Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками). Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Интерпретация полученных данных Нами было проведено исследование, направленное на выявление школьной тревожности, которая связана с не рациональной нагрузкой учебной деятельности. Исследование проходило в 2 этапа. На первом этапе мы диагностировали детей младшего школьного возраста с помощью методики «Кактус» с целью выявить у них тревожность. Интерпретация методики выявила, что у 74 % детей младшего школьного возраста в рисунках наблюдаются темные цвета и штриховка, что свидетельствует о тревожности детей. Навтором этапе нашего исследования мы выявляли, что именно в школе вызывает у детей повышенный уровень тревожности. Для выявления того, что в школе вызывает у детей тревожность была проведена методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. По методике Филипса был определен уровень школьной тревожности. Результаты тестирования приведены ниже.
1- общая тревожность в школе 2- переживания социального стресса 3- фрустрация потребности в достижении успеха 4- страх самовыражения 5- страх ситуации проверки знаний 6- страх несоответствовать ожиданиям окружающих 7- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 8- проблемы и страхи в отношении с учителями Таблица. Показатели тревожности
Используя данную методику, мы смотрели не общий показатель тревожности, а рассматривали каждый параметр в отдельности, поэтому каждый параметр был для нас информативным, и определенным образом наталкивал на выявление причин возникновения тревожности. Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста факторами высокой тревожности оказались: страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, проблемы и страхи в отношениях с учителями и общая тревожность к школе. Данные экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что существует связь между проявлением тревожности и не рациональным распределением учебной нагрузки у детей младшего школьного возраста Выводы Нами было проведено исследование среди учащихся 4 классов (12 лет) в МОУ СОШ В данном учебном заведении дети младшего школьного возраста занимаются по программе « Школа 2100». В исследовании участвовали 24 человека, в возрасте 12 лет. В результате нашего исследования было выявлено: 1. По методике «Кактус» - у 74% детей младшего школьного возраста выявлена тревожность. 3. По методике диагностики уровня школьной тревожности Филипса: · у 58,3 % детей наблюдается общая тревожность в школе; · у 20,8 % - переживание социального стресса; · у 25 % - Фрустрация потребности в достижении успеха; · у 66,7 % - страх самовыражения; · у 75 % - страх ситуации проверки знаний; · у 41,7 % - Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; · у 33,3 % - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; · у 62,5% - проблемы и страхи в отношениях с учителями. В предыдущих параграфах нами было выявлено, что учебная нагрузка в школе распределена не рационально (длительность занятий, сильная загруженность учебного года, многочисленные домашние задания и т.д.). И, принимая во внимание полученные нами результаты исследования, можно говорить о том, что гипотеза, предложенная в начале исследования, подтвердилась. Не рациональное распределение учебной нагрузки провоцирует возникновение повышенного уровня тревожности современных детей младшего школьного возраста.
Заключение В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека. В контексте темы работы «Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста» мы ставили цель: рассмотреть как характер учебной нагрузки влияет на уровень уровня тревожности детей младшего школьного возраста Нами были проанализированы теоретические подходы к обоснованию данной проблемы, в результате которых было выявлено, что тревожность зависит от учебного процесса. Понятие «школьная тревожность» является широким понятием, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального благополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Нами была организована экспериментальная работа по изучению влияния учебной нагрузки на уровень тревожности. Для реализации поставленной цели нами были использованы такие методики как: методика «Кактус», методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса. Использование эмпирических методов исследования позволяет нам констатировать определенную зависимость между уровнем тревожности и не рациональным распределением учебной нагрузки Таким образом, решение поставленных перед нами задач, подтверждение гипотезы позволяет говорить о достижении цели.
Библиография 1. Бейниш Ланда. Мониторинг физического развития и физической подготовленности школьников/ Народное образование. 2008. №8 2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 2006. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 2005. 4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. Учеб. Заведений. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, - 368 с. 5. Вступительная статья В.Н. Дружинина к хрестоматии «Психические состояния» под ред. Л.В. Куликова СПб, Питер 2001. 6. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5. 7. Герасимова А. Школьная тревожность // Мурзилка. – 2001. - №9. 8. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с. 9. Ефимов В.Ф. Использование информационно – коммуникативных технологий в начальном образовании школьников/ Начальная школа. 2009. №2 10. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб., 1995. 11. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования / Ред. А.С. Прангишвили. – Тб., 2003. С. 49-58. 12. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008, - 442, [1] с.: ил. – (Справочники). 13. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 2005. 14. Краткий психологический словарь./Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985. 15. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с., ил. 16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. – м.: ТЦ Сфера, 2009, - 464 с. 17. Морган У.П., Эликсон К.А, Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. – 2005. - №3. – С. 155-161. 18. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // тревога и тревожность. - СПб., 2001. 19. Немов Р.С. психология. В 3-х кН. Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений./ Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 631 с. 20. Немов Р.С. Психология. – М., 1998 21. Никишина И.В. Инновационые педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе:использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007, - 91 с. 22. Новая шкала трудности учебных предметов в современной школе/ Александрова И. Э., Седова А. С., Степанова М.И./ Вестник образования России 2004 №9 23. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с. – (Настольная книга учителя) 24. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. – 2000. №5. С. 12-13. 25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969 26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Дом «БАХРАХ», 1998, с. 672. 27. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2000. - №2. –С. 11-18. 28. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000. 29. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001. – С. 143-156. 30. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)/ Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.47-60. 31. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 2004 г. 32. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.,1996. 33. Развивающее образование: теория, опыт, мнения. Межрегиональный сборник научно-практических материалов, посвященный 50-летию системы Д.Б Эльконина-В.В. Давыдова/под ред. Л.Н. лавровой. – Липецк:ЛИРО,2008.-203 с. 34. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии- М.:Воронеж, 1996. – с. 300 35. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 2001. — 224 с. — (Серия «Учебник нового века»). 36. Терешкина И.Б. Психологические проблемы учащихся частных школ // Практическая психология в школе. Цели и средства. – СПб., 2000. – С. 57-59. 37. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005, - 349 с. 38. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Даниил Борисович Эльконин; Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005, - 384 с. 39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. 40. http://www.materinstvo.ru/art/1639/ 41. http://www.razumniki.ru/zankov.html 42. http://www.sch566.edusite.ru/p18aa1.html
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |