ТРЕНИНГ: «Методы получения и обработки информации»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «мОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени н.п. оГАРёВА» Тетрадь Для самостоятельной работы по курсу «МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» МАГИСТРАнта ___ ___ ___
Саранск 2015
Тетрадь для самостоятельной работы по курсу «Методология исследовательской деятельности»содержит вопросник, задания-тренинги, которые должны быть выполнены после изучении каждой темы дисциплины. В тетради представлены основные вопросы, на которые необходимо обратить внимание при изучении каждой темы, список литературы по каждой теме.
Памятка по заполнению тетради для самостоятельной работы В течение учебных занятий магистрант должен заполнить все разделы тетради для самостоятельной работы. Перед началом работы над каждой темой необходимо изучить лекционный материал, рекомендуемые источники литературы. После работы с источниками магистрант отвечает на вопросы по теоретической проблематике курса, выполняет задания-тренинги. Работа студентов оценивается по следующим критериям: – полнота освещения теоретического вопроса; – полнота выполнения тренингов; – творческий подход к выполнению заданий; – привлечение дополнительного материала. Заполненная тетрадь должна представляться преподавателю после выполнения заданий на каждом практическом занятии.
Выполнение заданий по каждой теме тетради для самостоятельной работы оценивается по пятибалльной шкале. Своевременное и качественное выполнение заданий тетради для самостоятельной работы является необходимым условием итоговой аттестации.
ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ ВОПРОСНИК: 1. Раскройте содержание понятий «наука», «методология науки». ____________________ 2. Назовите основные признаки научных исследований, раскройте их содержание. ________________________________ 3. Что понимается под термином «научная работа» в России в настоящее время? _ 4. Раскройте содержание основных составляющих научной работы. _____
5. Каковы основные формы научной работы Вам известны? ___________________________ ТРЕНИНГ: «Обоснование актуальности темы диссертации» Задание: 1. Обоснуйте актуальность темы диссертации. Отразите в обосновании актуальность рассматриваемой темы для отрасли знаний, в рамках которой производиться исследование, для экономики страны, региона и конкретных организаций, на базе которых выполняется исследование. 2. Оспорьте собственное обоснование актуальности темы. Предложите как можно больше аргументов «против». 3. Устраните в обосновании актуальности темы возможности ее оспорить. __ ЛИТЕРАТУРА: 1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. М.: «Финансы и статистика», 2003. С. 3-12. 2. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М.: «Ось-89», 1999. С. 5-11. 3. Кузин Ф.А. Диссертация. М.: «Ось-89», 2001. С. 3-8.
ТЕМА 2. МАГИСТЕРКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК ВИД НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВОПРОСНИК: 1. Раскройте специфику диссертации, как вида научного произведения. ____________________ 2. Какова логика проведения и изложения научного исследования? ____________________ 3. Какие подходы используются для обоснования актуальности темы диссертационного исследования? ____________________ 4. Как осуществляется выбор методов ведения научного исследования? ____________________ 5. Каковы принципы изложения процесса и результатов исследования? ____________________ ТРЕНИНГ: «Обоснование цели и задач диссертационного исследования» Задание: 1. По теме диссертации сформулировать и обосновать научную проблему цель и задачи исследования. 2. Изложите результаты проведенной работы. ______________________________
ЛИТЕРАТУРА: 1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. М.: «Финансы и статистика», 2003. С. 152-170. 2. Волков Ю.Г., Дмитриев А.В., Спасский С.А. Как стать ученым. М.: Изд-во СГУ, 2005. С. 23–49. 3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М.: «Ось-89», 1999. С. 12-27.
ТЕМА 3. МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И МОДЕЛИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОПРОСНИК: 1. Раскройте специфику понятий «техника», «процедура» и «методика» научного исследования ____________________ 2. Объясните, что понимается под методологией научного исследования. Какие уровни методологии научных исследований Вам известны? ____________________ 3. Раскройте основное содержание диалектики, как всеобщего метода исследований. ____________________ 4. Какие общенаучные методы исследований относятся к группе общелогических? ____________________ 5. Объясните сущность гипотетического и гипотетико-дедуктивного метода исследований. ____________________
6. Укажите особенности абстрагирования, как метода научных исследований. ____________________
7. Какова основная цель использования эмпирических методов исследования? Какие методы относятся к эмпирическим? ____________________ 8. Объясните сущность формально-логического метода исследований. ____________________ 9. Какие методы сбора и обработки научной информации Вам известны? ____________________ 10. Объясните сущность понятия «модель». В каких случаях, на Ваш взгляд, модель является целесообразным инструментом исследований? ____________________ 11. Какие модели относятся к гомоморфным? ____________________ 12. Какие материальные модели Вам известны? Объясните различия между физическими и аналоговыми моделями. ____________________ 13. В чем, на Ваш взгляд, состоят особенности структурных моделей? ____________________ 14. Обоснуйте возможность применения математических моделей в выбранной Вами области научных интересов? Приведите примеры. ____________________ 15. Раскройте специфику использования семиотических моделей при проведении научных исследований. ____________________
ТРЕНИНГ: «Методы получения и обработки информации» Задание: 1. Какие методы получения сведений об изучаемых объектах и явлениях будут использованы в Вашем диссертационном исследовании? Обоснуйте целесообразность использования указанных Вами методов. 2. Какие методы обработки и оценки информации Вы планируете использовать? Почему? 3. Изложите результаты проведенной работы ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |