Межличностного конфликта
Любой конфликт, как было показано в предыдущих разделах данного пособия, имеет как свои положительные, так и отрицательные черты. Поэтому в современной конфликтологии принято выделять различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные. К конструктивным функциям относят: – диагностическую (появление конфликта выступает как индикатор неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий); – функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия); – инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий); – реконструкционную (конфликт убирает факторы, которые мешают межличностным взаимодействиям, выводит взаимодействие между участниками на новый уровень). Деструктивные функции конфликта связаны: – с развалом существующей совместной деятельности; – ухудшением или полным распадом отношений; – плохим эмоциональным состоянием участников; – низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др. Именно эта сторона конфликта вызывает у людей наиболее негативное отношение к участникам, и они стараются по возможности их избегать. Структура межличностного конфликта не представляет собой что-то особенно специфическое. Как и в любом другом конфликте, основными структурными элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта (объект конфликта). К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та материальная, социальная, духовная ценность, либо же цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, два ребенка в детском саду претендуют на одну и ту же игрушку. В таком случае объектом разногласий является сама игрушка, при условии, что противоположная сторона сочтет свои права ущемленными. Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы детей. В приведенном случае предметом будет выступать стремление детей к овладению правом распоряжаться игрушкой, т. е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу. В этой связи в структуре межличностного конфликта можно выделить 2 аспекта: первый – объективно сложившийся антагонизм интересов, целей, ценностей, мнений. Но само по себе противостояние интересов и целей статично, не ведет к возникновению и развертыванию конфликтного процесса без внешнего поведенческого выражения. Поэтому вторым аспектом является поведенческий антагонизм, связанный с противоречиями во взаимодействии, с эмоционально насыщенным противостоянием сторон. В соответствии с этим мы можем выделить в межличностном конфликте две параллельные системы, две «ипостаси». 1. Анализируя содержательные характеристики объекта конфликта, мы конструируем некоторую когнитивную (смысловую) структуру, основанную на знании, информации, значениях, которые мы придаем этим когнитивным элементам. В соответствии с ними выстраивается цель действия. 2. Но в то же время конфликтные действия связаны с мотивами поведения, с тем личностным смыслом, который задает отношения к оппонентам. Но любой конфликт всегда следует рассматривать не только в статике, но и в динамике. Конфликт – процесс, который всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются. По этому вопросу в литературе имеется самый широкий спектр представлений. например, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта[2]. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта. Сам конфликт, как они считают, состоит из трех периодов: 1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация); 2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта); 3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений). Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта[3]: 1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений); 2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения – расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам); 3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис – окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия). Каждый из этих авторов самостоятельно определяет тактику и стратегию разрешения конфликтов и их предупреждения. В любом случае, для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом. Например, вопрос лидерства в студенческой группе между студентами. Для возникновения конфликта необходим своеобразный триггер, т. е. повод, который активизирует действие одной из сторон. В качестве триггера могут выступать любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В приведенном примере поводом может послужить негативное мнение об одном из претендентов в лидеры любого студента.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |