Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модуль 3 Ценообразование и принятие решений



2015-11-27 772 Обсуждений (0)
Модуль 3 Ценообразование и принятие решений 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое занятие 14 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции – 2 часа

Основные положения

1. Любая рыночная структура (модель или тип рынка) характеризуется следующими показателями:

а) количество и размеры фирм;

б) тип выпускаемого продукта, т.е. степень сходства или отличий разных товаров;

в) возможность влиять на цену и условия реализации товара;

г) свобода входа на рынок и выхода из него, а также доступность рыночной информации;

д) наличие конкурентной борьбы и ее формы.

2. Наиболее эффективной моделью рынка является совершенная конкуренция. Совершенная конкуренция – это рыночная структура, при

которой большое количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход экономических агентов из отрасли абсолютно свободен; число покупателей на этом рынке также велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах и условиях продажи товаров. Фирм так много, что ни одна из них не обладает значительной долей рынка и не способна влиять на цену товара.

3. На таком рынке действует принцип «соглашающийся с ценой», т.е. цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения и фирмы вынуждены принимать ее такой, какой она сложилась на рынке. Кроме того, в условиях совершенной конкуренции отсутствует конкурентная борьба.

4. Особенностью совершенно конкурентной фирмы является то, что спрос на ее товар является абсолютно эластичным, а кривая спроса - горизонтальной линией, совпадающей с линией цены. Поэтому средний доход фирмы (AR) и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а соответствующие кривые совпадают (AR=MR=P). Общий доход фирмы (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции.

5. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и равен рыночной цене (правило MR=МС=P). Однако в краткосрочный период фирмы могут столкнуться как с ситуацией прибыли, так и с ситуацией убытков.

6. Если цена продукта превышает средние издержки на его производство (Р > АТС), то фирма получает прибыль. Если цена продукта точно равна средним издержкам, то фирма только окупает свои затраты, а ее экономическая прибыль равна нулю (фирма получает нормальную прибыль при Р =АТСmin). Если рыночная цена оказывается ниже минимальных средних издержек (Р <АТС), то фирма несет убытки. Фирма прекращает производство, если цена падает ниже уровня минимальных средних переменных издержек (Р < АVСmin).

7. Кривая предложения конкурентной фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли, совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше уровня минимальных средних переменных издержек.

8. В долгосрочном периоде количество фирм в отрасли может меняться, т.к. вход на рынок и выход из него ничем не ограничены. Экономическая прибыль будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки заставят некоторые фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена товара установится на уровне минимальных средних издержек типичной фирмы (АС). Все фирмы отрасли будут получать нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет такой объем производства, при котором выполняется условие: Р=MR=МС= АСmin. Таким образом, в долгосрочный период девиз фирм, при котором достигается устойчивое равновесие в отрасли: «Безубыточность!».

9. Совершенная конкуренция является наиболее эффективным типом рыночной структуры, т.к. производство осуществляется с наименьшими издержками; достигается наибольшая эффективность распределения ресурсов между фирмами и отраслями. Однако, с точки зрения покупателей, она не учитывает многообразие вкусов потребителей.

 

Контрольные вопросы

1. Что понимают под совершенной конкуренцией, какими свойствами она обладает? Приведите примеры.

2. Как отличить совершенного конкурента от несовершенного? Какое главное условие должно выполняться для конкурентной фирмы?

3. Что понимают под предельным доходом? Чему равен предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции?

4. Какой объем производства выберет конкурентная фирма?

5. Что понимают под краткосрочным периодом? С какими ситуациями может столкнуться конкурентная фирма и почему?

6. В каком случае фирма получает:

а) экономическую прибыль;

б) нормальную прибыль;

в) терпит убытки;

г) прекращает производство?

7. Что понимают под долгосрочным периодом? Почему количество фирм на рынке может изменяться?

8. Назовите условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочный период?

9. В чем заключаются преимущества совершенной конкуренции, почему ее называют наиболее эффективной моделью рынка? Какими недостатками она обладает?

10.Что понимают под выигрышем потребителя и выигрышем производителя? В каком случае достигается взаимовыгодность обмена на конкурентном рынке и максимизируется благосостояние общества?

 

Верно / Неверно

Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:

1. Если рыночная цена постоянна, то увеличение объема выпуска продукции не повлияет на размер прибыли фирмы.

2. Если кривая общего дохода фирмы лежит ниже кривой общих издержек, то при любых объемах выпуска продукции прибыль фирмы отрицательна.

4. «Золотое» правило для фирмы на конкурентном рынке: выбирайте такой объем производства, при котором предельные издержки равны рыночной цене продукта.

5. Фирма максимизирует прибыль, сокращая производство до нуля, если цена продукта ниже средних переменных издержек.

6. Кривая спроса для конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон.

7. Спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластичен по цене.

8. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде определяется возрастающей частью кривой средних переменных издержек.

9. Конкурентная фирма в долгосрочном периоде получает нормальную прибыль.

10. В реальной экономике не было, и нет рынков, удовлетворяющих всем условиям совершенной конкуренции.

 

Тестовые задания

1. Какой из следующих рынков наиболее соответствует условиям совершенной конкуренции:

а) стали;

б) парикмахерских услуг;

в) автомобилей;

г) акций и облигаций.

2. Свойство, которое присутствует на рынке совершенной конкуренции:

а) неоднородность продукции;

б) мобильность ресурсов;

в) реклама;

г) рыночная власть покупателя

3. Условия совершенной конкуренции:

а) государство не вмешивается в работу рынка;

б) действие экономических законов на рынке запрещено;

в) на рынке много продавцов и покупателей;

г) фирмы, действующие на рынке, не оказывают влияние на цену.

4. Фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, выберет такой объем производства, при котором:

а) общий доход больше общих издержек;

б) предельный доход больше предельных издержек;

в) общий доход равен общим издержкам;

г) предельный доход равен предельным издержкам.

5. В краткосрочном периоде фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, не будет продолжать производство, если:

а) цена продукта ниже минимальных средних издержек;

б) цена продукта ниже средних постоянных издержек;

в) цена продукта ниже минимума средних переменных издержек;

г) цена продукта ниже предельных издержек.

6. Кривая предложения конкурентной фирмы на краткосрочном временном интервале - это:

а) кривая предельных издержек;

б) снижающаяся часть кривой средних издержек;

в) возрастающая часть кривой средних издержек;

г) часть кривой предельных издержек, лежащая выше кривой средних переменных издержек.

7. Как изменится предельный доход конкурентной фирмы по мере роста объемов продаж:

а) возрастет;

б) не изменится;

в) снизится;

г) нельзя дать определенный ответ.

8. Если отрасль имеет экономическую прибыль, то на рынке появятся новые фирмы. Это будет отражено на графике:

а) сдвигом кривой спроса вправо;

б) сдвигом кривой предложения вправо;

в) сдвигом кривой спроса влево;

г) сдвигом кривой предложения влево.

9. При появлении новых производителей на рынке совершенной конкуренции, скорее всего:

а) цена увеличится;

б) спрос увеличится;

в) цена уменьшится;

г) спрос уменьшится.

10. Отсутствие экономической прибыли способствует:

а) притоку в отрасль новых фирм;

б) снижению рыночной цены продукта;

в) оттоку фирм из отрасли;

г) расширению производства в действующих фирмах.

 

Задачи

1. Фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, планирует выпустить учебник. Средние издержки на производство книги составляют 4 + 4000 /Q , где Q - количество учебников, выпущенных за год. Планируемая цена книги 8 долларов. Каков должен быть годовой тираж книги, соответствующий точке безубыточности?

2. В конкурентной отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные издержки составляют:

 

Таблица 3.1 - Исходные данные

Объем производства, ед.
Предельные издержки, руб.

Чему равен отраслевой выпуск продукции, если рыночная цена единицы продукта составит:

а) 3 руб.; б) 6 руб.

3. Заданы функции спроса (Qd) и предложения (Qs) для конкурентного рынка некоторого товара:

Qs = 25 + 5Р

Qd = 85 – 5Р,

где Р – цена единицы товара.

Рассчитайте общий, средний и предельный доход для каждого возможного уровня продаж от 0 до 10 единиц, заполните таблицу 3.2:

 

Таблица 3.2 - Расчет предельного дохода фирмы

Цена, руб. Объем продаж, ед. Общий доход, руб. Средний доход, руб. Предельный доход, руб.
      _
       
       

Окончание таблицы 3.2

       
       
       
       
       
       
       
       

 

4. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость

общих издержек фирмы от объема производства представлена в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 - Исходные данные

Выпуск продукции, шт. Общие издержки, руб.

 

Если цена товара 5 руб., какой объем производства выберет фирма? Ниже какого уровня цен должна снизиться цена, чтобы фирма безусловно прекратила производство?

5.Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек фирмы от объема производства представлена в таблице 3.4.

 

Таблица 3. 4 - Исходные данные

Выпуск продукции, шт. Общие издержки, руб.

 

В отрасли занято 1 000 одинаковых фирм. Данные о спросе на продукцию представлены в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5 - Исходные данные

Цена, руб. Объем спроса, шт.
3 000
2 000
1 500
1 000

 

а) Определить объем предложения при каждой возможной цене, исходя из условия максимизации прибыли или минимизации убытков по форме таблицы 3.6:

Цена = 3 руб. (5 руб., 7 руб., 9 руб.)

 

Таблица 3.6 - Расчет дохода и прибыли

Выпуск продукции, шт. Общий доход, руб. Общие издержки, руб. Прибыль (+), убытки (- )
   
   
   
   
   
   

 

б) Определить равновесную цену.

в) В долгосрочном периоде будут ли фирмы переходить в данную отрасль или уходить из нее?

6. Функция издержек конкурентной фирмы:

 

TC=Q2+4∙Q+16

Определите, при какой рыночной цене эта фирма получает нормальную прибыль в долгосрочном периоде.

7. Рыночная цена продукции конкурентной фирмы 20 руб. Затраты на производство некоторой партии составили 17 000 руб. Определите размер партии, при котором фирма будет получать нормальную прибыль.

8. Издержки типичной фирмы, работающей на конкурентном рынке, зависят от объема выпуска как:

Рыночная цена на продукцию фирмы 12 руб.

Определите:

а) будет ли фирма получать экономическую прибыль или нести убытки;

б) какой уровень рыночной цены позволит фирме получать нормальную прибыль в долгосрочном периоде?



2015-11-27 772 Обсуждений (0)
Модуль 3 Ценообразование и принятие решений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модуль 3 Ценообразование и принятие решений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (772)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)