Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 2.1)
ЗАДАНИЕ: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» Разобьём высказывание Степанова на части. «Словарь языка»- это лексика. Лексика– это весь словарный запас языка, все слова, которые составляют наш язык. «…о чём думают люди» - значит, нас спрашивают о функции слова в языке. Слово выражает смысл, называя предметы, признаки, действия, явления окружающего мира. =» функция слова - называть всё, что мы видим. «Грамматика» служит для связи слов в словосочетании и предложении. «…как они думают» - то есть, каклюди думают, так они и строят свою речь.
В чём смысл высказывания Степанова? В своём высказывании лингвист Степанов говорит о роли лексики и грамматики в жизни носителя языка.
ПЛАН сочинения-рассуждения: 1. Вступление (тезис) 2. Основная часть (комментарий +примеры-аргументы) 3. Заключение (вывод)
Варианты вступления: 1.В своём высказывании лингвист Г Степанов говорит о роли лексики и грамматики в жизни носителя языка. 2. Известный лингвист Г.Степанов утверждал:«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Это действительно так, потому что по речи человека можно судить о нём самом. Основная часть. Варианты комментария: 1. Известный лингвист считает, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», потому что лексика изучает слова, с помощью которых мы называем явления окружающего мира. А грамматика учит правильно изменять эти слова и связывать их в словосочетаниях и предложениях, чтобы построить высказывание или создать текст.(Примеры-аргументы 1 и 2) 2. Лексика составляет весь запас слов в языке и всё богатство их значений. Слова выражают смысл, называя предметы, явления, действия, поэтому Г.Степанов утверждает, что лексика «свидетельствует, о чём думают люди».(Пример-аргумент 1) Грамматика изучает изменение слов в языке, то есть всё разнообразие их грамматических форм, а также богатство синтаксических связей слов в словосочетаниях, предложениях. Таким образом, грамматика свидетельствует о том, «как люди думают», то есть, как строят свою речь. (Пример-аргумент 2) Примеры-аргументы. Нужно назвать 1 лексическое и 1 грамматическое явление и верно указать их роль в тексте.
Основная часть. Вариантыпримеров-аргументов. Примеры-аргументы даны из текстов для изложений п/р Рыбченковой.
По тексту № 27 «Весенний остров». 1. В предложении №.. , описывая бессонную ночь на борту теплохода, В.Астафьев использует лексический повтор: «Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал». Таким образом автор подчёркивает взволнованное состояние героя, вернувшегося в родные места. Ведь он единственный из пассажиров не спит. Радость возвращения на родину передаётся и с помощью восклицательных предложений №.. и ..: «Весна на острове, весна!», «Остров всё удалялся, удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну!» 2. В предложении №.. В.Астафьев использует приём олицетворения (или слова в переносном значении): «радовалась», «буйствовала». Автор передаёт торжество природы, её весеннее настроение. Однородные члены в этом предложении также подчёркивают неудержимое стремление природы к весне.
По тексту № 40 «Дорога домой». 1. Описывая кота Мордана, А.Горбовский использует просторечное слово «шкодливый», подчёркивая этим хулиганистый характер кота, его нежелание подчиняться правилам. В предложении №..(последнее) использование однородных членов «сколько границ, рек, гор и пустынь» указывает на то, что путь был далёким и трудным. 2. Описывая жизнь обитателей коммунальной квартиры, А.Горбовский использует приём иронии: «тренировка бдительности, внимательности и устойчивости нервной системы». Этот приём делает текст занимательным, а также указывает на то, что автор симпатизирует ловкому коту, держащему жителей «в осадном положении». Использование вводных слов, обозначающих чувства ( «на кошачью беду», «к сожалению» ), тоже помогает понять отношение автора к героям рассказа. или Использование вводных слов, обозначающих последовательность ( «с одной стороны», «с другой стороны» ), демонстрирует логику рассуждения. Варианты заключения: 1. Г.Степанов прав в своём мнении: лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. 2. Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (876)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |