Понятие и сущность экономического механизма природопользования
Экономический механизм природопользования – совокупность методов управления природопользованием, призванных создавать материальную заинтересованность ресурсопотребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой. Основными экономическими рычагами в организации охраны окружающей среды и использования природных ресурсов являются: – экономическое стимулирование рационального природопользования; – финансирование природоохранных мероприятий; – льготное кредитование природоохранной деятельности; – определение лимитов на пользование природными ресурсами; – экономическая ответственность за нарушение природоохранного законодательства и загрязнение окружающей среды. На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование. Инструменты ценового регулирования можно условно подразделить на: · поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т. п.), · принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов); · компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.). В период становления рыночной экономики экономические рычаги управления тесно связаны с административными. Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов. 2. Методы экономического стимулирования рационального Экономическое стимулирование может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и ответственности. Экономический механизм природопользования должен не только противодействовать нарушениям установленных правил и норм санкциями и штрафами, но и поощрять предприятия и лица, ведущие борьбу за сохранение природной среды. Среди методов негативной мотивации наиболее существенны следующие меры воздействия: – штрафные санкции за нарушение природоохранного законодательства; – платежи за потребление природных ресурсов; – платежи за загрязнение окружающей среды; - возмещение нанесенного ущерба государству, другим природопользователям. В настоящее время методы позитивной мотивации для природопользования представлены в виде следующих элементов: а) представление в распоряжение предприятий части прибыли (в зависимости от величины рентабельности), фактически полученной от реализации товаров и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства; Б) отдельные виды премирования работников предприятий за рациональное природопользование и охрану окружающей среды. Система платного природопользования в РБ Центральным звеном экономического механизма природопользования на современном этапе является система платности. Статьей 83 Закона РБ «Об охране ОС» (в редакции от 21.12.2007 г.) прописаны два вида природопользования – общее и специальное. Общее ПП является бесплатным, специальное – на платной основе, если иное не установлено законодательными актами. Платежи за специальное природопользование взимаются в форме налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей и арендной платы. К налоговым платежам относят экологический и земельный налоги, к неналоговым – платежи за пользование объектами растительного и животного мира. Плата за специальное природопользование не освобождает виновных от выполнения ими мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда, причиненного в результате незаконного использования, или иного вредного воздействия на природу. Экологический налог В соответствии с Законом РБ «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (в редакции от 26.12.2007 г.) экологический налог состоит из платежей за: 1) использование (изъятие, добычу) природных ресурсов; 2) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 3) сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; 4) размещение отходов производства в пределах установленных лимитов; 5) перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов; 6) за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими эту деятельность; Производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона. Это в том случае, если после утраты ими потребительских свойств образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие их сбора, обезвреживания и (или) использования. 8) за производство или импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % или более летучих органических соединений. А также взымаются: - сбор при ввозе на территорию РБ озоноразрушающих веществ; - сбор за проезд автомобильного транспорта иностранных государств (в зависимости от вида, характеристик и времени пребывания на территории РБ). Плательщиками налога в соответствии с Законом «О налоге за пользование природными ресурсами» являются объединения, предприятия, организации и их филиалы, представительства и их отделения и другие обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности. Плательщиками экологического налога также являются: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, подсобные хозяйства предприятий, организаций, межхозяйственные организации, рыбоводные предприятия и др.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1565)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |