Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза



2015-11-27 1452 Обсуждений (0)
Тема 8. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза 0.00 из 5.00 0 оценок




№ 1.

3.10.96 г. Правительство РФ своим постановлением утвердило Федеральную целевую программу "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца на 1997-2010 годы". Общественная организация предъявила жалобу в Верховный суд РФ об отмене постановления на том основании, что государственная экологическая экспертиза Программы не проводилась. В ноябре 1996 года экспертиза была назначена и 11.03.97 г. Госкомэкологией РФ было утверждено заключение экспертной комиссии. В ходе экспертизы были высказаны 59 существенных замечаний, в связи с этим в своем заключении комиссия рекомендовала доработать Программу в период реализации первоочередных мероприятий, предусмотренных программой до 2000 года. Суд, считая заключение экспертизы положительным, отказал в удовлетворении иска.

Оцените законность решения суда.

 

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экспертная комиссия может одобрить представленные материалы, доработать материалы по замечаниям и предложениям заключения и доработанные материалы представить повторно на государственную экологическую экспертизу или отклонить представленный документ на основании заключения экспертной комиссии.

Заключение подписывает Председатель экспертной комиссии, ответственный секретарь и члены комиссии, даже те, которые не согласны с заключением и представили особое мнение. Заключение не может быть изменено без согласия всех участников экспертной комиссии. Особые мнения излагаются в сжатой форме и прикладываются к заключению экспертной комиссии.

Подготовка сводного заключения является самостоятельным этапом работы комиссии. Сводное заключение составляется на основе частных заключений. Группа, синтезирующая материалы и руководитель экспертной комиссии должны не только формально объединить нескольких заключений в один логичный документ, но и постараться получить непротиворечивые выводы, объединяющие все частные заключения содержательно. Самое главное в сводном заключении это однозначное констатация того факта, что воздействие на окружающую среду намечаемой деятельности допустимо (или недопустимо). В сводное заключение могут быть включены предложения, не вошедшие в частные заключения, но прозвучавшие на заседаниях комиссии, в процессе работы с общественностью и т.п.

Подготовленное таким образом заключение утверждается специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы тем самым, подтверждая, что законный порядок процедуры проведения экспертизы и другие нормативы не были нарушены.

Из всего этого следует, что решение Верховного Суда РФ законно.

 

№ 2.

В апреле 1997 г. несколько общероссийских экологических организаций и более 50 граждан из нескольких регионов России обратились в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконными 12 распоряжений Правительства РФ. Оспариваемыми распоряжениями в течении 1996 года на территории 69 субъектов РФ из состава лесных земель были переведены в нелесные земли более 16 тыс. га лесов I группы. Эти земли предназначались для использования в различных хозяйственных целях: строительства промышленных предприятий личных домов, размещения рынков, садоводческих товариществ и т.п. Истцы считали, что такие распоряжения не могут быть изданы без положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня. Ответчик возражал, считая, что при переводе лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, вообще не требуется проведение государственной экологической экспертизы, ее следует проводить уже после перевода земель для строительства конкретного объекта.

Какое решение должен принять суд?

 

В соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями Законом РСФСР от 08.08.1978 "Об утверждении Лесного Кодекса РСФСР», действующего в 1996 г., устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции:

водоохранные (запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, включая запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб);

защитные (леса противоэрозионные, в том числе участки леса на крутых горных склонах; защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и областного значения; особо ценные лесные массивы, государственные защитные лесные полосы, байрачные леса; ленточные боры, степные колки и другие леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей среды);

санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов. В соответствии с законодательством Союза ССР под лесами зон санитарной охраны источников водоснабжения, подлежащих отнесению к первой группе, имеются в виду леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения).

К первой группе относятся также леса заповедников, национальных и природных парков, заповедные лесные участки, леса, имеющие научное или историческое значение, природные памятники, лесопарки, леса орехопромысловых зон, лесоплодовые насаждения, притундровые и субальпийские леса.

Порядок перевода лесных площадей в нелесные закреплен в ст.37 Законом РСФСР от 08.08.1978 "Об утверждении Лесного Кодекса РСФСР», в соответствии с которым перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится в лесах первой группы - в исключительных случаях по постановлению Совета Министров РСФСР.

В таком случае суд должен удовлетворить иск.

 

№ 3.

При подготовке к строительству высокоскоростной магистрали "Москва - Санкт-Петербург" главы администраций ряда районов Новгородской области приняли решение об отводе земельных участков.

Новгородская природоохранная прокуратура опротестовала эти решения, ссылаясь на отрицательное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации по участку дороги, которую предполагается провести по территории Новгородской области, проведенной областными комитетами по охране окружающей среды.

Обоснован ли протест прокурора?

 

Да, протест прокурора обоснован, т.к. основным правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с нормами ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" является запрет реализации объекта намечаемой деятельности.

 

№ 4.

По решению городской мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства химического комбината. Население микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. По результатам экспертизы было дано отрицательное заключение. Несмотря на это, строительство объекта началось.

Городское общество охраны природы в интересах местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экспертизы, просило отменить решение мэрии о строительстве комбината.

Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы? Какую юридическую силу имеет ее заключение?

Как общество охраны природы должно обосновать свои требования?

 

 

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Городскому обществу охраны природы в обоснование своих требований необходимо сослаться на ст.87-88 Земельного Кодекса РФ, в соответствии с которыми землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов.

Экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов, должны обеспечивать наиболее благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения. Промышленные, транспортные предприятия, сооружения, транспортные магистрали и другие хозяйственные объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения.

№ 5.

Три городских комбината по производству железобетонных изделий договорились о совместном строительстве на условиях долевого участия цементного завода. Под строительство был отведен участок, и областным комитетом по природным ресурсам была назначена государственная экологическая экспертиза проекта.

Однако экспертная комиссия отказалась давать заключение данным проектам, ссылаясь на то, что документация разработана без учета требований об оценке воздействия на окружающую среду в случае реализации проектов.

Инициаторы строительства возражали, ссылаясь на то, что оценка воздействия данных объектов на окружающую среду должна содержаться в заключении экспертной комиссии.

Решите дело.

 

Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ст. 32).

Детальное регулирование проведения оценки воздействия на окружающую среду осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г.№ 372.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования.

Процесс оценки воздействия на окружающую среду включает четыре этапа.

1) Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке такого воздействия.

3. Ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление замечаний.

4. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.

Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации (п.4 Положения

о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698)

Из этого следует,что государственные экологические эксперты не обязаны проводить оценку воздействия данного предприятия на окружающую среду. Они должны проверять предоставленную юридическим лицом документацию на соответствие её действующему законодательству.

 



2015-11-27 1452 Обсуждений (0)
Тема 8. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 8. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)