Язык и речевая деятельность
Планы семинарских занятий
1.
Занятие №1
Семиотика и лингвосемиотика. Своеобразие языкового знака. 1. Общая семиотика и лингвосемиотика. 2. Гипотезы о происхождении знака. 3. Виды знаков и единицы языка. 4. Незнаковые свойства языковых единиц.
Основная литература
1. Горбачевский А.А.Теория языка. Вводный курс. - Флинта; Наука, 2011 г. 280 с. 2. Даниленко, В.П. Общее языкознание и История языкознания [Текст] : Курс лекций / В.П. Даниленко. – М. : Изд-во Флинта Изд-во Наука, 2009. – С.19-24. 3. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков. М., 2011. 4. Пищальникова, В.А. Общее языкознание// В. А. Пищальникова, А. Г. Сонин. – Академия, 2009 г.
Дополнительная литература
1. Иванов Вяч. Вс. Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики //Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996. №3. С.59-67. 2. *Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет // Избр. труды по семиотике и истории культуры. М., 1998. Т. 1. С.381 - 604. 3. *Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка. - Уч. пособие. М., 2006. С.170-179.
Занятие № 2 Языковые единицы и уровни языка. 1. Уровни и ярусы языка. 2. Язык как система систем. 3. Основные и промежуточные ярусы языка. 4. Вопрос о внеярусных явлениях и промежуточных ярусах.
Основная литература
1. Горбачевский А.А.Теория языка. Вводный курс. - Флинта; Наука, 2011 г. 280 с. 2. Даниленко, В.П. Общее языкознание и История языкознания [Текст] : Курс лекций / В.П. Даниленко. – М. : Изд-во Флинта Изд-во Наука, 2009. 3. Левицкий, Ю.А. Общее языкознание. Учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. - Либроком.-2009 с. 4. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков. М., 2011. 5. Пищальникова, В.А. Общее языкознание// В. А. Пищальникова, А. Г. Сонин. – М. : Академия, 2009 г.
Дополнительная литература
1. *Общее языкознание / Под общ. ред. А.Е. Супруна. Минск, 1983. С.135 - 140. 2. *Языкознание: Большой академ. слов. М., 1998. С.539. 3. *Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990. С.135 - 174. 4. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. Вып. I. М., 1960. 5. Якобсон Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М., 1985. С. 319 - 330
Занятие № № 3-4 Структура плана содержания 1. Лексика а) спорные вопросы современной лексикологии; б) методы изучения лексики; в) терминология как особый раздел лексикологии. 2. Фразеология а) спорные вопросы фразеологии; б) теоретическая и практическая значимость изучения фразеологии. 3. Грамматика. а) особенности грамматического значения; б) основные категории грамматики; в) морфология и синтаксис. 4. Фонология. Основные фонологические школы, различия между ними.
Основная литература 1. Горбачевский А.А.Теория языка. Вводный курс. - Флинта; Наука, 2011 г. 280 с. 2. Даниленко, В.П. Общее языкознание и История языкознания [Текст] : Курс лекций / В.П. Даниленко. – М. : Изд-во Флинта Изд-во Наука, 2009. -. С.55-57; 108-145 3. Левицкий, Ю.А. Общее языкознание. Учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. - Либроком.-2009. 4. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков. М., 2011. 5. Пищальникова, В.А. Общее языкознание// В. А. Пищальникова, А. Г. Сонин. – М. : Академия, 2009 г. Дополнительная литература
1. *Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. С. 152 - 181. 2. Васильев Л.М. Теория и методология современного языкознания. Уфа, 1990. С.38 - 40. 3. *Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. 4. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2001.С.188 - 228. 5. Есперсен О. Философия грамматики. М., 1958. 6. *Касевич В. Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. М., 1988. 7. *Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М., 1992. С. 102 - 122, 179 - 218. 8. *Общее языкознание / Под общ. ред. А.Е. Супруна. Минск, 1983. С.176 - 316. 9. Ору С. История. Эпистемология. Язык: Пер. с фр. М., 2000. С.119 – 136, 180 - 186. 10. Сепир Э. Язык: Введение в изучение речи // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. С.68 - 136. 11. *Мельчук И. А. Согласование, управление, конгруэнтность. ВЯ, № 5, 1993. 12. Чейф У. Значение и структура языка. М., 1975. С. 27 - 40.
Занятие № 5
Структура плана выражения 1. Звуковая форма. 2. Начертательная форма.
Основная литература 1. Горбачевский А.А.Теория языка. Вводный курс. - Флинта; Наука, 2011 г. 280 с. 2. Левицкий, Ю.А. Общее языкознание. Учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. - Либроком.-2009. 3. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков. М., 2011. 4. Пищальникова, В.А. Общее языкознание// В. А. Пищальникова, А. Г. Сонин. – М. : Академия, 2009 г.
Дополнительная литература 1. *Общее языкознание / Под общ. ред. А.Е. Супруна. Минск, 1983. С.317 - 334. 2. Бодуэн де Куртене И.А. Об отношении русского письма к русскому языку // Б. де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2 т. М.,1963. Т. 2. С.209 - 235. 3. Вахек Й. К проблеме письменного языка // Пражский лингвистический кружок. М.: Прогресс, 1967. С.524 - 534. 4. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994. 5. *Гумбольдт В. фон. О различии строения языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С.69 - 74. 6. *Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Гл. VI-VII // Труды по языкознанию. М., 1977.С.62 - 74.
Занятие № 6
Язык и речевая деятельность 1. Речевая деятельность в концепции В. фон Гумбольдта. 2. Виды речевой деятельности. Проблема их классификации. 3. Речевая деятельность и проблема происхождения языка.
Основная литература
1. Даниленко, В.П. Общее языкознание и История языкознания [Текст] : Курс лекций / В.П. Даниленко. – М. : Изд-во Флинта Изд-во Наука, 2009. -. С.190-194. 2. Пищальникова, В.А. Общее языкознание// В. А. Пищальникова, А. Г. Сонин. – М. : Академия, 2009 г.
Дополнительная литература
1. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2001.С.68 - 79. 2. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974. С.154 - 155. 3. Общее языкознание/ Под общ. ред. А.Е. Супруна. Минск, 1983. С.140 - 145. 4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.-Л., 1934.или: http://psychlib.ru/mgppu/VMr-1934/VMR-001.HTM (дата обращения - 24.07.2013). 5. Гумбольдт В. фон. О различии строения языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С.100 - 108. 6. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М., 1997. 7. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., 1974. 8. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.,1974. 9. *Языкознание: Большой академ. слов. М., 2002. С.412.
Занятие № 7
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |