Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


От нераздельности к обособлению: ожидаемое поведение



2015-11-27 459 Обсуждений (0)
От нераздельности к обособлению: ожидаемое поведение 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Между шестью месяцами и годом младенцы переходят на ступень развития, шутливо называемую нами вылупление . Малыш уже понимает, что, кроме мамы, существует огромный мир. На втором году жизни самосознание ребенка расширяется от представления «Мама и я нераздельны» к представлению «Я отличаюсь от мамы» и далее – к «я» отдельного индивида. Слова «мне», «я», «мой» свидетельствуют об обособлении от мамы и о становлении маленькой личности. Помимо рассудочного стремления быть отдельным «я», у маленькой личности теперь есть двигательные и речевые навыки, облегчающие ей проявление этого отдельного «я». Процесс развития «я» у ребенка и воспитательные меры родителей, сопутствующие этой ступени, имеют чрезвычайную важность для эмоционального здоровья ребенка. Специалисты по психологии как взрослых, так и детей полагают, что счастливый опыт обособления в раннем детстве является своего рода гарантией против тревожности и стресса, часто сопровождающих дальнейшее обособление индивида на завершающем этапе детства и со вступлением в совершеннолетие.

Ребенок, не знавший привязанности, пропустил необходимую ступень развития – ступень под знаком «Мама и я нераздельны». Процесс перехода на естественную «я»-ступень у такого ребенка будет затруднен. Ребенок, которого преждевременно толкнули на «я»-ступень, тоже будет отличаться неустойчивым представлением о самом себе, результатом чего станет чувство незащищенности, отстраненность и раздражительность. Наконец, родителям, неверно понимающим поведение ребенка, которое является нормой на этапе перехода от нераздельности к обособлению, грозят серьезные трудности в деле воспитания.

Существуют определенные поведенческие модели, характерные для перехода ребенка от нераздельности с мамой к обособлению от нее. Некоторые модели, помогающие ребенку стать более самостоятельным, одновременно могут быть причиной неприятностей для него. Вам следует разобраться в том, почему это случается, подумать над тем, как поддержать ребенка, и тогда вам будет проще воспитывать его.

Противоречие. Маленький ребенок хочет расположиться отдельно от мамы, и это естественно для него, однако он неотчетливо понимает, как лучше. Малыш постоянно ищет удобное расстояние от вас. То он жмется к вам, то весело играет в дальнем конце комнаты. И ваши родительские действия должны соответствовать моменту. Ребенок стремится с ваших рук на пол и обратно, будто заводная игрушка. Расслабьтесь, наблюдайте за этим мельтешением со снисходительной улыбкой, своевременно и без спешки реагируйте – и все будет в порядке. Но если вам надоело это, если вы торопитесь освободиться от ребенка и заняться собой, тогда подобное естественное поведение малыша будет сводить вас с ума.

Тревожность в присутствии незнакомых людей. Независимость достается ребенку не просто. К концу первого года жизни ребенок начинает проявлять тревожность в присутствии посторонних. И здесь ваша связь с ребенком вновь приносит проценты. Ребенок, находящийся в связи с родителями, полагается на них в том, что касается оценки ситуации – насколько она угрожающа. В непривычной среде общения маленький ребенок судит о незнакомых людях по вашей реакции на них. Он видит незнакомых людей вашими глазами. Если вы встревожены, ребенок тоже начинает тревожиться. При приближении «незнакомца» ребенок ловит ваши сигналы на языке тела и может, например, успокоиться, если вы даете понять ему: «Все в порядке, нет причин для беспокойства». Настороженный ум ребенка усваивает вашу реакцию. Желательно, чтобы «незнакомцы» имели представление о естественном процессе развития детей и давали малышу время на подобную оценку ситуации – через усвоение оценки родителей, – а также чтобы держались вначале на разумном расстоянии. Ребенку не понравится, если вы вторгнетесь в его личное пространство, и он бурно отреагирует на такое вторжение. Мама или папа могут стать посредниками в подобной ситуации.

У разных детей порог чувствительности на незнакомых людей разный. Когда я наблюдаю за ребенком, первый раз появившимся с мамой у меня в кабинете, я вижу, что реакция ребенка часто дублирует мамину реакцию. Если малыш, прижимающийся к матери, слышит от нее, прижимающей его к себе, встревоженную фразу: «Дядя тебя не обидит», – малыш только сильнее жмется к ней, ведь она усугубила испытываемую им тревогу. Но если мать ослабила объятия и сразу же заводит непринужденный разговор со мной, сигналя ребенку о том, что ситуация благоприятная, ребенок уже не так льнет к матери и готов «сотрудничать» со мной, потому что чувствует, что я – лицо, «одобренное» мамой.

