Результаты диагностики подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи
Контрольная диагностика, проведенная через один год, т. е. по истечении реализации программы, показала положительную динамику по результатам методик у подростков с ЗПР. Изменилось эмоциональное состояние с негативного на позитивное. В выборе подростков по цветовому тесту Люшера превалировали яркие цвета (желтый, синий, зеленый) в начале ряда. В целом у испытуемых отмечались активность, стремление к общению, инициативность, отзывчивость, потребность в деятельности, самоутверждении, стремление к независимости, оптимистический настрой, стремление к ярким впечатлениям. У обеих групп подростков с ЗПР изменились показатели самооценки (она приблизилась к среднему и высоким уровням), снизился уровень одиночества и повысился уровень коммуникативных склонностей. Так, у четырех воспитанников с ЗПР из детских домов (33,3%) изменился уровень самооценки: у трех она с низкого уровня перешла на средний, а у одного — наоборот, очень высокий уровень стал высоким; у пяти (41,7%) подростков изменился уровень одиночества со среднего до низкого. Также у них на порядок возрос уровень коммуникативных склонностей; у трех (25,0%) подростков он изменился с низкого уровня до ниже среднего, у трех (25,0%) — до среднего. Аналогичные результаты отмечаются у подростков с ЗПР, воспитывающихся в семьях. У четырех (40,0%) подростков изменился уровень самооценки, у трех (30,0%) он возрос с низкого до среднего уровня, а у одного — до высокого уровня. У четырех (40,0%) подростков изменился уровень одиночества со среднего на низкий. Изменился у них и уровень коммуникативных склонностей. У двух (20,0%) подростков он возрос с низкого до ниже среднего уровня, у трех (30,0%) — с ниже среднего до среднего уровня, у одного (10,0%) — со среднего до высокого уровня коммуникативных склонностей. В целом у многих подростков с ЗПР сформировалось представление о состоянии одиночества, они изменили свое отношение к данному состоянию, осознали не только отрицательные, но и положительные стороны одиночества, научились эффективно его использовать. Произошли изменения в сфере самосознания подростков с ЗПР: их самооценка стала более адекватной, они почувствовали себя более уверенными и критичными. У большинства отмечалась эмоциональная стабильность, уравновешенность, отзывчивость. Произошли у них также изменения в сфере общения и в поведении, повысился уровень коммуникативных склонностей, развились навыки межличностного взаимодействия. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной психолого-педагогической технологии коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР. В заключении диссертационной работы представлено теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы: 1. Уточнено понятие «одиночество у подростков с ЗПР», под которым понимается эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания внутренней отделенности от значимых людей, находящихся в социальной среде. 2. Установлено, что одиночество — характерное явление для подросткового возраста, оно в равной мере присуще нормально развивающимся подросткам и подросткам с ЗПР, воспитывающимся в разных условиях (условия семьи и детского дома). 3. Выявлены особенности проявления одиночества у подростков с ЗПР, которые отражаются в когнитивном и поведенческом компонентах в структуре одиночества. На когнитивном уровне специфика проявления одиночества выражается в понимании одиночества как состояния физической депривации и как исключительно негативного явления. На поведенческом уровне отмечается недоразвитие коммуникативной сферы у подростков с ЗПР, которое выражается в трудности в установлении дружеских отношений, конфликтности и агрессивности контактов. Особенно это характерно для воспитанников детских домов с ЗПР, у которых искажение коммуникативной сферы обусловлено также условиями социальной депривации. 4. Уточнен психологический механизм, вызывающий одиночество у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома. Основные причины одиночества у подростков с ЗПР — это эмоциональная депривация, которая выражается в недостаточной возможности для установления близких эмоциональных отношений с каким-либо лицом или в разрыве уже созданных эмоциональных связей, эмоциональной холодности родителей, отвержении со стороны сверстников. Эти явления характерны и для воспитанников детских домов, и для подростков, воспитывающихся в семье. Также одиночество у подростков с ЗПР возникает по причине недоразвития коммуникативной сферы, которое отмечается у большинства из них и наиболее выражено у воспитанников детских домов. 5. Разработана и апробирована психолого-педагогическая технология коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР, которая включает в себя знакомство со способами преодоления одиночества, развитие эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков, самосознания, развитие межличностных отношений; формирование временной перспективы, целеполагания; доказана ее эффективность. Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу о специфике понимания и переживания состояния одиночества подростками с ЗПР, которые накладывают отпечаток на их поведение, деятельность, общение и взаимодействие с окружающей средой, и доказали эффективность психолого-педагогической технологии коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР. Полученные результаты не претендуют на заключение об исчерпанности в решении обозначенной проблемы. Перспективным продолжением исследования может стать дальнейшая разработка структуры и содержания комплекса диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий в работе с указанной категорией детей различного возраста.
Основное содержание диссертации отражено Статья в рецензируемом научном издании, 1. Селиванова, Е. А.Специфика проявления одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в семье и в детском доме /Е. А. Селиванова // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск, 2008. — № 10. — C. 332—343 Статьи в других научных изданиях: 2. Васильева, Е. А. Изучение феноменов одиночества и лидерства у детей с ЗПР в условиях детского дома / Е. А. Васильева, Э. Р. Рамазанова // Материалы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. — Екатеринбург, 2005. — С. 19—21 (0,2 / 0,1 п. л.). 3. Васильева, Е. А. Изучение проявления лидерства и одиночества у детей с ЗПР в условиях социальной депривации / Е. А. Васильева, Э. Р. Рамазанова // Вестник психологии и педагогики. — Челябинск, 2005. — Вып. 5. — С. 44—47 (0,3 / 0,2 п. л.). 4. Селиванова, Е. А. Осмысление феномена одиночества / Е. А. Селиванова, 5. Селиванова, Е. А. Выявление одиночества у подростков с ЗПР / Е. А. Селиванова, И. Г. Смирнова // Эволюция образования в современном мире : материалы международной научно-практической конференции. — Челябинск, 2007. — С. 134—136 (0,2 / 0,1 п. л.) 6. Селиванова, Е. А. Изучение феномена одиночества у детей-сирот с ЗПР /
Подписано в печать 07.05.09. Формат 60 ´ 84/16. Бумага для множ. ап. ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». E-mail: [email protected]
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |