Вопрос №26. Бюджетное право. Понятие и предмет. Бюджетные правоотношения (общая характеристика)
В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым подразделением (подотраслью) финансового права — бюджетным правом. Бюджетное право — центральный раздел особенной части финансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью. Бюджетное право отличается от других подразделений и институтов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует.
Специфика состоит в том, что: а) бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти; б) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.
Такая общая характеристика бюджетного права и его предмета нуждается в конкретизации, поскольку бюджетное право тесно связано с другими подразделениями и институтами финансового права. С этой целью в бюджетном праве можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют: а) бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов; б) структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами; в) компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета; г) бюджетный процесс, т е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета. Соответственно сказанному и понятие бюджетного права можно определить, исходя либо из общей, либо конкретной характеристики предмета бюджетного права. Итак, бюджетное право — это раздел (подотрасль) финансового права, состоящий из юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах. Однако такое понятие недостаточно четко определяет пределы регулирования бюджетного права. Оно позволяет трактовать его очень широко и отнести к бюджетному праву не только собственно бюджетные, но и другие, связанные с бюджетом отношения (например, касающиеся налоговых платежей в бюджет, расходования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями и др.). Избежать этого можно путем введения в определение понятия бюджетного права уточняющих признаков, основанных на конкретизации его предмета. При таком подходе бюджетное право РФ — это совокупность финансово правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс. Центральное место бюджетной системы в составе финансов РФ обусловливает и место бюджетного права в системе финансового права: именно с него начинается особенная часть этой отрасли права.
Конкретно нормы бюджетного права устанавливают: основы бюджетного устройства; структуру бюджетной системы Российской Федерации; роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы; объемы бюджетов и внебюджетных фондов на всех уровнях; перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов, порядок их распределения между звеньями бюджетной системы; правовое положение субъектов бюджетного права. В рамках бюджетного права можно также выделить материальные нормы права, содержащие количественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, и процессуальные нормы права, определяющие порядок бюджетного процесса. Материальные нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношении между бюджетами и т.п. Велика роль в бюджетном праве процессуальных норм. Эта категория определяет формы организации работы с бюджетом. И именно она чаще всего оказывается без должной проработки, вследствие чего проблематичным становится достижение бюджетных целей. Возможно, поэтому нормы Бюджетного кодекса РФ детально регламентируют все стадии бюджетного процесса. В процессе образования и расходования бюджетных средств у государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами складываются определенные финансовые отношения, получившие название бюджетных правоотношений.
В юридической науке бюджетные правоотношения обычно рассматриваются как вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами бюджетного права. Под бюджетными правоотношениями понимают охраняемые государством общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере и представляющие собой социально значимую связь субъектов, посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного права. Основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений предусмотрены в бюджетном законодательстве РФ. Согласно положениям ст. 1 БК РФ бюджетные правоотношения включают в себя следующие составные части: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением; • отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение бюджетных правонарушений. 2. Любые правовые отношения в юридической науке рассматриваются как общественно-правовые явления, имеющие определенную структуру и состав. При этом под составом конкретного бюджетного правоотношения понимается совокупность его участников, то есть субъектов бюджетных правоотношений. Права и обязанности указанных субъектов (налогоплательщиков, бюджетных органов и т. д.) в составе бюджетного правоотношения выступают в качестве юридических свойств этих участников. 3. Структура бюджетных правоотношений представляет собой внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правоотношения. Структуру бюджетных правоотношений образуют следующие три элемента: • субъекты правоотношения; содержание (юридическое и материальное) правоотношения; объект правоотношения. Субъекты бюджетных правоотношений - это его участники (стороны). Юридическое содержание бюджетных правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов - участников рассматриваемых общественных отношений. Материальное содержание бюджетных правоотношений представляет собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объектом бюджетных правоотношений выступает то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в правовую связь. В качестве объекта правоотношений выступают разнообразные материальные блага.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |