Публикации. Основные результаты исследования отражены в 6 публикациях общим объемом 1,4 п. л
На защиту выносятся следующие положения: 1. Наряду с тем, чтоодиночество — характерное явление для подросткового возраста, в равной мере присущее нормально развивающимся подросткам и подросткам с ЗПР, воспитывающимся в разных условиях (условия семьи и детского дома), существуют особенности проявления состояния одиночества у подростков с ЗПР. Они проявляются в когнитивном и поведенческом компонентах в структуре одиночества. На когнитивном уровне специфика проявления одиночества выражается в понимании его подростками с ЗПР как состояния физической депривации и как исключительно негативного явления. На поведенческом уровне отмечается недоразвитие коммуникативной сферы у подростков с ЗПР, которое выражается в трудностях при установлении дружеских отношений, конфликтности и агрессивности контактов. Особенно это характерно для подростков с ЗПР, воспитывающихся в детских домах, у которых искажение коммуникативной сферы усугублено также наличием социальной депривации. 2. Психологический механизм, вызывающий одиночество у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и в детских домах, обусловлен: во-первых, эмоциональной депривацией, которая выражается в недостаточной возможности для установления близких эмоциональных отношений с каким-либо лицом или в разрыве уже созданных эмоциональных связей, в эмоциональной холодности родителей, отвержении со стороны сверстников — 3. С учетом выявленных особенностей проявления одиночества у подростков с ЗПР разработана и апробирована психолого-педагогическая технология коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР, которая способствует развитию личностных качеств, преодолению одиночества или изменению отношения к нему, развитию самосознания и коммуникативной сферы. Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (150 источников) и приложения. Работа содержит 19 таблиц и 1 рисунок. Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность проблемы и темы исследования, определены его объект, предмет, цель и задачи; сформулирована гипотеза; отражены теоретическая и практическая значимость, научная новизна; сформулированы положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретико-методологические основы одиночества как эмоционального состояния»раскрывается содержание понятия «одиночество», предпосылки и история его возникновения. Описывается сущность одиночества, его виды, причины, проявления. Дается теоретический обзор изученности проблемы одиночества у нормально развивающихся подростков и подростков с ЗПР, находящихся в разных условиях воспитания. Обосновывается собственная точка зрения автора относительно формулировки определения одиночества. Понимание и содержание понятия одиночества менялось на протяжении многих веков. На его восприятие и переживание накладывали отпечаток многие моменты: историческая эпоха, культурные традиции, политический строй в обществе. Анализ классических теорий, концепций и подходов свидетельствует о том, что в большинстве из них одиночество традиционно рассматривается в контексте межличностных отношений и в связи с их деформацией (Н. А. Бердяев, В современных отечественных исследованиях одиночество трактуется по-разному: как социально-психологический феномен (К. А. Абульханова-Славская, Ж. В. Пузанова, Л. И. Старовойтова, Г. М. Тихонов, С. Г. Трубникова); культурно-исторический (С. А. Ветров, О. В. Данчева, Н. Е. Покровский, Ю. М. Швалб); психологический (О. Б. Долгинова, И. С. Кон, О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев, В структуре одиночества выделяют три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Каждый индивид определяет и понимает одиночество в зависимости от собственного комплекса чувств, мыслей, поступков. Среди причин, вызывающих одиночество, выделяют как внешние, так и внутренние. К внешним относится социальная среда, к внутренним — личностные особенности индивида. Различают три типа одиночества: хронический, ситуативный и преходящий. Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах переживания одиночества, которые полностью и бесследно проходят. Отсутствие четкой терминологии, определяющей одиночество, приводит к подмене понятий. Уединение, отчуждение, изоляция — понятия, близкие понятию одиночества. Они обозначают условия, источники, следствия, проявления одиночества, но не само по себе одиночество. Кроме того, содержание этих понятий весьма неоднородно, так как включает в себя самые различные, а подчас и полярные модусы человеческого бытия. В результате анализа литературы, посвященной пониманию одиночества, делается вывод, что одиночеством можно считать эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания внутренней отделенности от значимых людей, находящихся в социальной среде. Трактовка понятия «одиночество» как состояния раскрывает, с одной стороны, его универсальность, т. е. оно присуще всем людям, с другой — его преходящий характер. Анализ литературы показал, что в области общей психологии проблема одиночества у взрослых людей достаточно разработана. Проведено множество исследований, касающихся одиночества в подростковом и юношеском возрастных периодах (О. Б. Долгинова, И. С. Кон, С. В. Малышева, Н. В. Перешеина). Именно в подростковом возрасте ребенок переживает острый кризис одиночества, когда происходит развитие самосознания. Подросток, стремясь к обособлению своей личности, защищая границы своего «я», стремится к уединению, а, добившись своего, узнав себя, он осознает свое одиночество и стремится уже избавиться, освободиться от него. В специальной психологии имеется большое количество сведений о психологических особенностях детей-сирот с ЗПР (Т. А. Власова, В. И. Дубровина, Л. И. Божович отмечала, что большинство воспитанников детских домов нуждаются в уединении, необходимости побыть в одиночестве в связи с усталостью от постоянного пребывания в коллективе. Л. М. Шипицына говорит о том, что условия воспитания в интернатных учреждениях накладывают отпечаток на формирование личности воспитанников детских домов и формируют у них различные негативные реакции и отрицательные переживания, в том числе и одиночество. В результате различного понимания одиночества возникают противоречия, связанные с тем, испытывают ли воспитанники детских домов состояние одиночества или нуждаются в нем. Теоретический анализ научных источников по теме исследования показал, что проблема одиночества у подростков с ЗПР в области специальной психологии недостаточно освещена, в исследованиях отсутствуют данные по особенностям проявления одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в разных условиях, по содержанию и подходам к коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие указанной категории детей. Во второй главе«Исследование одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в разных условиях»раскрывается организация и осуществление констатирующего этапа исследования, описывается процесс организации и условия выявления особенностей проявления одиночества у подростков с ЗПР, проводится количественный и качественный анализ экспериментальных данных. Первый этап констатирующего эксперимента — определение и отбор методов и приемов изучения состояния одиночества у подростков с ЗПР. Второй этап — проведение психолого-педагогического обследования подростков с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников, воспитывающихся в разных условиях (семья и детский дом). Третий этап — анализ, сравнение и обобщение полученных результатов. При разработке психодиагностического комплекса исследования состояния одиночества у подростков с ЗПР приходилось опираться на принципы адекватности используемых методик цели, задачам и гипотезе исследования, соответствия выбранных методик особенностям подросткового возраста и уровню интеллектуального развития испытуемых, системности и целостности, так как развернутую психологическую характеристику особенностей одиночества подростка с ЗПР можно получить только в результате использования нескольких методик. Согласно теоретическим положениям, представленным в первой главе, структуру одиночества составляют три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Когнитивный аспект одиночества выражается как форма самосознания (Д. Рассел). Эмоциональный компонент проявляется в различных отрицательных переживаниях: тревога, безнадежность, печаль, депрессия, застенчивость (Дж. Зилбург, К. Мустакас). Поведенческий компонент выглядит как избегание других людей, неумелое поведение в различных ситуациях, агрессивность, стеснительность, замкнутость, т. е. включает в себя и особенности коммуникативной сферы (А. Б. Добрович, В. А. Кан-Калик, И. С. Кон). Когнитивный аспект одиночества исследовался с помощью анкеты «Беседа об одиночестве» А. Л. Лихтарникова, методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации Были использованы также такие методы, как метод моделирования, анализ медико-психолого-педагогической документации, методы математической статистики (критерий Спирмена, критерий Фишера, G-критерий знаков). По методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона было выявлено, что одиночество испытывают 28,2% нормально развивающихся подростков и 31,3% подростков с ЗПР. Результаты проведенного исследования также показали, что 31,5% подростков из семей и 27,8% подростков из детского дома испытывают одиночество. Учитывался только средний и высокий уровни одиночества. Математическая обработка (критерий Фишера) показала отсутствие различий в субъективном ощущении одиночества подростками с ЗПР и нормально развивающимися, воспитывающимися в семье и в детском доме (табл. 1). Таблица 1 Результаты диагностики уровня субъективного ощущения одиночества
Полученные результаты говорят о том, что одиночество довольно характерное явление для подросткового возраста, оно в равной мере присуще подросткам с ЗПР и нормально развивающимся, воспитывающимся в разных условиях. Опросник «Беседа об одиночестве» А. Л. Лихтарникова позволил уточнить причины одиночества у подростков с ЗПР и нормально развивающихся подростков, воспитывающихся в детском доме и в семье, а также выявить особенности понимания ими данного состояния. Этот опросник адаптирован к детям группы риска, воспитывающимся в приютах, интернатах, детских домах. Было выявлено, что большинство подростков, как нормально развивающихся, так и с ЗПР, воспитывающихся в разных условиях (детский дом и семья), считают, что одиночество чаще испытывают дети, чем взрослые. Мы связываем это с проекцией их собственных переживаний. Описывая одинокого человека, воспитанники детских домов обычно связывают его одиночество с отсутствием близких и друзей, причем это особенно отмечается у подростков с ЗПР. Подростки, воспитывающиеся в семье, чаще говорят о личностных особенностях одинокого человека («замкнутый», «нерешительный», «спокойный», «застенчивый», «малоразговорчивый»), воспитанники детских домов описывают его поведенческие реакции. Подростки с ЗПР видят в одиночестве лишь негативные моменты («страх», «никому не нужен», «тоска»), в то время как некоторые нормально развивающиеся подростки, особенно старшие, видят в одиночестве и положительные моменты («можно посмотреть телевизор, подумать обо всем»). Было выявлено, что большинство нормально развивающихся подростков, воспитывающихся как в семье, так и в детском доме, отрицают «одиночество в толпе». Это говорит о том, что они реже испытывают данное состояние в коллективе по сравнению с их сверстниками, имеющими ЗПР. Можно объяснить данную особенность недоразвитием коммуникативной сферы подростков с ЗПР. Их неумение общаться приводит к тому, что даже в коллективе они чувствуют себя одиноко. Среди причин, вызывающих одиночество, большинство воспитанников детских домов и с ЗПР, и нормально развивающихся указывают ссоры с друзьями, близкими или отсутствие друзей и близких. Это говорит о влиянии условий социальной депривации на возникновение одиночества, об ограничении социальных контактов с близкими. Также одиночество у подростков, воспитывающихся в детском доме, возникает по причине недоразвития коммуникативной сферы, в частности неумения общаться со сверстниками, конфликтности и агрессивности отношений, что характерно для большинства воспитанников детских домов с ЗПР и нормально развивающихся. У подростков, воспитывающихся в семье, в качестве основной причины одиночества выступает отсутствие общения, внимания, понимания со стороны родных и друзей. Это характерно не только для подростков из неполных, асоциальных семей, но и для подростков, воспитывающихся в благополучных, полных, состоятельных семьях. Эмоциональная депривация как основная причина одиночества может возникнуть и в полной семье. Причиной этого становится алкоголизация родителей, неудовлетворенность взаимоотношениями, эмоциональная незрелость родителей, их жестокое обращение с ребенком, холодность. Одиночество подростки испытывают также, находясь в уединении. Причем чаще упоминают данные ситуации подростки с ЗПР, воспитывающиеся в разных условиях. Выявленные различия между подростками с ЗПР и нормально развивающимися говорят о недостаточно четком понимании одиночества подростками с ЗПР. Они часто подменяют понятие «одиночество» понятием «уединение», т. е. понимают одиночество не как эмоциональное, а как физическое состояние, изоляцию или уединение. У нормально развивающихся подростков отмечается возрастная динамика в понимании состояния одиночества. Если младшие подростки (13—14 лет) описывают одиночество как состояние физической изоляции, плохого настроения, скуки, грусти, то некоторые старшие подростки (15—16 лет) рассматривают одиночество либо амбивалентно, либо видят в нем и положительные моменты. Полученные данные совпадают с результатами исследования одиночества у нормально развивающихся подростков С. В. Малышевой. Подростки с ЗПР (младшие и старшие) понимают одиночество как состояние физической изоляции и воспринимают его отрицательно. У данной категории подростков не отмечается возрастной динамики в понимании одиночества, что говорит об их недостаточном интеллектуальном развитии. Общим в высказываниях подростков с ЗПР и нормально развивающихся, воспитывающихся в разных условиях, является то, что все они считают, что одиночество можно преодолеть. Они называют различные способы борьбы с одиночеством, которые можно определить в следующие смысловые блоки: «Друзья», «Общение», «Развлечения», «Работа над собой», «Семья». Наибольшее число высказываний относится к первому и второму блокам, наименьшее — к блоку «Семья» (независимо от условий воспитания и уровня интеллектуального развития подростков). Таким образом, можно отметить специфику понимания и переживания одиночества у подростков с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Подростки с ЗПР недостаточно четко понимают данное состояние в силу своих интеллектуальных особенностей, видят в нем лишь отрицательные стороны, хотя испытывают состояние одиночества наряду с нормально развивающимися подростками. Непродуктивное, конфликтное, поверхностное общение приводит к тому, что многие из них испытывают одиночество. Изучениесамооценкии коммуникативных склонностей проводилось только у подростков со средним и высоким уровнями одиночества. С помощью методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан было выявлено, что самооценкау подростков с ЗПР не отличается от самооценки нормально развивающихся подростков, испытывающих одиночество. Однако у подростков, испытывающих одиночество, воспитывающихся в семье, самооценка ниже (но она достигает среднего уровня), чем у их сверстников из детского дома. Подростки, испытывающие одиночество, воспитывающиеся в условиях детского дома, менее критично оценивают себя, чем их сверстники, воспитывающиеся в семье. Специфика системы государственных интернатных учреждений для детей, лишенных родительского попечительства, — «закрытость», отсутствие контактов в социально-культурной сфере, разрыв эмоционально значимых связей (И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Для обследования коммуникативной сферы подростков, испытывающих одиночество, применялась методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Было выявлено, что у подростков с ЗПР, испытывающих одиночество, уровень коммуникативных склонностей ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Данные результаты говорят об особенностях развития сферы общения подростков с ЗПР, в частности о конфликтных взаимоотношениях, поверхностности контактов, их эмоциональной обедненности. При сравнении результатов в группах подростков, воспитывающихся в разных условиях, было выявлено, что у подростков, испытывающих одиночество и воспитывающихся в семье, уровень коммуникативных склонностей выше, чем у их сверстников из детского дома. Полученные данные раскрывают особенности общения со сверстниками и взрослыми у воспитанников детских домов, описанные многими исследователями (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Н. Н. Толстых и др.). Воспитанники детского дома менее успешны в решении конфликтов со взрослыми и сверстниками, чем дети, воспитывающиеся в семье. У них отмечается неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта, существенное недоразвитие «интимно-личностной стороны общения», которое приобретает особую значимость в подростковом возрасте. Таким образом, можно отметить влияние и интеллектуального развития, и условий воспитания на коммуникативную сферу подростков, недоразвитие которой и приводит к возникновению одиночества. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы: — одиночество — характерное явление для пубертатного периода, оно в равной мере присуще подросткам нормально развивающимся и с ЗПР, воспитывающимся в разных условиях (условия семьи и детского дома); — у подростков с ЗПР отмечается специфика в понимании одиночества как состояния физической депривации и как исключительно негативного явления; — возникновение одиночества у подростков с ЗПР (воспитывающихся как в детском доме, так и в семье) обусловлено эмоциональной депривацией, а также недоразвитием коммуникативной сферы (отмечается у всех подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома). В третьей главе «Психолого-педагогическая технология коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР» представлена характеристика экспериментальной базы исследования; освещены научно-теоретические основы и содержание разработанной психолого-педагогической технологии, проведен анализ результатов формирующего эксперимента. В формирующем эксперименте принимали участие две группы подростков с ЗПР, испытывающих состояние одиночества. Одну группу составили подростки с ЗПР, воспитывающиеся в условиях детского дома, — 12 человек, другую — их сверстники с ЗПР, воспитывающиеся в семье, — 10 человек. На подготовительном этапе осуществлялся анализ образовательной среды испытуемых, подбиралось оптимальное время для обследования подростков и организации занятий, устанавливался контакт с подростками, проводились беседы классными руководителями, учителями, социальными педагогами, психологами образовательных учреждений и детских домов. На диагностическом этапе осуществлялось психолого-педагогическое обследование подростков с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников, воспитывающихся в разных условиях (семья и детский дом). На прогностическом этапе прогнозировался вероятностный результат психологической работы, проектировалась психологическая программа по профилактике деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома, формировались блоки данной программы, планировался график ее осуществления. На формирующем этапе реализовывалась психологическая программа по профилактике деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома. Признавая тот факт, что переживание одиночества способствует развитию рефлексии и является необходимым этапом в формировании самосознания подростка (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Е. Н. Erikson и др.), считаем, что оно может лежать и в основе деструкций поведения в социальной среде (С. В. Малышева, Н. В. Перешеина и др.). При воспитании подростка с ЗПР в благоприятных условиях, когда взрослые дают подросткам возможность уединиться, погрузиться в себя, подумать, а при желании обсудить все с близкими людьми, этот период проходит без сильных негативных переживаний одиночества. Пребывание ребенка с ЗПР в неблагоприятных условиях воспитания (асоциальная семья, воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки, интернатные учреждения) вызывает негативные последствия одиночества в пубертатный период, являющиеся ведущим фактором криминализации в подростковой среде. Обостренные переживания одиночества также характерны для молодых людей с суицидальными тенденциями.
Рис. Структурно-функциональная схема психолого-педагогической технологии Цель данной программы — профилактика деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в разных условиях. Программа профилактики деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР составлена на основе психологических программ и тренингов Блок 1. Ты не одинок. Цель:повышение уровня жизненного оптимизма, осознание своей уникальности и неповторимости, снижение уровня фрустрации, знакомство со способами преодоления одиночества. Блок 2. В мире эмоций. Цель:формирование представлений об эмоциональной сфере человека, знакомство с различными способами проявления эмоциональных реакций, рефлексия собственного эмоционального состояния. Блок 3. Наше общение. Цель:знакомство со средствами общения, определение комфортной дистанции для общения, отработка невербальных средств общения. Блок 4. Мой мир. Цель:осознание своей индивидуальности, признание уникальности и неповторимости другого человека, повышение самооценки на основе самораскрытия и самопринятия. Блок 5. Учимся сотрудничать. Цель:повышение коммуникативной компетентности, развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других. Блок 6. Мое будущее. Цель:осмысление своей жизни, развитие способности к целеполаганию, проектирование своих жизненных планов. Основные нормативы: возрастные границы — от 11 до 16 лет; оптимальная численность группы — 10—12 человек; продолжительность занятий — 45 минут, всего 36 занятий, рассчитанных на весь учебный год с частотой проведения 1 раз в неделю. К программе прилагается рабочая тетрадь с заданиями для самостоятельной работы подростков с ЗПР, помогающая успешно усваивать материал и проводить рефлексию каждого занятия. На контрольно-аналитическом этапе анализировались результаты формирующего эксперимента, формулировались общие выводы. Эффективность коррекционных занятий отслеживалась по результатам диагностики подростков с ЗПР, испытывающих одиночество, воспитывающихся в детском доме и в условиях семьи, на начало и конец учебного года (табл. 2, 3). Динамика результатов в таблицах показана полужирным прописным шрифтом. Критериями оценки эффективности психолого-педагогической технологии были изменения уровней: одиночества (снижение уровня), самооценки (самооценка должна достигать среднего или высокого уровня) и коммуникативных склонностей (повышение уровня). Таблица 2
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |