Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ



2015-11-27 5567 Обсуждений (0)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 5.00 из 5.00 8 оценок




СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Часть 1.

План

1.Классификация способов образования В.В. Виноградова:

а) морфологическое словообразование;

б) морфолого-синтаксическое словообразование;

в) лексико-синтаксическое словообразование;

г) лексико-семантическое словообразование.

2. Возможные классификации способов словообразования в системе синхронного словообразования:

а) в зависимости от характера словообразовательного форманта (морфологические – неморфологические);

б) в зависимости от характера производящей базы (способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу, и способы образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу).

3. Морфологические способы словообразования:

а) суффиксальный;

б) префиксальный;

в) постфиксальный;

г) комбинированные (или смешанные).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Способ словообразования, словообразовательный формант, производящая база, морфологическое словообразование, морфолого-синтаксическое словооб-разование, лексико-синтаксическое словообразование, лексико-семантическое словообразование, суффиксальный способ образования, префиксальный способ словообразования, постфиксальный способ словообразования, комбинирован-ные (или смешанные) способы словообразования, чистое сложение, сложение в сочетании с суффиксацией, аббревиация, усечение, универбация, субстантивация, сращение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современный русский язык. Ч. 2. Словообразование. Морфонология. Мор-фология / Под ред. П.П.Шубы. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: ООО «Плопресс», 1998. – С. 87 – 109.

2. Русская грамматика. Т. 1. – М.: «Наука», 1980.

3. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2. Словообра-зование. Морфология. – М.: «Просвещение», 1981. – С.64 – 72.

4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 308 – 320.

5. Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979.


1.

Создание новых лексических единиц – одна из главных прикладных задач словообразования. В процессе словопроизводства активно участвуют различные способы словообразования. Они действуют на уровне ряда словообразовательных типов с одним и тем же видом словообразовательного форманта (при этом не учитываются ни материальное воплощение форманта, ни его конкретное словообразовательное значение).

Первая полная классификация способов русского словообразования была разработана В.В.Виноградовым. В своих работах («Вопросы современного русского словообразования» (1953), «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии» (1952), он выделил и охарактеризовал 4 основных направления в процессе словопроизводства.

1. Морфологическое словообразование. В основе его – преобразование исходных лексических единиц в новые слова путем прибавления различных аффиксов или усечения элементов исходной единицы (актер – актр-ис(а), стоять – у-стоять, красит – красить-ся, камень – о-камен-е(ть), син(ий) – синь, обвесить .. обвес). Границы морфологического словообразования широки. В нем представлены такие продуктивные способы образования новых слов, как суффиксальный, префиксальный, постфиксальный, смешанные (префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный и др.), фонетико-морфологический (бессуффиксальный). Подавляющее большинство русских производных лексем образовано этими способами.

II. Морфолого-синтаксическое словообразование.Охватывает все случаи перехода из одной части речи в другую – субстантивацию(переход прилагательных и причастий в существительные – смелый человек – смелого пуля боится); адъективацию(переход причастий в прилагательные – человек, вызывающий вас на переговоры – вызывающее поведение); адвербиализацию(переход из других частей речи в наречия – низ дома каменный – я шел низом), прономинализацию(переход из других частей речи в местоимения – большое и нужное дело – дело было в сентябре). Основная причина перехода слов из одной части речи в другую – изменение условий синтаксического функционирования лексем. Новые слова при этом являются продуктом расщепления единой лексической единицы, из которой выделяются две самостоятельные лексемы с разными лексико-грамматическими признаками.

К морфолого-синтаксическому словообразованию, по мысли В.В.Виноградова, относится и словосложение – образование новых слов в процессе морфологического преобразования синтаксических единиц – словосочетаний (электрический двигатель электродвигатель, рубить лед ледоруб, широкие плечи широкоплечий, литературный и художественный литературно-художественный).

III. Лексико-синтаксическое словообразование. Представлено различ-ными случаями слияния элементов словосочетания и превращения их в устой-чивую единицу, функционирующую в качестве слова – с ума сшедший сумасшедший; ума лишенный умалишенный, слабо развитый слаборазвитый; здраво мыслящий здравомыслящий, эло умышлять злоумышлять, благо творить благотворить. Производные слова при лексико-синтаксическом словообразовании выступают как конечный результат процесса лексикализации словосочетаний. Объединяясь в одну лексему, компоненты словосочетаний утрачивают свои фонетические, семантические и грамматические свойства отдельных слов. Вместо раздельнооформленной синтаксической единицы появляется цельнооформленная лексическая единица, сложная по структуре, но с общим планом выражения и содержания.

IV. Лексико-семантическое словообразование.Опирается на семанти-ческое расщепление полисемантических слов. Его основные причины – утрата семантической общности и разрыв семантических связей между различными значениями многозначного слова. Новые лексемы при этом образуются в результате обособления отдельных значений и оформления их как самостоятельных лексических единиц. По форме они всегда совпадают с исходным словом, но содержание их семантически независимо: в нем нет ничего общего с содержанием исходного слова, т.е. продуктом лексико-семантического словообразования являются слова-двойники, слова-омонимы. Сравните: совет ('наставление, указание, предложение, как поступить') – Совет ('орган государственной власти, одна из форм организации общества'), долг ('обязанность') – долг ('взятие взаймы'), метить ('ставить метку') – метить ('стараться попасть').

Классификация В.В.Виноградова представляет собой первое наиболее полное и систематизированное описание существующих в русском языке способов образования производных слов. Долгие годы она широко использовалась в вузовской практике и в специальных исследованиях. Ее значение сохраняется и в наши дни, хотя современные учебные пособия и «Русская грамматика» (М., 1980) дают иные классификации способов русского словообразования. И это естественно. Лингвистическая наука не стоит на месте.

За годы, прошедшие после появления классификации В.В. Виноградова, исследователи выделили и описали новые способы словопроизводства, не отмеченные В.В. Виноградовым, провели четкую границу между диахроническим (историческим) и синхронным словообразованием. И оказалось, что при синхронном описании современной словообразовательной системы выделяются одни способы словообразования, а при диахроническом подходе – другие. Так, к области диахронического (исторического) словообразования были отнесены те способы русского словопроизводства, для функционирования которых необходимо несколько временных периодов: лексико-семантический (образование омонимов), частично лексико-синтаксический (образование слов типа тотчас, сумасшедший), частично морфолого-синтаксический (все случаи перехода из одной части речи в другую, кроме субстантивации). Производные слова, образованные этими способами, появляются в языке не сразу, а постепенно, в результате длительного исторического развития. Процесс образования их всегда индивидуален, лишен каких-либо типизированных свойств и нерегулярен в своем проявлении.

При описании системы синхронного словообразования предлагаются различные классификации способов образования производных слов, используется различная терминология. Но в принципе все многообразие существующих в современной лингвистической литературе классификаций способов словопроизводства можно свести к двум основным. Первая опирается на качество словообразовательного форманта, вторая – на характер производящей базы.

В зависимости от качества словообразовательного формантавыделяются морфологические и неморфологические способы словообразования. К морфологическим относятся: а) аффиксальные способы ‑ префиксальный, суффиксальный, постфиксальный и комбинированные способы словообразования (префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный и префиксально-суффиксально-постфиксальный); б) сложение; сложение с суффиксацией. К неморфологическим – аббревиация, сращение и субстантивация прилагательных и причастий.

В зависимости от характера производящей базывыделяются: 1) способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу; 2) способы образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу. В первую группу входят суффиксация, префиксация, постфиксация, комбинированные способы словообразования, субстантивация прилагательных и причастий. Ко второй группе относятся сложение (чистое и сложносуффиксальное), сращение и аббревиация.

2.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

При морфологическом словообразовании в качестве производящих выступают одно или два слова. Сложение, приводящее к появлению сложных слов, и аббревиация, в результате которой образуются сложносокращенные слова, выделяются как способы образования производных единиц на базе двух (или более) производящих (мотивирующих) слов. Разграничение способов словообразования при одном производящем слове основывается на том, какие аффиксальные морфемы участвуют в процессе словопроизводства, как они присоединяются к производящей базе – отдельно или совместно. В первом случае выделяются префиксальный, суффиксальный и постфиксальный способы словообразования, во втором – комбинированные: префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный и префиксально-суффиксально-постфиксальный.

Суффиксальнымсчитается тот способ образования новых слов, при котором в качестве словообразовательного форманта выступает словообразовательный суффикс — мсти(ть) мсти-тель, висе(ть) вис-яч(ий), ма-лин(а) малин-ник. Каждая часть речи имеет свой набор словообразовательных суффиксов: суффиксы имен существительных — -ник-, -чик-/-щик-, -ач-, -к-, -ость/-есть, -ев-, -ств-/еств- (пыль-ник, вертолет-чик, сил-ач, пионер-к(а), бледн-ость, син-ев(а), дежур-ств(о)); суффиксы имен при-лагательных — -н-, -ан-, -ск-, -альн- (тезис-н(ый), кож-ан(ый), варвар-ск(ий), театр-альн(ый)); суффиксы глаголов — -ну-, -и-, -ива-/-ыва-/-ва-, -а-/-я- (крут-ну(ть), пудр-и(ть), откры-ва(ть), осматр-ива(ть)). В процессе суффиксального словопроизводства нередко осуществляется перевод слова из одной части речи в другую, т. е. производная лексема получает другое общечастеречное значение по сравнению с производящим — чисти(ть) чист-к(а), бледн(ый) бледн-е(ть), служб(а) служеб-н(ый), изобрази(ть) изобра-зи-тельн(ый). Эти функции суффиксов – отнесение слова к определенному грамматическому классу и способность менять грамматические характеристики слов – принято называть классифицирующими.

В качестве производящей базы при суффиксации обычно используется основа словоформы — бронз-а бронз-ов(ый), способн-ый способн-ость, стекл-о стекл-и(ть). К ней вполне применим термин производящая основа. Довольно часто она видоизменяется: морфонологически приспосабливается к присоединяемому суффиксу — огурец огуреч-н(ый) (чередование фонемц//ч), ката(ть)ся кат-ок (усечение производящей основы), жи(ть) жи-л-(ец), супруга→супруж-е-ск(ий) (наращение производящей основы за счет интерфикса), пальто пальт-ов(ый) (наложение морфем, или диффузияпальто+ов(ый)пальтовый).

Особой разновидностью суффиксального способа словообразования является нулевая суффиксация. Многие производные слова не имеют в своей структуре какого-либо материально выраженного суффиксального морфа и, тем не менее, считаются образованными суффиксальным способом — уходи(ть) уходØ, замени(ть) заменØ(а), ссо-ри(ть)ся ссорØ(а), сух(ой) сушьØ, син(ий) синьØ, золот(о) золотØ(ой), весн(а) вешнØ(ий), супруг супругØ(а. Называя определенные действия и признаки, они отсылают нас к соответствующим глаголам и прилагательным, которые по отношению к ним выступают как производящие — уход – “действие по глаголу уходить”, сушь – “признак, качество или свойство сухого”. Слова с процессуальным или атрибутивным содержанием преобразуются в слова с предметным значением, но это преобразование осуществляется без участия материально выраженного суффикса. Его значимое отсутствие подтверждается и анализом формально-семантических отношений в словообразовательных парах типа ходить – ходьба, бледный – бледность, где те же значения опредмеченного действия и опредмеченного признака имеют свою форму выражения — суффиксы -б- и -ость- соответственно.

Нулевая суффиксация особенно широко распространена в сфере именного словообразования. Чаще всего она используется для образования имен существительных, реже – имен прилагательных.

Задание №1. Образуйте суффиксальным способомс помощью словообразовательного словарядериваты (не менее 4). Назовите морфонологические явления (если есть).

Например: сух(óй) суши(ть), сухо, сухость, сушьØ.Чередование в корне С//Ш.



2015-11-27 5567 Обсуждений (0)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 5.00 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5567)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)