ИСКУССТВО ГРЕЧЕСКОЙ КЛАССИКИ (V – IV века до н.э.)
(АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО) В V веке до н. э. начался классический период греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. К началу V в. до н.э. сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства: Афины и Спарта. Соперничество и борьба Афин и Спарты определили пути исторического развития Греции. Для истории искусства Спарта осталась бесплодной, не породив ни одного художника. В Афинах процветали ремесла и искусства. Классика: Ранняя Высокая Поздняя
Ранняя классика («строгий стиль», первая половина V века до н.э.) – преодоление архаической условности. Основные черту – свободное изображение человека, поиски типических образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи). Принципы классики воплотились в творениях таких мастеров, как знаменитые афинские скульпторы Поликлет и Мирон. Высокая классика (вторая половина V века до н.э.) Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства — «эпоха Перикла» (один из «отцов-основателей» афинской демократии, полководец, оратор; V век до н.э.). Художественные произведения периода высокой классики били героические, величественные, монументальные и гармоничные с человеческим образом; и одновременно, естественные и простые. В эти годы творили великие мастера греческого искусства - скульпторы Фидий, Лисипп(1300 скульптур) иЛеохар, зодчие Иктин и Калликрат. К концу V века до н.э. разделение Греции на независимые и соперничающие друг с другом полисы начало тормозить развитие общества. Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны между Афинами и Спартой кризис. Поздняя классика (IV век до н.э.). Искусство классики к началу IV века до н.э. вступило в свой последний, третий, этап развития. В этот период искусство утратило героический характер, ясную гармонию своих монументальных образов. Искусство великих мастеров поздней классики стало более драматичным, психологически глубоким. Выдающиеся скульпторы: Пракситель, Скопас, Кефисодот. Македонское завоевание во второй половине IV в. до н.э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств.
ИСКУССТВО РАННЕЙ КЛАССИКИ.
АРХИТЕКТУРА. Монументальная и общественная архитектура была тесно связана с жизнью коллектива свободных граждан, с культами богов. Ведущую роль в это время играл дорический ордер. Периптер стал господствующим типом здания. По своим пропорциям храмы стали менее вытянутыми, более цельными. В больших храмах внутреннее помещение (наос) разделялось двумя продольными рядами колонн на три части. В небольших храмах зодчие обходились без внутренних колонн. В глубине центральной части наоса, обрамленной внутренними колоннадами, прямо против входа находилась статуя божества. Каждый храм был неповторим, соотносился с окружающей средой, определяющей его характер, - то мощный и величественный, то легкий и изящный.
Храм Афины Афайи на острове Эгине. Небольшой по своим размерам. Отношение колонн — 6 к 12. Колонны стройны по пропорциям, но антаблемент еще очень тяжелый. Храм был построен из известняка и покрыт расписанной штукатуркой. Фронтоны были украшены мраморными скульптурными группами. Расположение храма на верху высокого берега показывает, как умели греческие зодчие связывать строгую дорическую архитектуру с окружающим пространством природы. Храм Геры в Селинунте («храм Е»). Переходный характер имел и храм «Е» в Селинунте (Сицилия). Здесь найдены остатки 8 дорических храмов! Посвящение ни одного из них точно неизвестно, поэтому в литературе они обозначаются буквами. Храм Е не самый большой из них. Возможно, он был посвящен Гере. По типу это периптер. Восточный фасад выделен лестницей, состоящей из 10 ступеней. Движение вверх продолжалось и в интерьере, где уровень пола от одного помещения к другому повышался. От храма на острове Эгине он отличался вытянутостью пропорций (отношение колонн 6 к 15). Колонны его приземисты и часто расположены; антаблемент очень высок, его высота почти равна половине высоты колонны. В целом своей грузной мощью он напоминает храмы времен архаики. Метопы храма посвящены подвигам Геракла. Композиции построены так, что энергичные, порывистые движения фигур не разрушают границ изображения. Они соответствуют геометрическим членениям квадратов метоп. Такова сцена укрощения критского быка, где перекрещиваются диагональные движения быка и Геракла. Активное движение меньшей по массе фигуры Геракла уравновешивает тяжёлую, медленную и грузную фигуру быка.
Наиболее полно типичные черты архитектуры ранней классики воплотились в храме Посейдона в Пестуме (Великая Греция) и в храме Зевса в Олимпии (Пелопоннес).
Храм Посейдона в Пестуме. Храм Посейдона в Пестуме, построенный во второй четверти 5 в. до н.э., хорошо сохранился. Полный строгого величия, мощный и тяжелый, он возвышается на трехступенчатом основании. Невысокий стилобат, низкие, но широкие ступени подчеркивают впечатление спокойной, уравновешенной силы. Колонны (отношение 6 к 14) массивны; создается ощущение упругого напряжения колонны, словно с усилием подъемлющей перекрытие. Вся колоннада выступает на фоне затененного пространства, подчеркивая линию столкновения несущих и несомых частей. Внутреннее помещение (наос) разделялось двумя продольными рядами колонн на три нефа. Стропильными фермами не решались перекрывать целлу в один пролет; колоннады давали дополнительные точки опоры. Храм был рассчитан на восприятие с разных расстояний. Издали храм кажется меньше, чем в действительности, и вместе с тем компактным и строгим по формам. Вблизи становятся ощутимыми общие размеры храма. Контраст впечатлений от далекой и близкой точек зрения способствует нарастанию по мере приближения чувства силы и величия всего сооружения. Этот прием сопоставления нескольких точек зрения характерен для принципов архитектуры классики. Греческий архитектор классической поры стремился создавать архитектурный образ, ориентированный на человеческое восприятие, учитывающий и организующий путь движения зрителя.
СКУЛЬПТУРА РАННЕЙ КЛАССИКИ. В начале V века до н. э. в греческой скульптуре одновременно с обобщением образа и развитием связи скульптуры с архитектурой, возникает интерес к передаче движения. Дельфийский Возничий. Знаменитый оригинал древнегреческой скульптуры. Одна из немногих статуй, которой удалось сохраниться до наших дней, отличный пример античного бронзового изделия. Была обнаружена в Дельфийском святилище Аполлона. Стилистически «Возничий» относится к периоду ранней классики. Он более натуралистичен, чем куросы, но поза все еще остается застылой. Чертам лица предана небольшая асимметрия - для большего реализма. Передача мелких натуралистических деталей (вены, ногти, пушок на висках) не мешает монументальности образа в целом. В фигуре, когда-то входившей в неизвестную скульптурную группу, присутствует сдержанная энергия движения. Складки хитона юноши, похожие на каннелюры колонны, также усиливают монументальность статуи. Рождение Афродиты (рельеф «Трона Людовизи»). Алтарь богини Афродиты, изображающий рождение Афродиты из морской пены. Идеально сочетание движения поднимающейся Афродиты, ниспадающих складок одежд и склонившихся к богине нимф. На боковых сторонах алтаря представлены различные образы служения богине: нагая играющая на флейте девушка-гетера и одетая в плащ сидящая хранительница домашнего очага («невеста»). В этом изображении образ родившейся богини дополняет изображение новобрачной. В боковом образе «девушки в плаще» есть что-то печальное: сущность женщины-гречанки, обречённой проводить жизнь в гинекее (женской половине дома). Другая тема изображена на левом рельефе: обнажённая флейтистка-гетера, сидящая свободно закинув ногу на ногу, играет на двойной флейте. Она приносит дар богине любви неприхотливую любовную песенку. Гармодий и Аристогитон («Тираноубийцы») - первый известный опыт групповой скульптуры в греческом искусстве. Скульптору еще не удалось достичь полного органического единства. Группа объединена скорее психологически, связь фигур осуществляется на литературном уровне. Существовало две скульптурные группы «Тираноубийц» (старая группа времён архаики была увезена разгромившими Акрополь персами), в конце V века до н.э. создали для Афин новое изображение. Фигуры героев образуют цельную композицию благодаря общему движению. Гармодий, Аристогитон и некоторые недовольные граждане Афин составили заговор против тирана (Гиппия), но убить сумели только его брата (Гиппарха). Гармодий был любовником Аристогитона; именно любовная история послужила толчком к заговору. Тиран (Гиппарх) начал ухаживать за Гармодием, а получив отказ, оскорбил сестру Гармодия. После этого Гармодий решился убить тирана из мести за сестру, а Аристогитон — из любви к Гармодию и ревности. Однако убийство тирана сорвалось. Гармодий и Аристогитон кинулись на поиски брата тирана (Гиппарха) и, найдя его закололи. Гармодий был тотчас убит телохранителями; Аристогитон сумел скрыться, но вскоре был схвачен и убит после пыток. Согласно рассказам, под пытками он не оговорил никого из реальных заговорщиков, - но многих приближённых тирана. У Гармодия была возлюбленная — гетера Леайна («львица»), которая также была схвачена и подвергнута пыткам. Леайна предпочла смерть предательству и, по преданию, перед пыткой откусила себе язык, чтобы не выдать заговорщиков. Афиняне воздвигли в её честь на Акрополе статую львицы без языка. Именно в честь Леайны афинские статуи Афродиты стали сопровождаться изображением каменной львицы. После свержения тирании Гармодий и Аристогитон почитались как величайшие национальные герои. Скульпрурные группы фронтонов храма Афины Афайи на о. Эгина. Скульптуры изображают войну греков с троянцами. Стоящая по центру фронтальная фигуры Афины еще архаична. Но в фигурах воинов, в особенности павших и умирающих, много нового. Особенно отличается одна из фигур восточного фронтона, передающая постепенное угасание жизненных сил воина. Артемида и Актеон (метопа храма Геры в Селинунте («Е»)). Освоив естественные движения фигур, скульптор строитереходного периода (от ранней к высокой классике) считается бронзовая статуя Посейдона, найденная в море у мыса Артемисион ныряльщиками за губками (1926). Наиболее популярной была версия о том, что статуя изображает Посейдона; но установить это невозможно, так как оружие, которое было в руках у бога, потеряно. С другой стороны, сохранился ряд бронзовых статуэток меньшего размера (конец VII века до н. э.), которые повторяют ту же самую позу и представляют Зевса Громовержца. В наши дни принято считать, что, скорее всего, это изображение Зевса. У статуи пустые глазницы, которые изначально были инкрустированы, возможно, слоновой костью, брови были выполнены из серебра, губы и соски из меди. Одним из возможных авторов статуи считается великий Мирон. В этой скульптуре впервые была решена задача сочетания грозного, энергичного движения и монументальной устойчивости фигуры.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4150)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |