Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модель частичного рыночного равновесия. Сущность рыночного равновесия



2015-11-27 883 Обсуждений (0)
Модель частичного рыночного равновесия. Сущность рыночного равновесия 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.»

Выполнил: студент 2 курса

Группы 3243-2с(2)

Гиниятов Н.Н. Проверила: Джумаева Р.А.

 

КАЗАНЬ 2015


Тема: Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

План.

1. Модель частичного рыночного равновесия. Сущность рыночного равновесия

2. Последствия установления неравновесных цен

3. Налоги и рыночное равновесие

Список использованной литературы


Модель частичного рыночного равновесия. Сущность рыночного равновесия

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

1.Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

2.Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

3.Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

3.Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Экономические модели (в том числе и модели равновесия рынка) могут исследоваться с учетом или без учета фактора времени.

Если в модели фактор времени не учитывается, то данную модель называют статической. Если же фактор времени является одной из переменных, то модель называется динамической.

Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу

Существует два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.

Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке - избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.

Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров - продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Паутинообразная модель - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Она описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменение цен с некоторым запозданием.

Кривые спроса и предложения, взятые сами по себе, показывают, что происходит с объемами покупок и продаж при изменении цены. Эти кривые характеризуют желания покупателей купить, а продавцов продать определенное количество товара по заданной цене. Эти кривые показывают цены покупателей и цены продавцов, которые те назначают на рынке, исходя из своих доходов и издержек. Однако товары и услуги продаются не по ценам спроса и не по ценам предложения, а по ценам рыночного равновесия.

В конце XIX века основоположник неоклассического направления экономист А. Маршал, доказал что в формировании рыночной цены одновременно участвуют и предложение и спрос.

Для того, чтобы описать этот процесс, надо свести вместе продавцов и покупателей, и показать соответствующие кривые спроса и предложения, которые отражают их интересы.

Если приложить друг к другу кривые спроса и предложения одного и того же товара, то получим модель, иллюстрирующую одновременно поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В экономической теории она получила названиемодель частичного рыночного равновесия. Точка пересечения спроса D и кривой предложения S, называется точкой равновесия и обозначается буквой Е (от Еquilibrium - равновесие), объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd = Ps). Такое равенство цен экономисты называют ценой рыночного клиринга или равновесной ценой, а равные объемы спроса и предложения - равновесным объемом. Точка равновесия соответствует такому соотношению, когда на рынке нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.

Сущность Рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают.

Равновесие не является математическим равенством. На практике такое равновесие почти не может быть достигнуто, в таком живом организме, как экономика. Поэтому рыночное равновесие рассматривается как гармония интересов продавцов и покупателей или как отсутствие диспропорции между спросом и предложением. Она может существовать до тех пор, пока данное состояние рынка соответствует интересам продавцов и покупателей. При любом другом положении на рынке (изменение цен или объема) он выходит из состояния равновесия и становится несбалансированным. В этом случае, и продавцы, и покупатели будут стремиться сбалансировать свои интересы, и рынок начнет двигаться в сторону равновесия.

В экономической науке известны два альтернативных подхода к достижению равновесия:

Ш Подход Л. Вальраса;

Ш Подход А. Маршала.

Главным в подходе Л. Вальраса является возникновение разницы в объемах спроса и предложения под действием отклонения фактической рыночной цены от равновесной.

Пусть реальная рыночная цена Р1 окажется несколько ниже равновесной цены Ре. При такой цене объем спроса Qd будет превышать объем предложения Qs. Образовавшийся избыток спроса усиливает конкуренцию покупателей, которая будет толкать рыночную цену вверх до уровня равновесной цены, при которой объем спроса и объем предложения уравновесят друг друга. Если же рыночная Р2 будет выше равновесной Ре, на рынке образуется избыток предложения, в результате чего усилится конкуренция на уровне равновесной.

Равновесие по А. Маршалу опирается на разность цен спроса и предложения, вызванную отклонением фактического объема предложения от равновесного.

Если объем предложения Qs меньше равновесного Qe, цена спроса Р2 окажется выше цены предложения Р1. Это побуждает продавцов увеличить объем предложения товаров на рынке. Напротив, при превышении равновесного объема предложения цена спроса Р1 будет меньше цены предложения Р2, что заставит продавцов уменьшить предложение товаров до объема, при котором он уравновешивается с объемом спроса и будет равен Qe. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения Р12е.

Функция спроса и предложения Л. Вальраса имеет вид: Qd=f(P), Qs=f(P)

А условием равновесия является равенство: Qd = Qs

У А. Маршала функция спроса и предложения имеет вид: Pd=f(Q), Ps=f(Q)

А условием равновесия является равенство: Pd = Ps

Поскольку в модели Вальраса инструментом сбалансированности рынка является цена, то эта модель характеризует ситуацию, складывающуюся на рынке в краткосрочном периоде. Моделью Маршала, в которой равновесие достигается за счет приспособления объемов предложения к равновесному количеству, лучше описываются рыночные процессы в долгосрочном периоде.



2015-11-27 883 Обсуждений (0)
Модель частичного рыночного равновесия. Сущность рыночного равновесия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модель частичного рыночного равновесия. Сущность рыночного равновесия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (883)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)