Строение рабочей пчелы
Рассмотрим подробнее строение рабочей пчелы на рис. 2 карточки № 97 <Рисунок1> [4]: На какие отделы разделено тело пчелы? Сколько пар крыльев? Сколько пар ног? Какие органы чувств различаются на голове пчелы? Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны? Самостоятельная работа. А теперь попробуем полученную информацию и данные из учебника (стр. 142) распределить по клеточкам в таблице "Характеристика пчелиной семьи", которая есть у каждого на парте. Таблица "Характеристика пчелиной семьи" [5] (подчёркнутая информация отсутствует на листах, полученных учениками (Приложение 1))
Какие вопросы возникают при осмыслении всей информации о развитии пчёл? 1. От чего зависит, кто появится из личинок? 2. Как пчелиная матка предопределяет пол своего потомства? 3. Как возможно, что одни яйца бывают оплодотворёнными, а другие неоплодотворёнными? - Предлагаю ответить на эти вопросы самостоятельно, просмотрев дополнительную литературу. Дома заполненную таблицу нужно вклеить в рабочую тетрадь. Роение. А кто из вас знает, что такое роение? (Ответы учеников.) "К началу лета в улье появляются молодые пчёлы, население улья сильно увеличивается. В улье становится тесно, и семья готовится к разделению. Появляются трутни - первые вестники приближающейся роевой поры. Вскоре среди пчёл начинается волнение и суета: из куколки должна выйти новая матка. Но прежде, чем это произойдёт, старая матка вместе с частью рабочих пчёл покидает улей: пчёлы роятся. Таким образом, РОЙ - это семья пчёл, образующих во главе с маткой обособленную группу, а РОЕНИЕ - это процесс образования роя. Некоторое время вылетевший пчелиный рой кружится в воздухе и затем огромным клубком в 1- 1,5 кг повисает где-нибудь на дереве. Пчеловоду нужно следить за поведением пчёл, чтобы вовремя заметить и умело снять рой в подставленную "роевню". Такая "мудрая предусмотрительность" пчёл не допускает чрезмерного разрастания отдельной семьи."[5] - Теперь рассмотрим некоторые особенности жизни пчелиной семьи. Показать отрывок №1 из мультфильма "Винни-Пух" ("...это ж-ж-ж-ж - неспроста..."). - Если даже маленький мишка может логически рассуждать, значит, мы сможем тем более. Но мы будем работать группами, сообща как пчёлки. Ребята с первых и третьих парт каждого ряда развернутся назад и будут обсуждать возникающие вопросы вместе с ребятами со вторых и четвёртых парт. Работать будем по следующей схеме. ВЫВЕСИТЬ СХЕМУ: проблема (ситуация) - вопрос - гипотеза - доказательство Работа в группах. - Каждая группа формулирует вопрос, который у них возникает после прочтения проблемной ситуации, затем выдвигает гипотезу к своему вопросу, всё это записывает в тетрадь и сообщает о выполнении задания. Время на обсуждение 2 минуты. Каждая группа задаёт свой вопрос другим, слушает гипотезы, обсуждаем все вместе. А сейчас посмотрим ещё один отрывок. Показать отрывок №2из мультфильма "Винни-Пух" (Медведь пытался добыть себе мёд.) С какими проблемами он столкнулся? (Его покусали пчёлы.) Ситуация 2: Укус пчелы - неприятное событие. А укус гигантской пчелы? Так вот, гигантские пчёлы живут в Индонезии. Насекомые эти крайне опасны - их укус смертелен, но мёда они приносят очень много. Гнёзда пчёл величиной до полутора метров подвешены к ветвям деревьев. Местные жители, несмотря на опасность, ухитряются собрать мёд без жертв. [6] Вопросы должны задать дети: Как добыть мёд и остаться живым (неукушенным)? При каких условиях пчёлы не будут жалить? Подсказка: Как изменятся повадки пчёл при изменении погодных условий. Гипотеза: Пчеловодам хорошо известен нрав насекомых. Некоторые из сборщиков действуют ночью или на рассвете. Другие - в очень влажную погоду, когда пчёлы не летают. Доказательства найти дома из дополнительных источников. Ситуация 3: Часто можно наблюдать, как над сотами улья пчела исполняет некий замысловатый танец. [7] Вопросы: Какое значение имеет танец? В чём суть танца? Что может означать каждое движение? Гипотеза: Танец передаёт какую-то информацию, важную для пчёл. Доказательства в учебнике на стр. 141, рис. 105Б, подробности можно найти дома из дополнительных источников. ВЫВОД: пчела обладает сложным инстинктивным поведением. Инстинкт - совокупность врождённых моментов поведения, закреплённых наследственно и свойственных определённому виду животных. Ситуация 4 (дополнительная): Некоторые пауки доставляют человеку хлопоты. Живущий на лугах лабиринтовый паук столь усердно плетёт свои сети, что порой уничтожает много пчёл. Пчеловодам дороги пчёлы, но и пауки тоже полезны, их нельзя травить. [6] Вопросы: Что делать пчеловодам, чтобы сохранить пчёл и не уничтожать пауков? Подсказка: В идеале сети пауков в местах полётов пчёл не должны возникать или же должны быть разрушены. IV. Закрепление. В чём несоответствие игрушечной пчелы с настоящими пчёлами? Что нам могут рассказать аналитики? (зачитываем тезисы, делаем выводы) ВЫВОДЫ: 1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений. 2. Разборные рамочные ульи дали возможность следить за работой пчёл и полнее использовать продукцию, не причиняя вреда населению улья. 3. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности. 4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями. 5. Пчела - "общественное" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, которое производят пчёлы в процессе своей работы, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве [5]. V. Домашнее задание. 28 до стр. 142. На распечатках есть ситуации, которые мы не успели рассмотреть. Дома вы можете по ним сформулировать вопросы, выдвинуть гипотезы и попробовать доказать.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (694)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |