Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений
ПЛАН – КОНСПЕКТ для проведения занятий по психологической подготовке сотрудников, недавно принятых на службу в аппарат ГУФСИН «30» января 2006 года Руководитель занятия __начальник психологической службы ГУФСИН майор внутренней службы Ермасов Е.В. Тема: Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС Цель: Ознакомить сотрудников, вновь назначенных в аппарат ГУФСИН с психологическими особенностями службы. Время: _1 час Метод: _Лекция
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Психологические требования к личности и деятельности персонала 2.Профессиограмма сотрудника УИС 3. Профессиональная деформация сотрудников УИС. 4.Используемая литература, наглядные пособия, приказы, указания Минюста России, ГУИН, УИН по Саратовской области:
Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений. Общепризнанно, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии, как отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам данной системы. В числе профессионально значимых качеств отмечают: нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных (А.Д. Глоточкин, В.Ф, Пирожков, Е.А. Пономарева и др). Особенности профессиональной деятельности: -режим работы, сложность и напряженность; -высокие эмоциональные, психологические и физические нагрузки; -негативное влияние криминальной среды; -характер служебной деятельности (военизированная организаций, субординация, исполнительская дисциплина, для ряда сотрудников – служба с оружием); -высокая динамика процессов, оперативной обстановки, интенсивность; -человеческий фактор (работа с людьми, широта коммуникации); -необходимость постоянного самосовершенствования, обучения; -большие объемы работы с документацией; -ответственность за порученный участок работы (дисциплинарная, моральная, нравственная, а также административная и даже уголовная); -при осложнении оперативной обстановки высокая вероятность риска профессионального вплоть до риска для жизни и другие факторы.
2.Профессиограмма сотрудника УИС – перечень индивидуально-психологических особенностей, свойств и качеств, соответствующих требованиям, предъявляемым к сотрудникам уголовно-исполнительной системы (в зависимости от особенностей профессиональной деятельности).
Эмоциональные особенности: - эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, - уравновешенность, - сдержанность, - самоконтроль, - умение преодолевать чувство страха, тревожности, - устойчивость к психоэмоциональным нагрузкам. Интеллектуальные качества: - способность контролировать ситуацию и вырабатывать дальнейшую стратегию и тактику действий, - способность к мобилизации, - склонность к самоанализу, - сообразительность, -изобретательность, способность к нестандартному мышлению, - быстрая обучаемость. Коммуникативные качества: - умение слушать, - склонность к сотрудничеству, - умение владеть собой, - умение принимать противоположную точку зрения, - способность расположить к себе собеседника, - умение разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими Моральные и нравственные качества: - исполнительность, - порядочность, - честность, - бескорыстность, - вежливость, - умение объективно и беспристрастно оценивать других, - дисциплинированность, - энергичность, - чувство такта и дипломатичность, - невозмутимость Волевые качества: - выдержка, - мотивация достижения, - умение брать на себя ответственность, - терпеливость, - стеничность реакций на сложности и опасности, - решительность, - смелость, готовность к действиям в экстремальных условиях, -уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях, - малая внушаемость, способность не поддаваться влияниям, - независимость от настроения, - высокая стрессоустойчивость - самоорганизация, - упорство в достижении поставленных целей, - самообладание в конфликтных ситуациях, - высокие моральные качества Отношение к службе и характерологические особенности: - интерес к службе, - дисциплинированность, - организованность, собранность, - мотивация к профессиональному росту, - чувство долга, требовательность к себе, - принципиальность, - исполнительность, - предусмотрительность, - аккуратность, опрятность внешнего вида - скромность, - самокритичность, самоконтроль, - адекватная самооценка, - оптимизм, - выдержка Особенности мышления: - умение найти правильное решение в сложной обстановке, в штатных и нештатных ситуациях, - способность быстро принимать решение при изменении положения, - способность работать не по схеме, самостоятельно принимать решения, - способность оценивать и анализировать складывающуюся обстановку, - четкое, логическое мышление Особенности восприятия: - способность сохранять долгое время непрерывное внимание к работе, - способность продолжительно равномерно наблюдать за несколькими предметами (осмотрительность), - способность не ослаблять внимание под влиянием испуга или неожиданных впечатлений, -способность быстро переключать внимание с одного объекта на другой, -хорошо развитая профессиональная память
Внимание и наблюдательность: - концентрация внимания, - способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, - умение подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая на них внимания Физическая подготовка: - выносливость, - быстрая реакция, - работоспособность в условиях физических перегрузок, - уверенное владение оружием и спецсредствами Организаторские способности: - умение планировать, - умение принимать решение, - обладание чувством справедливости, - эффективное выполнение задач, - способность переключаться с одного вида деятельности на другой
В целом усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов. Это опровергает достаточно распространенный стереотип общественного сознания, что в уголовно-исполнительной системе работают люди с садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Подобный стереотип чаще всего формируется на основе отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности и получившим общественный резонанс, а порой и целенаправленным искажением событий в средствах массовой информации. В связи с общественным резонансом изучение причин нарушений законности стало объектом пристального внимания пенитенциарных психологов и педагогов (М.Г. Дебольский, 1979; А.В. Пищелко, В.И. Белослудцев, И.И. Соколов, 1998 и др.) В качестве причин противоправных действий сотрудников отмечают: несоответствие личностных качеств требованиям профессиональной деятельности; слабый профессионализм; эмоциональную несдержанность в ситуации провокации (оскорбление чести, достоинства и т.д.); влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве; слабую материальную обеспеченность сотрудников; профессиональную деформацию персонала.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1866)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |