Финансовая политика. Управление финансами и финансовый контроль
Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика включает следующие направления: 1) налоговую политику; Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи: - комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей; - пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот; - введение единого реестра налогоплательщиков; - ужесточение налогового администрирования; - реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды. 2) бюджетную политику; Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области: - введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга; - принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет; - реализация программ экономии государственных расходов; - централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства; - проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации; - обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции; - проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета; - реструктуризация государственного долга; - инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования. 3) денежно-кредитную политику; Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики: - реструктуризация банковской системы; - совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов; - сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам; - пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу; - активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда - усиление таможенного контроля. 4) институциональные преобразования; Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся: - приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа; - передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству; - инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности; - вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства; - приватизация предприятий как единого имущественного комплекса; - структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства; - совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти; - усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом. 5) инвестиционную политику; Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает: - повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; - создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; - развитие ипотечного кредитования; - привлечение прямых иностранных инвестиций. Социальную политику. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся: - выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета; - увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов; - разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы; - сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости; - реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий; - упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения; - регулирование вынужденной миграции. Для реализации финансовой политики необходимо: · снижение социальной напряженности; · оздоровление государственных финансов; · восстановление нормального функционирования банковской сферы; · сбалансированность товарных и денежных потоков; · разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства; · искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции. Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики. Управление финансами. Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений, обусловленную историческими, экономическими и политическими условиями, и подчинено финансовой политике государства. Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью определенных приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций. В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; а субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. Выделяют три группы объектов: 1) финансы предприятий; 2) страховые отношения; 3) государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: 1) финансовые службы предприятий; 2) страховые органы; 3) финансовые органы; 4) налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. Управленческие решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной, обеспечивающей принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, принимаемых на основе данных оперативного анализа финансовой ситуации, которые преследуют цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Кроме оперативного управления, различают стратегическое управление, которое выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ. Непосредственное воздействие финансов на развитие экономики осуществляется через финансовый механизм. Финансовый механизм — это пять взаимосвязанных элементов, способствующих организации, планированию и стимулированию использования финансовых ресурсов: 1) финансовые методы (инвестирование, налогообложение); 2) финансовые рычаги (цена, прибыль, %, дисконт); 3) правовое обеспечение; 4) нормативное обеспечение; 5) информационное обеспечение. Финансовые методы — это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств. Воздействие на рыночные отношения обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом — это соизмерение в денежной форме затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности. Цель применения коммерческого расчета в самом общем виде — получение максимальной прибыли при минимальных затратах, хотя в разные периоды деятельности предприятия цели могут изменяться. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовые рычаги — это приемы действия финансовых методов. Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется следующими методами: - через эффективное вложение финансовых ресурсов; - через создание поощрительных фондов; - через использование бюджетных стимулов; - через использование финансовых санкций. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма — это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др. Информационное обеспечение функционирования финансового механизма связано с получением различной экономической, коммерческой, финансовой и другой информации. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, информация о финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др. Владение информацией помогает оценивать ситуацию на рынках. « Органы управления финансами Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы власти – Государственную Думу, аппарат Президента. Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Государственная налоговая служба.
Важнейшими функциями Государственной налоговой службы являются: 1) контроль за соблюдением налогового законодательства; 2) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех государственных налогов и других платежей; 3) подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства.
Основные задачи Министерства финансов: 1) разработка и внедрение стратегических направлений государственной финансовой политики; 2) составление проекта и исполнение федерального бюджета; 3) обеспечение стабильности государственных финансов и их воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка; 4) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, а также целевое финансирование государственных потребностей; 5) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования; 6) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.» Финансовый контроль Контрольная функция финансов проявляется через деятельность финансовых органов и реализуется через механизм финансового контроля. Финансовый контроль – это мероприятие по проверке распределенных процессов при формировании и использовании финансовых ресурсов. Сферой финансового контроля являются операции, совершаемые с использованием денег. Предметом финансового контроля выступают такие показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления, издержки и другие. Контроль может осуществляться как специальными финансовыми подразделениями предприятий, банками, так и государственными налоговыми и финансовыми органами, органами законодательной власти и специальными ведомствами. В большинстве развитых стран существуют также общественные формы контроля за целевым использованием бюджетных средств. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и НД. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций. В зависимости от субъектов, осуществляющих функции контроля различают: 1. общегосударственный финансовый контроль, (осуществляют органы государственной власти и управления); Ведомственный, 3. внутрихозяйственный(проводится финансовыми службами предприятия); 4. независимый(осуществляют аудиторы).. Общегосударственный контроль осуществляется законодательными органами власти, финансовыми, налоговыми, кредитными учреждениями. Общегосударственный финансовый контроль – регламентируется Указом Президента от 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного контроля в РФ». Государственный финансовый контроль включает в себя: - контроль состояния бюджетов всех уровней; - контроль денежного обращения; - контроль над состоянием государственного долга (внешнего или внутреннего); - контроль над состоянием государственных резервов. Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание и его 2 палаты (Государственная Дума и Совет Федераций). Федеральное Собрание образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами. Контроль за состоянием республиканского бюджета и его исполнением осуществляет комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. Министерство финансов РФ осуществляет контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием. Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Минфина РФ. Главной задачей Казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов. Эффективный контроль осуществляет и ФНС РФ. Главная его задача – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты. Ведомственный финансовый контроль – контрольно-рациональные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений. Внутрихозяйственный контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений. Объектом контроля выступают производственная, коммерческая, финансовая деятельность самого предприятия и его структурных подразделений. Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Объектом их контроля может быть деятельность всех экономических субъектов. Аудиторские фирмы осуществляют: - финансовые экспертизы; - проверку ревизий финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности фирм и организаций; - контроль правильности определения доходов, подлежащих налогообложению; - консультирование по вопросам организации учета и управления, составление отчетности, проблем налогообложения. Аудиторский контроль – регулируется Указом Президента от1995 г. «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность, направленная на проверку финансово-хозяйственных документов любого юр. лица.
По срокам проведения финансовый контроль делится на: а) предварительный (производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, проектов бюджетов. Призван не допустить нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов); б) текущий (осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, его задачей является своевременный контроль правильности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов); в) последующий (организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины). Роль финансового контроля в охране собственности состоит в выявлении: - состояния учета, использования материальных ценностей и денежных средств; - характера финансового нарушения; - причин и условий, способствующих финансовым нарушениям. Методы осуществления финансового контроля: - проверка финансово-отчетной документации; - ревизия; - анализ.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (928)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |