Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние
Министерство образования и науки Украины Измаильский государственный гуманитарный университет Методики по диагностике мотивации в период школьного обучения Стедентки 342 группы: Киосаак О.Ю. Преподаватель: Прокофьева Л.А. Измаил 2015 Методика изучения учебной мотивации первоклассниковпо итогам обучения в 1-м классе При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов нами были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).Учащимся сообщается инструкция.«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+». 1. Я учусь в школе, потому что...а) так хотят мои родители;б) мне нравится учиться;в) я чувствую себя взрослым;г) я люблю хорошие отметки;д) хочу получить профессию;е) у меня хорошие друзья. 2. Самое интересное на уроке...а) игры и физкультминутки;б) хорошие оценки и похвала учителя;в) общение с друзьями;г) ответы у доски;д) познание нового и выполнение задания;е) готовиться к жизни, 3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...а) получитьхорошую отметку;б) больше знать и уметь;в) мне покупали красивые вещи;г) у меня было больше друзей;д) меня любила и хвалила учительница;е) приносить пользу, когда вырасту. 4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...а) я хорошо все выучил(а);б) в дневнике стоит хорошая отметка;в) учительница будет рада;г) дома меня похвалят;д) смогу побольше поиграть на улице; е) я узнаю больше нового Обработка результатовКаждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (табл. 5).Таблица 5
Баллы суммируются и по оценочной таблице 6 выявляется итоговый уровень мотивации.Таблица 6
I — очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;II — высокий уровень учебной мотивации;III — нормальный (средний) уровень мотивации;IV — сниженный уровень учебной мотивации;V — низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла. Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние Анкета Дата Ф.И. Класс Дорогой друг!Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни. 1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...а) получить хорошую отметку;б) наш класс был лучшим;в) принести больше пользы людям;г) получать впоследствии много денег;д) меня уважали и хвалили товарищи;е) меня любила и хвалила учительница;ж) меня хвалили родители;з) мне покупали красивые вещи;и) меня не наказывали; 2. Я не могу учиться лучше, так как...а) у меня есть более интересные дела;б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;в) мне мешают дома;г) в школе меня часто ругают;л) мне просто не хочется учиться;е) не могу заставить себя делать это;ж) мне трудно усвоить учебный материал;з) я не успеваю работать вместе со всеми.к) я больше знал и умел. 3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...а) я хорошо знаю учебный материал;б) мои товарищи будут мной довольны; в) я буду считаться хорошим учеником;г) мама будет довольна; д) учительница будет рада;е) мне купят красивую вещь;ж) меня не будут наказывать;з) я не буду тянуть класс назад. 4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...а) я плохо знаю учебный материал;б) это получилось; в) я буду считаться плохим учеником;г) товарищи будут смеяться надо мной;д) мама будет расстроена;е) учительница будет недовольна;ж) я весь класс тяну назад;з) меня накажут дома;и) мне не купят красивую вещь. Спасибо за ответы! Обработка результатовУчащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).-Внешний мотив — 0 баллов.-Игровой мотив — 1 балл.-Получение отметки — 2 балла.-Позиционный мотив — 3 балла.-Социальный мотив — 4 балла.-Учебный мотив — 5 баллов.Таблица 7
Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации учения.Таблица 8
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.I — очень высокий уровень мотивации учения;II — высокий уровень мотивации учения; III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;IV — сниженный уровень мотивации учения;V — низкий уровень мотивации учения.Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.
Условные обозначения мотивов:У — учебный мотив;С — социальный мотив;П — позиционный мотив;О — оценочный мотив;И — игровой мотив;В — внешний мотив. Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:-количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;-количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;-количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых. 3.Методика изучения мотивации учения подростков(для учащихся 7-го класса) АнкетаДата Ф.И. Класс . Дорогой друг!Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением. I 1. Обучение в школе и знания необходимы мне для..а) получения хороших отметок;б) продолжения образования, поступления в институт;в) поступления на работу;г) того, чтобы получить хорошую профессию;д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;е) солидности. 2. Я бы не учился, если бы...а) не было школы;б) не было учебников;в) не воля родителей;г) мне не хотелось учиться;д) мне не было интересно;е) не мысли о будущем;ж) не долг перед Родиной;з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование. 3. Мне нравится, когда меня хвалят за...а) хорошие отметки;б) приложенные усилия и трудолюбие;в) мои способности;г) выполнение домашнего задания;д) хорошую работу; е) мои личные качества. II 4. Мне кажется, что цель моей жизни...а) получить высшее образование;б) мне пока неизвестна;в) стать отличником;г) состоит в учебе;д) получить хорошую профессию;е) принести пользу моей Родине. 5. Моя цель на уроке...а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;б) усвоить материал и понять тему;в) получить новые знания;г) сидеть тихо, как мышка;д) внимательно слушать учителя;е) получить пятерку. 6. Когда я планирую свою работу, то...а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;б) тщательно продумываю все ее аспекты;в) сначала стараюсь понять ее суть;г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;д) обращаюсь за помощью к старшим; е) сначала отдыхаю. III 7. Самое интересное па уроке — это...а) различные игры по изучаемой теме;б) объяснения учителем нового материала;в) изучение ноной темы;г) устные задания;д) классное чтение;е)общение с друзьями;ж) стоять у доски, то есть отвечать. 8. Я изучаю материал добросовестно, если...а) он мне нравится;б) он легкий; в) он мне интересен;г) я его хорошо понимаю;д) меня не заставляют;е) мне не дают списать;ж) мне надо исправить двойку. 9. Мне нравится делать уроки, когда...а) они несложные;б) остается время погулять;в) они интересные;г) есть настроение;д) нет возможности списать;е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний. IV 10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...а) мысли о будущем;б) родители и (или) учителя;в) возможная покупка желаемой веши;г) низкие оценки;д) желание получать знания;е) желание получать высокие опенки. 11. Я более активно работаю на занятиях, если...а) ожидаю похвалы;б) мне интересна выполняемая работа;в) мне нужна высокая отметка;г) хочу больше узнать;д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем. 12. Хорошие отметки — это результат...а) хороших знаний;б) моего везения;в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;г) помогли друзей; д) моей упорной работы;е) помощи родителей. V 13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...а) настроения;б) трудности заданий;в) моих способностей;г) приложенных мной усилий;д) моего везения;е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем. 14. Я буду активным на уроке, если...а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;в) считаю нужным всегда так поступать;г) меня не будут ругать за ошибку;д) я уверен, что отвечу хорошо;е) иногда мне так хочется. 15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...а) ничего не предпринимаю;б) прибегаю к помощи товарищей;в) мирюсь с ситуацией;г) стараюсь разобраться, во что бы то ни стало;д) надеюсь, что разберусь потом;е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке. VI 16. Ошибившись при выполнении задания, я...а) выполняю его повторно;б) теряюсь;в) нервничаю;г) исправляю ошибку;д) отказываюсь от его выполнения;е) прошу помощи у товарищей. 17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...а) анализирую его повторно;б) огорчаюсь;в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;г) откладываю его на время;д) обращаюсь к учебнику;е) списываю у товарища. 18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...а) сложные и большие;б) легко решаемы;в) письменные;г) не требуют усилий;д) только теоретические или только практические;е) однообразны, и их можно выполнять по шаблону. Спасибо за ответы! Обработка результатовПредложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы. Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (табл. 10).Внешний мотив — 0 баллов.Игровой мотив — 1 балл.Получение отметки — 2 балла.Позиционный мотив — 3 балла.Социальный мотив — 4 балла.Учебный мотив — 5 баллов. Таблица 10Ключ для показателей I, II, III мотивации
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной табл. 11 можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.Таблица 11
I — очень высокий уровень мотивации учения;II — высокий уровень мотивации учения;III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;IV — сниженный уровень мотивации учения;V — низкий уровень мотивации учения. Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл обучения. Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи. Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, то при поэлементном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выборке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотношение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них (табл. 12): Выявление ведущих мотивов у школьников 7-х классов
Условные обозначения мотивов:У — учебный мотив;С — социальный мотив;П — позиционный мотив;О — оценочный мотив;И — игровой мотив; В — внешний мотив. Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации — стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (предложения 16, 17, 18).Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV,V,VI), предлагается оценивать с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5 и -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в —5 баллов.Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение будут такими: +10; 0; —10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом из содержательных блоков — IV, V, VI) возможные суммы баллов будут таковы: +30; +20; +10; 0; -10; —20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей: +30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (показатель VI);+ 10; 0; -10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;-20; -30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:-количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;-количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;-количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:-количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (определяется процентное соотношение между ними);-количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);-количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (определяется процентное соотношение между ними);-количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);-количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними). Таблица 13Ключ для показателей IV, V, VI мотивации
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3151)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |