Стресс, его виды и механизм развития
Введение Реформирование российской системы образования обуславливает введение новых систем и технологий обучения. В связи с этим рядом авторов был выявлен высокий уровень школьной тревожности, школьные неврозы. (Дж. Бук, В.В. Гурьева, Л.С. Иванова, Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников и др).[ ][ ][ ] . В связи с этим, стала особенно актуальной проблема влияния школьного обучения на психоэмоциональное состояние детей. Организация обучения с учётом психического состояния может служить мощным фактором улучшения социальной адаптации и психического развития личности, являться резервом повышения продуктивности обучения. Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного Центра здоровья детей РАМН свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения, при этом младший школьный возраст характеризуется самым высоким уровнем школьной тревожности (Н.И. Гуткина; В.П. Петрунек; A.M. Прихожан; В.Э. Чудновский; и др.). [ ][ ][ ] . Как следствие этого -неврозы и другие невротические состояния школьников сказываются на психическом развитии, а также вызывают трудности в овладении учебной деятельностью. Из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни семьи и микросреды образовательного учреждения наиболее управляемым «звеном» является образовательный процесс. Оптимальное психическое состояние на учебных занятиях - комфортность переживаний и эффективность учебной деятельности, свидетельствует о нормальном ходе развития личности. Рациональное распределение учебной нагрузки в течение дня и недели – важный фактор профилактики утомления, перегрузки школьников, оно способствует снижению утомляемости и повышению работоспособности учащихся. Эмоциональное благополучие младших школьников зависит от успехов и неуспехов в этой деятельности и от взаимоотношений с ее субъектами. Для детей младшего школьного возраста характерен жизнерадостный бодрый тон настроения.. В целом устойчивые, долговременные комфортные состояния дают возможность полноценному личностному развитию. Существуют исследования отдельных составляющих психического состояния (тревожность, фрустрация, мотивы, умственная работоспособность) в традиционной системе обучения (М.В.Антропова; Л.И.Божович; Е.А. Данилова; О.А. Жильцова; Н.В.Репкина; и др.). [] Но, во-первых, нет исследований психического состояния детей в учебном процессе, не определены параметры и система методов целостного изучения данного явления; во-вторых, не встречается сравнительных исследований психического состояния и особенностей его динамики на учебных занятиях в разных системах обучения. Цель работы: изучить зависимость психоэмоционального состояния современных детей младшего школьного возраста от характера учебного процесса Объект исследования: психоэмоциональное состояние младших школьников Предмет исследования: характер учебного процесса как стрессогенный фактор и влияние учебной нагрузки на психоэмоциональное состояние современных детей младшего школьного возраста. Гипотеза: нерациональное распределение учебной нагрузки провоцирует возникновение повышенного уровня тревожности детей младшего школьного возраста . 1. Методика «Кактус» 2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса 3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Прихожан. Глава 1. Виды и механизм формирования и развития стресса у младших школьников Стресс, его виды и механизм развития
Согласно определению канадского физиолога Ганса Селье, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни; стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. [14] Итак, стресс - это состояния психического напряжения, обусловленные выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. [5;37] Г. Селье разделял стресс на эустресс и дистресс. Эустресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс ("distress", англ. - горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив, производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил. [17] Кроме этого Лазарус выделяет еще два вида стресса: стресс - физиологический, и стресс - психологический. Последний подразделяется на эмоциональный. Они отличаются по особенностям стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза. Он вызывается непосредственным действием неблагоприятного фактора на организм (например, погружение в ледяную воду, перегрев организма и др.). Восстановление гомеостатичных функций обеспечивается висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обуславливают стереотипный характер реакций, однозначно обусловленных характером стрессора. Поэтому при физиологическом стрессе реакции стереотипны и предсказуемы. Эмоциональный стресс (синоним эмоциональное перенапряжение) — напряжение неспецифических адаптационных реакций организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайными по силе или длительными отрицательными эмоциями. Эмоциональное переживание лежит в основе многих адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конфликтные ситуации. [ ] Для эмоционального стресса характерно сильное эмоциональное переживание, которое вызывается значимой для человека конфликтной ситуацией и в результате сужается круг биологических и социальных потребностей, сопровождающиеся длительными отрицательными эмоциями. Рассмотрим механизм формирования и развития стресса. В отличие от концепции физиологического стресса стресса, развивающегося на основе изменений гипофизарно-надпочечниковых отношений, в основе эмоционального стресса лежат первичные изменения в области эмоциональной сферы личности. Отрицательные эмоции характеризуются длительным последействием, изменением химической чувствительности нейронов головного мозга к ряду химических веществ нейромедиаторам и нейропептидам. В результате эмоциональное возбуждение приобретает способность к постоянной активации мозговых структур и различных соматовегетативных процессов и при наличии соответствующего слабого звена в организме через него может оказать патогенное влияние, как на функции головного мозга, так и на реализацию отдельных соматических или вегетативных функций. [13] Схема «Механизм действия стресса на организм человека»
Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация (в науке употребляется английский термин GAS - General Adaptation Syndrom). Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая МАЛ-АДАПТАЦИЯ (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Сильные или длительные стрессы приводят к истощению, которое может вызвать физические и психические заболевания. Очень часто люди обращаются к врачу с жалобами на физические недомогания, тогда как реальной причиной их состояния является стресс. Стрессы входят в первую десятку причин, вызывающих болезни. В динамике протекания физиологического стресса исследователи выделяют три основные стадии: тревога, резистентность (сопротивление), истощение. а) АЛАРМ-стадия (стадия тревоги). Эта стадия называется также «предстартовой готовностью». Ресурсы организма на этой стадии максимально мобилизуются. Ребенок находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически ребенок чувствует себя комфортно, может даже пребывать в приподнятом настроении. Его поведение на этой стадии удивляет окружающих своей неадекватностью по отношению пережитой накануне ситуации. Удивительным образом «проходят» хронические соматические заболевания: гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.д. Это очень опасное и обманчивое затишье. Это штиль перед бурей. б) Стадия РЕЗИСТЕНТНОСТИ (стадия сопротивления). в) Стадия ИСТОЩЕНИЯ.
§1.2. Причины возникновения эмоционального стресса у детей Кратковременно действующие стрессоры:
У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные "зоны психической чувствительности", которые наиболее ранимы и подвержены стрессу. Родителям, обычно, такие тонкости неизвестны. Поэтому, временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь, прежде всего, идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Последствия стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь. [] Кроме исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:
Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.
По мнению Крутецкого В.А. младшим школьным возрастом считается «возраст детей примерно от 7 до 10 -11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития» []. Зинченко В.П. и Мещеряков Б.Г. понимали под младшим школьным возрастом «(англ. midchildhood — среднее детство) — возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В др. странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (напр., во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст). А Еникеев М.И. младший школьный возраст определяет как « - дети в возрасте 6-10 лет, обучающиеся в начальной школе. Ведущим видом их деятельности становится учение, У ребенка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности..» [] Из этого следует, что младший школьный возраст совпадает с периодом обучения и в этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (879)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |