Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Территориальные изменения России в XVIII – XIX вв



2015-11-27 5493 Обсуждений (0)
Территориальные изменения России в XVIII – XIX вв 4.88 из 5.00 8 оценок




На западе, в начале XVIII в., благодаря усилиям Петра I , в результате многолетней Северной войны со Швецией (1700—1721 гг.) Россия овладела устьем Невы и прилегающими землями, Эстляндией и Лифляндией (современная Эстония и часть Латвии).

В 1712 г. новый город, создаваемый с 1703 г. по плану под личным надзором Петра, стал столицей Российской империи, ее главным портом, центром судостроения, промышленности, торговли. С XVIII в. практически все внешние связи с западными странами осуществлялись через Санкт-Петербург.

В конце XVIII в. после трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) к России отошли белорусские, западноукраинские земли, Литва и Курляндия (западная Латвия).

В XIX в. территориальный рост на запад продолжился. В результате очередной войны со Швецией (1808-1809 гг.) к России отошли Финляндия и Аландские острова, а после войны с Наполеоном (1812-1814 гг.) — большая часть Польши.

На южных

рубежах государства в XVIII в. в состав России вошла север­ная часть Казахстана, а в результате русско-турецких войн (1735-1739, 1768-1774 и 1787-1791 гг.) - Предкавказье, побережье Черного и Азовского морей (Новороссия ) и Крым (Таврия ). С этого времени русские торговые суда получили возможность беспрепятственно ходить по Черному морю.

В XIX в. южная граница еще больше продвинулась к югу. В результате успешных войн с Турцией и Ираном в состав Российской империи вошли Бессарабия, устье Дуная (позже потеряно), Дагестан, а также Северный Азербайджан, Грузия и Восточная Армения. Во второй половине XIX в. к России в результате Кавказской войны (1817-1864 гг.) были присоединены Чечня, Горный Дагестан и Северо-Западный Кавказ, в ходе войны с Турцией (1877-1878 гг.) — Аджария. Таким образом, за Россией были закреплены весь Кавказ и Черноморское побережье.

На юго-востоке к России присоединились Центральный и Южный Казахстан. Опережая англичан, русские отряды заняли Среднюю Азию, разбив войска Хивинского, Кокандского и Бухарского ханств, а также туркмен и афганцев.

Территориальные изменения произошли и на востоке. На Дальнем Востоке вслед за Камчаткой к России была присоединена Чукотка. В результате территориального размежевания между Россией и Китаем за Россией были закреплены Приамурье (1858 г.) и Приморье (1860 г.). А по русско-японскому договору 1855 г. Россия получила право на весь Сахалин, уступив Южные, а в 1875 г. и остальные Курилы.

Крушение Российской Империи в 1917 г. привело к отделению многих ее территорий. В конце 1917 г. получила независимость Финляндия, в 1918 г. - Польша, откололась и оккупированная немцами Прибалтика. В 1917-1921 гг. на территории нынешней России, Украины, Белоруссии, Закавказья, Средней Азии возникали различные государственные образования. Но в результате победы большевиков в гражданской войне (1917-1922 гг.) было создано единое государство СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

 


Тема 6. Территориальное устройство РСФСР (1917-1991г.г.) и СССР (1922-1991г.г.)

Административно-территориальная реформа 20-х годов. Национально-территориальное устройство СССР и РСФСР. Совнархозы. Административная реформа 60-х годов. Идеи реформирования РСФСР 70-х – 80-х годов. Экономическое районирование в советский период. Ведомственное (отраслевое) районирование в советский период.

 

Крушение Российской Империи в 1917 г. привело к отделению многих ее территорий. В конце 1917 г. получила независимость Финляндия, в 1918 г. - Польша, откололась и оккупированная немцами Прибалтика. В 1917-1921 гг. на территории нынешней России, Украины, Белоруссии, Закавказья, Средней Азии возникали различные государственные образования. Но в результате победы большевиков в гражданской войне (1917-1922 гг.) было создано единое государство СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

 

Коренные преобразования административно-территориальной сетки страны начались вслед за Октябрьской революцией 1917 г. В качестве основного аргумента этих перемен (особенно в последующие годы) выдвигался принцип единства экономического районирования, национального состава и административно-территориального деления.

Начало осуществления административно-территориальной реформы относится к 1917 – 1922 гг. и связывается преимущественно с созданием новых национальных преобразований, т.е., по существу, с демонтажом старого районирования в целом, «индифферентного» к национальному своеобразию территорий. Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская автономная социалистическая республика (объединявшая чеченцев, ингушей, кабардинцев и других горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-Кавказскую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской (Удмуртской), Калмыцкой и Марийской автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и Бурят-Монгольская автономные республики, Узбекская, Туркменская союзные республики и другие национальные образования.

Наряду с формированием новых национальных образований в 1917 –1922 гг. происходил интенсивный процесс разукрупнения старых губерний. Так, из состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская губерния, из Пермской – Свердловская, из Новгородской – Череповецкая, из Саратовской – Царицынская и т. д.

Но затем четко проявилась противоположная тенденция – к объединению губерний. В период с 1923 по 1929 г. на политико-административной карте РСФСР появились:

1. Уральская область, включавшая в свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет.

2. Северокавказский край, в который вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии и национальные автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкасская и Карачаевская; позднее в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский Округа;

3. Сибирский край с центром в Новосибирске, объединивший Новониколаевскую, Омскую, Томскую, Иркутскую губернии, а также Ойратскую автономную область;

4. Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Приморской и Забайкальской губерний;

5. Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую губернии;

6. Центральная черноземская область с центром в Воронеже, объединившая Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, а также Часть территорий соседних губерний;

7. Нижневолжский край с центром в Саратове в составе Саратовской, Астраханской и Сталинградской губерний;

8. Средневолжская область, в которую вошли Ульяновская, Пензенская, Самарская и Оренбургская области, а также часть Саратовской губернии;

9. Северный край с центром в Архангельске, объединивший Архангельскую, Вологодскую и Северодвинскую области и автономную область Коми;

10. Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав Смоленскую, Брянскую, Калужскую губернии и часть Тверской;

11. Нижегородский край, образованный на месте Нижегородской и Вятской губерний, Марийской, Вотской и Чувашской автономных областей.

12. Ивановская промышленная область в составе Иваново-Вознесенской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерний;

13. Московская промышленная область, объединившая Московскую, Тульскую, Рязанскую, а также часть Тверской и Калужской губерний.

Итак, по сравнению с прежним губернским делением количество административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было выделено 13 краев и областей, в остальных союзных республиках эти единицы вообще не создавались – в них были сформированы округа (на Украине, например, 40, в Белоруссии – 8, в Казахстане - 12), наряду с которыми выделялись национальные автономии.

Осуществленное к 1929г. во всех республиках новое госплановское «административно-хозяйственное» районирование состояло из трех иерархических уровней: областей (краев), округов (ликвидированных в 30-х гг.) и районов. Указывалось, что при новом делении тщательно учитывались задания плана ГОЭЛРО, т. е. перспективы развития страны и конкретных районов, а также национально-этническая специфика территорий.

В 1939-1940 гг. территория СССР на западе увеличилась за счет присоединения Западной Украины и Белоруссии, Карельского перешейка и некоторых земель в Карелии и Мурманской области. СССР была возвращена Бессарабия (в 1918 г. захвачена Румынией) и присоединена населенная украинцами Северная Буковина. В 1940 г. в СССР вошли страны Балтии - Литва, Латвия, Эстония.

Интересно, что крупные изменения в политико-административном устройстве страны происходили во время войны 1941 – 1945 гг., причем не только в стратегически важных районах, но и далеко в Сибири – например, были образованы Тюменская, Курганская и другие области, в 1943 г. в состав СССР вошла республика Тува (в настоящее время республика Тыва).

В 1944 г. в состав РСФСР на правах автономной области вошла территория Тувинской Народной республики . После Второй мировой войны Советский Союз получил Калининградскую область (часть Восточной Пруссии), Закарпатскую Украину (до 1945 г. — часть Чехословакии), в Заполярье — Никель и Печенгу, а на Дальнем Вос­токе — Курильские острова и Южный Сахалин (возвращенные в результа­те разгрома Японии).

После войны административно-территориальные изменения продолжались, но они приобрели эпизодический характер. Среди наиболее важных можно отметить такие, как преобразование в 1945 г. Крымской АССР в Крымскую область (в 1954 г. в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская область была передана в состав Украинской ССР), а также Карело-Финской ССР – в Карельскую АССР.

Заметным событием, непосредственно затронувшим интересы административно-территориального деления страны, явилось образование на рубеже 50 – 60-х гг. так называемых

совнархозов. Эти территориальные конструкции, в условиях командно-распределительной экономики призванные оживить стагнировавшую советскую экономику, были в начале организованы в рамках экономических административных районов, но затем укрупнены. По прошествии нескольких десятилетий стало очевидным: повысить эффективность экономики в пределах совнархозов не удалось, а барьеры между предприятиями, находившимися в ведении разных субъектов управления, не только не ослабели, но даже укрепились. Появились тенденции к местничеству и прямой натурализации хозяйства. Хрущевская административно-хозяйственная реформа явно провалилась. Перед распадом Советского Союза в его состав входили 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев и 114 административных областей (рис.1, табл.1).

 

Рис.. Административно-территориальное устройство СССР

 

Определенно можно сказать, однако, что число уровней в иерархиях административно-территориального устройства в политически стабильных и экономически процветающих государствах не больше трех, максимум четырех (государство-штат-графство; государство-земля-муниципальный округ; и т.п.). Увеличение количества уровней административно-территориального деления, как правило, приводит к конфликтам между уровнями. Число уровней в иерархии административно-территориального деления в СССР составляло 5 (в республиках с районным делением "СССР-республика-район- город-поселение"), и 6 (в республиках с областным делением:"СССР-республика-область (край)-город-район-поселение"). Распад СССР, также как регионализацию России, можно рассматривать как структурную деформацию иерархий административно-территориального устройства, сопровождающуюся уменьшением количества уровней. Феноменологическое многообразие форм распада (этнические, региональные, политические, территориальные и т.п. конфликты) скрывает единое структурное основание этих процессов – принципы организации социального пространства на административном рынке и конфликты между иерархизированными уровнями и единицами административно-территориального деления в ходе трансформации административного рынка.

В пятиуровневой структуре административный район может быть "старше" города, что влечет за собой существенные различия в их политическом поведении и свойствах системы в целом. Это не структурное свойство административно-территориального деления, а функциональное, связанное в первую очередь с тем, что в городах базировались промышленные предприятия союзного и республиканского подчинения, а потому более значимые с точки зрения Центра. В то же время, в районах базировались этноспецифичные (и потому более значимые для руководства республик) производства.

В целом система административно-территориального деления была построена так, чтобы минимизировать количество и типы конфликтов, разрешаемых на низших уровнях административно-территориальной иерархии.

В общем, административно-территориальное деление СССР было весьма логичным. Конфликты были институализированы в системе представительских органов власти, где решались с большим или меньшим успехом.

В 1991 г. произошел распад СССР на отдельные независимые государства — бывшие союзные республики.

 

 

Тема 7 Изменения в территориальном устройстве России в 90-е годы ХХ века

“Парад суверинитетов”. Обновление географических названий. Межрегиональные асоциации экономического взаимодействия. Изменения в АТУ субъектов Федерации, территориальные основы местного самоуправления.

 

Административно-территориальное устройство постперестроичной России претерпело существенные количественные и качественные изменения.

Прежде всего, распад СССР привел к изменению статуса всех бывших автономных республик и ряда автономных областей. При этом процесс преобразований шел очень интенсивно. (Например, Горно-Алтайская автономная область – Горно-Алтайская АССР – Горно-Алтайская ССР – Республика Горный Алтай – Республика Алтай.) Россия признала новый статус автономных республик поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г., отказавшись от названия «АССР», заменив его другим – «Республика в составе РСФСР».

Если раньше в состав РСФСР входило 16 автономных республик, то теперь Российская Федерация объединяет 21 республику: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч, Карчаево-Черкесская Республика. Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская республика – Чаваш Республики.

Бывшие автономные области – Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасия, став республиками, вышли из состав краев (Краснодарского, Алтайского, Ставропольского и Красноярского), в которые они раньше входили. Всего краев 7: Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Пермский край.

В России осталась одна автономная область – Еврейская; другие за последние годы преобразованы в республики.

По Конституции в России 9 автономных округов: Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

Таким образом, современная Россия имеет в своем составе 89 субъектов Федерации, включая 21 республику, 7 краев, 48 областей , 9 автономных округов, 1 автономную область, а также 2 города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург

Кроме того, в мае 2000 г. указом Президента Российской Федерации было учреждено 7 федеральных округов:

Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.

Микроуровень административного деления России – это примерно 1900 низовых административных районов, около 1100 городов, включая 330 внутригородских районов и округов, а также почти 2 тыс. поселков городского типа и свыше 24, 4 тыс. сельских администраций.

Рис. Современное административно-территориальное деление России

Российская Федерация характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство. Однако образование Российской Федерации шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединение несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила Конституция.

Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник - РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Российская федерация сохранила все основные особенности административно-территориального устройства СССР и, вместе с ними, те отношения, которые привели к распаду СССР. Это в первую очередь различие между областями (аналоги республик СССР с областным делением) и республиками (аналог республик СССР с районным делением) и специфическое несоответствие их внутренних иерархий между уровнями "район-город". Данная система административно-территориального деления досталась России в "наследство" и практически не обеспечивала устойчивого развития в новых экономических условиях.

Давно назревшая необходимость изменения административно-территориального устройства страны предопределила современный этап ее кардинального реформирования. Первым шагом в этом направлении стал Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. о создании 7 федеральных округов и утверждение Положения и полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Федеральные округа, не затрагивая основное (конституционное) административно-территориальное деление, являются в настоящее время стратегической формой укрепления вертикали государственной власти в России. В дальнейшем федеральные округа будут выступать как основа современной территориальной организации хозяйства и административно-территориального устройства Российской Федерации.

 


РАЗДЕЛ III СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГОУСТРОЙСТВА РОССИИ

 

Тема 8 Современное состояние территориального устройства России

на федеральном уровне

Федеративное устройство России. Национальный фактор в федеративном устройстве России. Экономические районы, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (МАЭВ), федеральные округа – назначение, сходства и различия. Отраслевое и ведомственное районирование России

 



2015-11-27 5493 Обсуждений (0)
Территориальные изменения России в XVIII – XIX вв 4.88 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: Территориальные изменения России в XVIII – XIX вв

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)