 

Способность создавать мысленный образ матери помогает ребенку отделиться от нее

 

Тревожность по причине обособления. Страх, сопутствующий процессу обособления от матери, – еще одна естественная для развивающегося ребенка реакция, с которой он осваивается к концу первого года жизни. Родителям необходимо учитывать особенности этой ступени обособления и не подталкивать ребенка, если обособление чрезмерно тревожит его. Существовало мнение, будто мать, слишком привязанная к ребенку, еще не достигшему года, непременно испортит ребенка, и он так и будет держаться за нее. Многие по-прежнему разделяют это мнение, хотя ученые, изучавшие феномен привязанности, свидетельствуют об обратном. Дети, сильно «привязанные» в самом раннем возрасте, в дальнейшем испытывают меньшее беспокойство, отделяясь от матерей.

Присутствие «привязанной» матери, реальное, физическое и в качестве мысленного образа в голове у ребенка, сдерживает у него тревогу во время игровой активности, ведь мама как бы говорит ему: «Все в порядке, исследуй окружающий мир». У «привязанного» ребенка память столь наполнена мысленными образами матери, что он способен мысленно не разлучаться с ней, даже когда не имеет с ней зрительного контакта.

Когда ребенку предлагают участвовать в незнакомой игре вместе с матерью, у него возникает потребность уравновесить два желания: изучить новую ситуацию и остаться «в связке» с привычным лицом, которое заботится о нем. Именно поэтому даже спокойные дети, попадая в новую для них ситуацию, вначале жмутся к матери, а потом уже отправляются изучать неведомое. Привязанность как родительский подход помогает детям обрести это равновесие – между импульсом «прижаться теснее» и импульсом «отступить как можно дальше». Изучая неведомое, маленькие дети время от времени обращаются к матери за одобрением. Похоже, присутствие матери энергетически подпитывает маленьких исследователей. Или можно сказать так: поскольку ребенку не нужно опасаться, не исчезла ли мама, малыш направляет все силы на изучение мира. Со временем потребность прижаться к маме ослабевает и ребенок чувствует себя все вольнее в роли исследователя, все больше отдаляется от родного дома, хотя от случая у случаю и возвращается в него, чтобы эмоционально «дозаправиться». Наблюдая за групповой игрой ходунков, вы отметите, что периодически ребятишки бегут к своим мамам. Забираются к ним на колени, с тем чтобы прижаться к их груди. Это необходимая им эмоциональная подпитка – перед тем, как вновь ринуться в игру.

Ненадежно «привязанным» детям труднее достичь такого равновесия. Вероятно, они будут дольше оставаться при матерях или же отстранятся и от матерей. Д-р Джон Боулби, один из авторитетов в области теории привязанности, утверждал: «Ребенок, не знающий чувства доверия, не верит в то, что объект его привязанности будет достижим для него в случае необходимости. Поэтому он цепляется за родителей, считая, что такая тактика обеспечит их доступность. Он сомневается в доступности матери и поэтому постоянно сосредоточен на этом, подобная сосредоточенность тормозит процесс обособления от матери с целью изучения окружающего мира, а значит, является помехой процессу познания и обретения новых навыков». Привязанность как родительский подход удостоверяет тот закон развития, в соответствии с которым ребенок должен преодолеть зависимость, прежде чем он научится независимости. (См. относящуюся к теме статью «Обретение независимости» на стр. 82.)

Некоторым детям труднее дается процесс обособления, поэтому одна из ваших задач в деле воспитания ребенка второго года жизни – выяснить, при каких условиях, как часто и насколько долго ваш ребенок спокойно переносит разлуку с вами. Иногда детей пугает отдаление от матерей, потому что сами матери тревожатся из-за этого отдаления. Чем прочнее ваша связь с ребенком в первый год его жизни, тем смелее ваш ходунок будет обособляться от вас между двумя и тремя годами.

Нет двух похожих детей, что касается процесса отделения от матери. Наши ходунки в двухлетнем возрасте спокойно покидали мать, если рядом с ними оставался я или же кто-то из старших детей. В три с половиной наши «взрослые ребятишки» радовались тому, что могут самостоятельно отправиться в воскресную школу; в четыре они могли без боязни заночевать в доме их друзей по соседству.

 



2015-11-27 459 Обсуждений (0)
От нераздельности к обособлению: ожидаемое поведение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: От нераздельности к обособлению: ожидаемое поведение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)