.

· Назначение самок – обеспечит выживание;

· Интерес самцов – репродуктивный успех, в меньше степени организуя семью.

- Спорный вопрос социобиологии – эгоизм или альтруизм – является движущей силой эволюции.

 

- К. Докинс – само воспроизводство жизни – функция эгоизма и все что эволюционировало должно быть эгоистичным.

- Альтруистическое поведение дает преимущества родственным особям, гены альтруизма в них сохраняются.

- Популяции, в которых индивиды демонстрировали самопожертвование ради пользы других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которого, прежде всего, заботятся о собственном благополучии.

- Теория генно-культурной коэволюции. (Процессы генной и культурной эволюции проходят совместно, но ведущая роль отводится генам.).

5.2.4. Сознание и нравственность

- Нравственность - отличие человека от животных.

- Нравственность – искусственный механизм запрещающий убийство.

-Экологическая этика.

- Углублении нравственности :

· Критерием нравственности служит совесть;

· Глубинная экология – бережное отношение человека с природой;

- От расширяющейся Вселенной к расширяющемуся сознании и углублению нравственности.

 

5.2.5. Сходства и различия человека и животных

- Сходство определяется:

· Вещественным составом, строением и поведением организмов. Животные испытывают чувства: радости , горя, вины, тоски и т.п. У них есть любопытство, внимание, память, воображение;

· Человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла до них эволюция животного;

· У человека есть рудиментные органы, которые выполняли важные функции у животного и сохранились у человека, но ему не нужны.

- Отличия:

1. Разум;

· Способность к понятийному мышлению, т.е. формированию отвлеченных абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены свойства конкретных вещей.

· Интеллект;

· Планирование, проект, Модель;

· Сознание того, что делает;

2. Речь (по Павлову «вторая сигнальная система») – общение с помощью слов;

3. Способность к труду.

· Человек способен не использовать а изготовлять орудия труда.

· Человек преобразует среду;

· Прямохождение.

4. Наличие руки, особенно большого пальца.

5. Использование огня ;

6. Захоронение трупов

 

5.2.6. Особенности психологии мужчин и женщин

- Основатель теории К. Хорни.

- Наша цивилизация – мужская цивилизация;

- основана на силе

- стремление женщин к равенству стимулирует комплекс мужественности.

- Отличие мужчин и женщин в различии их биологических ролей:

· Вклад женщин – воспроизводство и воспитание, сохраняют свойства гомо сапиенса, поддерживают семейный очаг, более эмоциональны и интуитивны, передают информации, менее рациональны.

Мозг- полушарие - левое

· Вклад мужчин – создают информацию, запрограммированы на поиск, преобразование среды более логичны.

Мозг – полушарие – правое, абстрактное мышление.

 

- Проблемы женщин – в особенностях их психологии. В результате тяжелые душевные переживания, депрессии.

Способы защиты от тревоги: любовь, подчинение, дистанцирование от людей, потребительство.

 

5.2.7. Этология и человек

- Схожесть человека и животных.

- Агрессивность человека от агрессивности животного.

- Садизм – в инстинкте агрессии.

- Как и в животном мире, агрессивность присуща мужчинам.

- Отбор отрицателен для вида, стимулирует войны, экологический кризис.

- Меры борьбы с агрессивностью. (смех).т

- Тормозящие механизмы: спорт, наука, смех, борьба с грехами.

- Отличие от животных

- Возможность у человека внутриличностного конфликта

- Животные более жестко реагируют на стимул, чем человек.

- Обучение человека, и все связанное с ним.

- Потребность в игре.

- В человеческом мире ослаблен естественный отбор.

- Возможность вырождения.

 

5.2.8. Психологическая природа человека

- Бессознательное и сознательное в человеке

-Бессознательное по З. Фрейду

- Три пласта психики человека

· «Оно» (Id) – нижний пласт –за пределами сознания

· «Я» (Ego) – сравнительно небольшой слой сознательного

· «Сверх-Я» ( Super Ego) – верхний слой – идеалы и нормы общества, мораль, цензура, долг.

- «Оно» - подчиняется принципу удовольствия, решающее влияние на мысли, чувства, поступки; человек- существо, управляемое сексуальными устремлениями- сексуальной энергией - либидо.

- Бессознательно - врожденная склонность к разрушению и агрессии

- «Инстинкт смерти»

- по Фрейду человек - набор противоречий:

· Биологические влечения и социальны нормы;

· Сознательное и бессознательно;

· Инстинкт жизни и инстинкт смерти.

- К.Г. Юнг – «коллективное бессознательное» (опыт предшествующих поколений).

- Э Фромм объединил психоанализ Фрейда и марксистскую концепцию человека, пытаясь найти середину. Человек (по Фромму) – биологически неприспособленный несамодостаточный индивид, следствием чего и является его социальное развитие. Развить свои способности он не может потому, что смертен.

 

5.2.9. Человек: индивид и личность.

-С биологической природы человек – индивид, представитель рода, один из многих, он безличен.

- С социальной – личность как социальная индивидуальность, итог многих факторов, личность тем значительнее, чем сильнее аккумулирует социокультурный опыт человека и вносит в свою очередь индивидуальный вклад в его развитие.

-Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность. Иначе это «вещь в себе».

-Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему осуществить свою жизнедеятельность.

 

5.2.10. Психогенез

- Понятие психогенеза Процесс развития психики.

- Нейрофизиология, психоанализ, кибернетика

 

5.2.11. Неклассические взгляды на психику

- Холотропная модель сознания С. Грофа.

 

Тема 6.



2015-11-27 601 Обсуждений (0)
Биологическо-социальная природа человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Биологическо-социальная природа человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)