Способы прямой и обратной геодезических засечек
Прямые и обратные засечкиприменяют в тех случаях, когда пункты съемочной сети значительно удалены от пунктов опорной сети (не более 1500 м при съемке в масштабе 1:1000; 2000 м при съемке в масштабе 1:2000 и 3000 м при масштабе 1:5000), при сложной конфигурации и большой глубине разработки, а также при малой площади уступов. При прямой засечке пункт P1 вставляется в опорную сеть с трех известных пунктов А, Б и В (третий для контроля) измерением углов (рис. 4). При обратной засечке измеряют углы и на вставляемом пункте Р2 между направлениями на три известных пункта А, Б и В. Для контроля рекомендуется измерить угол на четвертый пункт Г. Требования к виду треугольников и точности измерения углов такие же, что и в предыдущем способе. Камеральная обработка результатов измерений осуществляется с применением ЭВМ. Расхождение в координатах, определенных в результате решения двух треугольников при прямой засечке и двух вариантов засечек при обратной засечке не должно превышать при съемке масштаба 1:1000 — 0,6 м, при съемке масштаба 1:2000 — 0,8 м и съемке масштаба 1:5000 — 2 м.
Рисунок 4 – Схема прямой и обратной засечек
На точность создания съемочного обоснования способом прямой угловой засечки оказывают влияние ошибки собственно прямой засечки, исходных данных, центрирования теодолита и визирных целей, фиксации измеренной точки, т. е. (3) Средняя квадратическая ошибка собственно засечки равна (4) или (5) где тβ — средняя квадратическая ошибка отложения углов β1 и β2. Иногда возникает необходимость определить ошибку положения точки по осям координат. В этом случае ошибку засечки вычисляют по формулам (6)
(7) Для приближенных расчетов принимают Sl = S2=S. Тогда формула (7) будет иметь вид (8) При заданной ошибке тβ величина ошибки засечки будет зависеть от угла γ и расстояния S до определяемой точки. С учетом влияния угла γ и расстояния S ошибка засечки будет минимальной при γ = 109°28'. Ошибка исходных данных является следствием ошибок в положении пунктов А и В. Если принять, что тА=тВ=тАВ, то
(9) Для приближенных расчетов, приняв S1=S2=S и γ=90°, можно записать (10)
По аналогии с формулами (11) и (12) совместное влияние ошибок центрирования теодолита и визирной цели выразится формулами (11)
(12) где l — величина линейного элемента центрирования. Основными ошибками, определяющими точность способа прямой угловой засечки, являются ошибки собственно засечки и исходных данных. Суммарная величина этих ошибок составит (13)
или (14) При S1 = S2 = S, γ=90° ошибка в положении точки выразится приближенной формулой (15)
Для вычисления координат точкиможно использовать формулы Деламбера и Гаусса:
(16)
(17)
На точность создания рабочего обоснования способом обратной угловой засечки оказывают влияние ошибки собственно засечки, исходных данных, центрирования теодолита и визирных целей и редуцирования. Очевидно, что при сравнительно больших расстояниях от определяемого до опорных пунктов влияние первых двух источников будет наиболее существенным; остальными ошибками можно пренебречь. Ошибка собственно обратной засечки может быть подсчитана по приближенной формуле (18) где S — расстояние от определяемого до соответствующих опорных пунктов; b — расстояние между соответствующими опорными пунктами; ωBAC — угол между исходными сторонами. Если для приближенных расчетов принять SA=SB=SC=Sср; bAB=bAC= bcp, то формула (10) примет вид (19) Ошибки исходных данных учитывают по формуле
(20) где тА=тв=тс=тАВC — ошибка в положении исходного пункта; τ=β1 +β2 +ω-180º Для приближенных расчетов
Азимутальная засечка
Это вариант решения прямой засечки в случае, если есть возможность с определяемого пункта Р вычислить азимут (дирекционный угол) направлений на исходные точки. С ранее определенного пункта съемочного обоснования Р1 передается дирекционный угол на направление Р1Р, ( ) рисунок 5. Рисунок 5 – Азимутальная засечка
В пункте Р1измеряются горизонтальные углы на известные точки А, В, С и вычисляются дирекционные углы ( ). По разности дирекционных углов вычисляются
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |