Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административно-правовое положение предприятий и учреждений



2015-11-27 534 Обсуждений (0)
Административно-правовое положение предприятий и учреждений 0.00 из 5.00 0 оценок




Предприятия и учреждения - это две разновидности организаций, и они отличаются друг от друга. Это отличие состоит в том, что деятельность предприятия носит производственный характер. Производственный характер деятельности предприятия может быть выражен в трех основных формах: а) производство продукции; б) выполнение работ; в) оказание услуг. Отсюда следует определение предприятия. Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг производственного характера в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

В отличие от предприятий, деятельность учреждений носит непроизводственный характер. Как правило, этот непроизводственный характер выражается (также как и у предприятий) в оказании услуг, но только в данном случае услуги носят непроизводственный характер. Услуги производственного характера от услуг непроизводственного характера отличаются их направленностью. Услуги производственного характера направлены на удовлетворение материальных или физических потребностей членов общества; в то время как услуги непроизводственного характера удовлетворяют потребности в социально-культурной или административно-политической сферах (учреждения образования, культуры, здравоохранения и т.д.).

Вместе с тем, следует иметь в виду, что помимо предприятий и учреждений в чистом виде, можно встретить предприятия, у которых имеются структурные подразделения в виде учреждений (поликлиника при крупном заводе). Можно также встретить и учреждения, имеющие свои структурные подразделения производственного характера (экспериментальные цеха при НИИ и т.д.).

следует выделить классификацию предприятий, учреждений в зависимости от видов их собственности.

По этому признаку предприятия, учреждения классифицируются на частные, государственные (федеральные и субъектов РФ) и муниципальные (районного, городского, сельского и поселкового значения).

Основы административно-правового статуса предприятий, учреждений.

Административно-правовой статус предприятий, учреждений определяется комплексом их прав и обязанностей и правосубъектностью.

Различаются комплексы прав и обязанностей для всех видов предприятий учреждений; для государственных предприятий и учреждений; и для негосударственных предприятий учреждений.

К правам и обязанностям, характерным для всех предприятий и учреждений относятся:

запрет на вмешательство государства в деятельность предприятий;

государственная регистрация предприятий;

обязанность ведения и предоставления бухгалтерской, статистической отчетности и иной информации, необходимой для налогообложения уполномоченным на то государственным органам;

обязанность соблюдать законодательство РФ и т.д.

 

Особенностью административно-правового статуса государственных предприятий является то, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относится создание предприятий; определение предмета и цели их деятельности; утверждение устава, управление предприятием, назначение и освобождение от должности руководства; реорганизация и ликвидация предприятий и т.д. Некоторые виды деятельности (производство оружия, боеприпасов и т.д.) разрешаются только государственным предприятиям.

11.вопрос Особенность административно-правового статуса негосударственных предприятийзаключаются в том, что они практически действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий. Роль государства по отношению к этим предприятиям проявляется лишь в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Таким образом, влияние государства на негосударственные предприятия является специфическим, не носящим характера государственного руководства их основной деятельностью.

Предприятия, учреждения, организации и иные юридические лица как субъекты административного права обязаны соблюдать: все правила и нормы пожарной безопасности, налоговое законодательство, экологическое, антимонопольное, санитарно-гигиенические нормы и правила, сертификации и качества выпускаемых товаров и продуктов, безопасности ведения работ и др.

Специальные органы исполнительной власти осуществляют административный надзор за точным исполнением норм и правил всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Негосударственные предприятия, учреждения и организации свободны в организации своей деятельности и реализации продукции, то есть законом запрещено какое-либо вмешательство государственных органов власти и органов местного самоуправления в их хозяйственную деятельность. Им гарантирована государством защита со стороны правоохранительных органов.

Однако негосударственным предприятиям, учреждения и организации в случаях нарушения законодательства несут административную ответственность как юридические лица.

Служащие негосударственных предприятий, учреждений и организаций являются субъектами административного права. За совершение административных правонарушений они несут административную ответственность на общих основаниях. Должностные лица в соответствии с административным законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, влекущих нарушение административных норм и правил, привлекаются к специальной административной ответственности.

 

Существуют также предприятия, учреждения смешанной формы собственности. Отнесение их к государственным или негосударственным предприятиям в административном праве решается следующим образом: административно-правовой статус государственных предприятий или учреждений имеют такие из них, в которых при наличии смешанной формы собственности, свыше 50% собственности принадлежит государству. Соответственно, административно-правовой статус негосударственных предприятий, учреждений имеют те из них, доля собственности государства в которых составляет 50% ровно или менее.

«принадлежащие предприятию, учреждению права осуществляются их руководителями и, по установленному распределению обязанностей, другими должностными лицами, а в случаях, предусмотренных законодательством, с участием представителей трудовых коллективов и профсоюзных комитетов. В таком же порядке реализуется административная правосубъектность предприятий и учреждений».

Гражданские же права представляются предприятию как юридическому лицу, а не его администрации. Однако осуществление гражданской правоспособности является специальной задачей администраций государственных предприятий, тогда как главной - реализация административной правоспособности, принадлежащей ей как органу управления, осуществляющему исполнительно-распорядительную деятельность в пределах данного предприятия (учреждения).

Администрация предприятия - это орган, на который в соответствии с законодательством возложены функции оперативного управления предприятием, учреждением, независимо от формы его собственности. Администрация предприятия представляет собой группу должностных лиц, возглавляет которую единоличный руководитель (начальник, директор и т.д.). Для реализации своих полномочий администрации предприятий наделены соответствующими государственно-властными полномочиями внутриорганизационного характера.

Администрации государственных предприятий, учреждений входят в систему органов государственного управления (как низовое звено), поскольку для них характерно все то, что характерно для органов государственного управления. Ведь администрация государственных предприятий, учреждений обеспечивает как их интересы, так и интересы государства.

21.Правовое положение (статус) гражданского служащего.Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:

а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государ­ственной службе;

б) деятельность государственных служащих подчинена осуще­ствлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;

в) служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны ис­пользоваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;

г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;

д) законные предписания и требования государственных слу­жащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на слу­жебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права уста­навливаются нормативными актами;

ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;

з) для них предусмотрены определенные льготы, а также по­вышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

В целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их:

а) общегражданскими правами и обязанностями;

б) обязанностями и правами по занимаемой государственной должности государственной службы.

Общегражданские права и обязанности государственных слу­жащих такие же, что и других граждан. Государственные слу­жащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обя­занности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограни­чения возможны с их согласия.

Государственный служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста[1];

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом[2];

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа[3];

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом

Государственному служащему могут компенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляется в установленном законом порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов. Государственный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Существуют также должностные обязанности, которые присущи конкретному виду государственной службы и конкретной занимаемой должности. Они регламентированы в должностных инструкциях, а также локальных нормативных актов того учреждения, в котором проходит службу государственный служащий.

Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обя­занностей и прав. Установлена уголовная ответственность за при­менение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ); за не­которые другие противоправные действия, препятствующие вы­полнению государственными служащими их служебных обязанно­стей либо унижающие их честь и достоинство.

Установлена административная ответственность за злостное неповиновение, в частности, законному распоряжению или требо­ванию работника милиции, военнослужащего внутренних войск; за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц на­логовой инспекции, антимонопольных органов и т. д.

Создание нормальных условий для служебной деятельности работников — одна из важнейших обязанностей руководителей, невыполнение которой может повлечь их дисциплинарную ответ­ственность.

Поощрения являются важным средством воспитания государственных служащих и укрепления служебной (воинской) дисциплины. Они применяются к государственным служащим за безупречную и эффективную службу, добросовестное исполнение ими своих должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности. Поощрения и награждения различаются по видам государственной службы.

Согласно Закону о государственной гражданской службе Российской Федерации, за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) Объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) Награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) Иные виды поощрения и награждение государственного органа;

4) Выплаты единовременного поощрение в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) Поощрение Правительства РФ;

6) Поощрение Президента РФ;

7) Присвоение почетных званий РФ;

8) Награждение знаками отличия РФ;

9) Награждение орденами и медалями РФ;

Решение о применении первых 4 названных мер поощрения и награждения принимается представителем нанимателя, а других мер – по его представлению в порядке, установленном законодательством РФ. Решение оформляется соответствующим актом государственного органа (указом, постановлением, распоряжением, другим актом). Запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

За военную и правоохранительную службу, кроме перечисленных видов поощрения и награждения, применяемых за гражданскую службу, предусмотрены и другие виды, а также определен порядок их применения.

За заслуги перед государством государственный служащий может быть представлен к награждению государственными наградами Российской Федерации. Указом Президента РФ от 6 марта 1999г. утверждено Положение о государственных наградах РФ.

Государственные награды России – высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

Государственными наградами являются: звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия РФ; почетные звания РФ.

Президент издает указы об учреждении наград, о награждении государственными наградами, вручает государственные награды; образует Комиссию по государственным наградам для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан. Комиссия работает на общественных началах. Положение о ней утверждено Указом Президента РФ от 7 февраля 1995г. Положением определен круг лиц, которые могут вручать награды по поручению и от имени Президента.

Ответственность государственных служащих – это применение к ним в установленном порядке мер воздействия за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих прав и обязанностей. Наряду с моральной ответственностью существует четыре вида юридической ответственности государственных служащих: дисциплинарная, материальная и, как уже говорилось, уголовная и административная.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность служащих наступает за виновное нарушение служебной дисциплины, т.е. за совершение должностных проступков. Последние есть виновные нарушения правил, обязанностей службы, не преследуемые в административном или уголовном порядке. Дисциплинарная ответственность применяется, как правило, в порядке служебного подчинения: лицо, которое подвергается дисциплинарному наказанию, находится в прямой служебной зависимости от органа, налагающего наказание. Предусмотрены следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) увольнение.

Установлены три вида дисциплинарной ответственности: в порядке подчиненности; в порядке, установленном уставами и положениями о дисциплине, действующими в некоторых министерствах и ведомствах; в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка.

Однократ­ным грубым нарушением дисциплины признаны: а) нарушение фе­деральных законов; б) неисполнение или ненадлежащее исполне­ние таких актов и вступивших в законную силу решений судов.

За такого рода нарушения должностные лица и работники вы­шеназванных органов могут быть, как подчеркнуто в указе, направ­лены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены ква­лификационного разряда (классного чина, воинского или специаль­ного звания).

Приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Административную ответственность государственные служащие несут в общем порядке. Однако к должностным лицам могут применяться не все административные взыскания, а только предупреждения и штраф.

Материальная ответственность государственных служащих выражается в их обязанности восстановить (полностью или отчасти)ущерб, причиненный ими государству (учреждениям, предприятиям или организациям, где они работают) или третьим лицам. Материальная ответственность наступает либо по суду, на основе норм трудового или гражданского права, либо в административном порядке, например отчисление из зарплаты на основании распоряжения администрации. Материальная ответственность может быть ограничена в пределах размера действительно причиненных убытков, но не больше определенной части зарплаты служащего, причинившего ущерб. Полная ответственность, т.е. в размере причиненного ущерба, производится, например, за ущерб, причиненный служащим, находящимся в нетрезвом состоянии. Взыскание ущерба в этом случае производится, как правило, в судебном порядке.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности.

22.Совет при Президенте РФ. Основные задачи совета.Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (до 2011 г. — Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека) — консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Создан Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 № 1417 путем преобразования Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, действовавшей с 1 ноября 1993 г. Этим же Указом утверждено Положение о Совете.

Основные задачи Совета

(в соответствии с Положением о Совете, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1417)

оказание содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами;

систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом;

организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регулирование вопросов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и их представителями;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

содействие координации деятельности правозащитных общественных объединений и их взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

участие в укреплении международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

содействие правовому просвещению населения;

анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, относящихся к компетенции Совета.

23.Уполномоченный по правам человека. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом "е" ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана, хотя официальные названия должности в разных странах различные.

 

Цели деятельности

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

· восстановлению нарушенных прав,

· совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,

· развитию международного сотрудничества в области прав человека,

· правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.



2015-11-27 534 Обсуждений (0)
Административно-правовое положение предприятий и учреждений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административно-правовое положение предприятий и учреждений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)