Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспериментальное изучение проблемы формирования мышления



2015-11-27 568 Обсуждений (0)
Экспериментальное изучение проблемы формирования мышления 0.00 из 5.00 0 оценок




Данное экспериментальное изучение проблемы формирования мышления проводилось на базе 1-й младшей группы детского сада с целью выявления особенностей процесса постановки и решения игровой задачи в процессе самостоятельной и совместной игры. В процессе работы использовались такие методы исследования, как - обзорно-аналитический; - математико-статистический, а также - наблюдение и беседа

В качестве основной использовалась методика «Достань игрушку»

Этот вариант методики был описан в книге Т.Д. Марцинковской «Детская практическая психология»[4], где рекомендовался автором для диагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте 2 -3-х лет.

Перед ребенком ставились две задачи: подтянуть к себе игрушку палкой и вторая, с помощью сачка достать игрушку из емкости с водой.

Прежде чем приступить к выполнению задания ребенок должен рассказать, что он собирается сделать, при этом выясняя, насколько он может устанавливать смысловые связи между действиями. После выполнения действий мы просили ребенка рассказать о том, что он делал.

Оценка результатов исследования проводилась по следующим критериям:

10 – баллов. Ребёнок четко выполнил все рекомендации воспитателя и достал игрушку за время меньше чем 2 минуты.

8-9 – баллов. Ребёнок достал игрушку за время от 2 до 2,5 мин.

6-7 – баллов. Ребёнок достал игрушку за время от 2,5 до 3 мин, используя при этом подсказки воспитателя

5-3 – баллов. За время 3 мин ребёнок сумел подтянуть к себе игрушку, но не достал ее из воды.

2-0 – балла. За время 3 мин ребёнок не сумел достать игрушку.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 3-5 балла – низки; 0-2 балл - очень низкий.

Эксперимент осуществлялся с участием 5-ти детей в возрасте до трех лет. При проведении исследования детям предлагались следующие диагностические задания:

1. Подтянем к себе игрушку. Выбрать тесьму, за которую можно подтянуть игрушку.

2. Притянуть к себе игрушку палкой. На значительном расстоянии, чтобы можно было дотянуться палкой, лежит игрушка (кольцо). Задача - достать игрушку.

3. Выловить игрушку из воды сачком. Попытки достать предмет руками пресекаются.

4. Достать шарик из ведерка черпаком.

При выполнении задания дети в основном действовали самостоятельно, иногда задавали вопросы.

В процессе выполнения действий детьми мы подкрепляли их действия словами: «Возьми игрушку», «Достань игрушку» и др., некоторым детям повторял инструкцию. При нерешительных действиях детей с предметами-заместителями, особенно после неудачной попытки выполнения задания, необходимо было оказывать поддержку и давать указания.

При анализе действий детей мы обращали внимание прежде всего на

- ориентировку их в предметной ситуации;

- операторные действия детей (т. е. действия, которые соответствуют поставленной задаче и имеющимся средствам, например, какие операции совершают при вылавливании игрушки сачком, соответствуют ли они адекватным действиям с сачком или ребенок отказывается доставать игрушку сачком и достает игрушку рукой и т. д.).

Действия детей при выполнении заданий фиксировались в протоколе, по итогам изучения которого были зафиксированы следующие уровни развития наглядно-действенного мышления детей младшей группы.

Таблица 1. Итоги исследования

  Ф.И.ребёнка Сумма баллов Уровень развития
Максимов Игорь Средний
Горобец Маша Средний
Полухин Антон Высокий
Прохоров Витя Средний
Иванова Катя Высокий

 

Итак, несмотря на то, что эксперимент должен был осуществляться ребенком совершенно самостоятельно, для детей, особенно обладающих нерешительным характером были необходимы дополнительные указания.

По результатам исследования было выявлено, что дети понимают задачу и хорошо представляют конечную цель (достать предмет). Но при этом иногда возникают проблемы в представлении детьми системы действий, которая должна привести к осуществлению поставленной цели. Чаше всего обследование осуществляется с помощью пробующих и поисковых действий.

В ходе эксперимента повысился уровень ориентировке детей в предметной ситуации, что следует из того, что в каждом следующем задании ребенок увереннее справлялся с задачей. Результаты экспериментаторов показали, что дети проявили высокую активность при выполнении задания и после выполнения пробующих действий выполнили задание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мышление и в дошкольном возрасте все еще носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом сохраняет еще очень тесную связь с практической деятельностью.

Мышление в своем развитии проходит следующие этапы:

1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;

2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;

3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит благодаря изменению характера ориентировочно-исследовательской деятельности. Ориентировка, основанная на методе проб и ошибок, заменяется на целенаправленную двигательную, затем зрительную и, наконец, мыслительную ориентировку.

Появление сюжетно- ролевых игр, особенно с использованием правил, способствует развитию наглядно- образного мышления. Его становление и совершенствование зависят от воображения ребенка. Сначала ребенок механически замещает одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им функции, затем предметы замещаются их образами и необходимость совершения практических действий с ними отпадает.

Словесно-логическое мышление начинает свое развитие тогда, когда ребенок умеет оперировать словами и понимает логику рассуждений. Способность к рассуждениям обнаруживается в среднем дошкольном возрасте, но очень ярко проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Несмотря на то, что ребенок может рассуждать, в его умозаключении отмечается нелогичность, он путается при сравнении величины и количества.

Развитие данного вида мышления проходит в два этапа:

1) сначала ребенок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, и научается пользоваться ими;

2) ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения.

Таким образом: у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий не исчезают, а заменяются новыми, более совершенными. При необходимости они снова могут включиться в решение проблемной ситуации, т. е. начнет работать наглядно-действенное, наглядно - образное и словесно-логическое мышление. Отсюда следует, что у дошкольников интеллект уже функционирует по принципу системности.


Литература

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – РнД.: Феникс, 2015. – 270с.

2. Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства. – РнД.: Феникс, 2011. – 415с. – (Сер. Высшее образование).

3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. – М.: Мозаика - Синтез, 2013 - 305с. – (Сер. Высшее профессиональное образование).

4. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д.Марцинковской. Гардарики, 2003. – 255с.

5. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288с.

6. Ткачева М.С. Возрастная психология: Конспект лекций. – 2- е изд., пер.доп. – М.: Юрайт, 2014. – 200с.



2015-11-27 568 Обсуждений (0)
Экспериментальное изучение проблемы формирования мышления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экспериментальное изучение проблемы формирования мышления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (568)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)