Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие 15. Ценообразование в условиях чистой монополии – 2 часа



2015-11-27 1462 Обсуждений (0)
Практическое занятие 15. Ценообразование в условиях чистой монополии – 2 часа 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные положения

1. Монополия — это рыночная структура, когда на рынке какого-то товара действует только одна компания и у этого товара нет близких субститутов.

2. Эффект масштаба производства существует в тех случаях, когда при увеличении объема выпускаемой продукции средние общие издержки снижаются. Отрицательный экономический эффект связан с противоположным явлением—повышением долгосрочных средних издержек при увеличении объема выпускаемой продукции.

3. Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Поэтому монополист может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товара.

4. В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции, всегда ниже ее цены. Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода и предельного дохода простой монополии. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю и общий доход максимальный.

5. Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам:

MR=MC

6. Цена, уста­навливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек.

, (3.1)

где Р –цена монополиста;

МС – предельные издержки;

Кэл – коэффициент ценовой эластичности спроса.

7. Монополист может манипу­лировать объемом производства и ценой продукта, для нее не существует какой-то определенной кривой предложения.

8. Монополия может осуществлять ценовую дискри­минацию — устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. В случае совершенной ценовой дискриминации (на каждую продаваемую единицу продукции устанавливается соответствующая цена спроса) монополист перераспределяет в свою прибыль весь излишек покупателей. При этом монополия предлагает на рынок такой же объем продукции, какой был бы в условиях конкурентной отрасли. Монополия может использовать сегментирование рынка, то есть устанавли­вать разные цены для различных групп покупателей. Такая ценовая дис­криминация увеличивает прибыль монополии, только если группы покупате­лей различаются по чувствительности на изменение цены.

9. В сравнении с конкурентной отраслью монополия, максимизирующая при­быль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар. Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества, возникающих из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска. Кроме того, монопо­лия перераспределяет в свою пользу часть доходов потребителей.

10. Существуют отрасли, в которых экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена. Такие отрасли называются естественными монополиями. Высокая концентрация производства дает такой монополии огромную власть над ценой и колоссальную сверхприбыль. Это приводит к необходимости государственного регулирования естественных монополий, которое осуществляется через установление цен на уровне Р=АС, либо через антимонопольное законодательство и через участие государства в акционерном капитале монополии. Во многих странах, включая Россию, осуществляется реформирование естественных монополий, основная цель которого – введение элементов конкуренции для повышения эффективности ее деятельности.

 

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность монополии, каковы условия ее существования? На чем основана власть монополиста над ценой?

2. Каковы барьеры входа на монополизированный рынок?

3. При каких условиях достигается равновесие фирмы-монополиста? Чем отличаются условия достижения равновесия монополиста от условия равновесия совершенного конкурента?

4. Как формируется цена монополиста? Какие факторы учитываются при ее определении?

5. Что измеряет индекс Лернера? Для чего нужны антимонопольные законы, что они регулируют?

6. Что понимают под ценовой дискриминацией? Опишите ее виды.

7. Что представляет собой естественная (регулируемая) монополия, в чем ее особенность? Приведите примеры.

8. Какие проблемы существуют в установлении цены на продукцию естественной монополии и как они решаются?

Верно / Неверно

Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:

1. Монополия получает сверхприбыль вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.

2. Монополист может увеличить общую прибыль, устанавливая на свой продукт разные цены на разных рынках.

3. Монополист будет увеличивать объем производства, если MR >МС.

4. Когда отрасль является естественной монополией, общество требует ее регулирования со стороны государства.

5. Любая ценовая дискриминация незаконна.

6. В долгосрочном периоде монополия получает максимум прибыли, когда предельный доход максимален.

7. Монополист всегда выбирает объем выпуска, который соответствует неэластичной кривой спроса.

8. У монополиста всегда предельный доход меньше цены продукта.

9. Если спрос на товар монополиста обладает высокой эластичностью, то возможности повышать цену уменьшаются.

10. Монополия, как и рынок совершенной конкуренции, редко встречается в современной экономике.

Тестовые задания

1. Примером естественной монополии является:

а) ОПЕК - международный нефтяной картель;

б) московский банк «Гермес»;

в) городской метрополитен;

г) газета «Аргументы и факты».

2. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначать любую цену на свой товар;

б) имеет совершенно эластичную кривую спроса;

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли.

3. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится:

а) производить продукции меньше, а цены устанавливать выше;

б) выбирать такой объем выпуска, при котором MR = P;

в) производить продукции больше, а цены устанавливать выше;

г) устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса.

4. Монопольная власть на рынке:

а) возрастает при высокой эластичности спроса;
б) уменьшается при низкой эластичности спроса;

в) возрастает при неэластичном спросе на товар;

г) не зависит от эластичности спроса.

5. Ценовая дискриминация – это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;

б) различия в оплате труда по национальности или полу;

в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;

г) повышение цены на товар более высокого качества.

6. Условие равновесия монополиста характеризуется тем, что:

а) АС = МС =MR = Р;

б) МС = MR < АС > Р;

в) МС = MR < АС < Р.

7. Чтобы удержать власть на рынке (не допустить конкурентов в отрасль) монополист будет выполнять следующие действия:

а) повышать цены на свою продукцию;

б) понижать цены;

в) увеличивать сверхприбыль;

г) увеличивать объем производства.

8. Снижение цены монополистом, максимизирующим прибыль, сопровождается:

а) снижением спроса;

б) увеличением эффективности производства;

в) увеличением объема продаж;

г) снижением цены сопутствующего товара.

9. На монопольном рынке, как правило:

а) чем выше цены, тем больше прибыль;

б) величина предложения меньше величины спроса;

в) ценовую дискриминацию осуществит невозможно;

г) рост цены сдерживается затратами и спросом.

 

Задачи

1.Функция общих затрат монополиста: ТС = 100 + 3∙Q, где Q – количество единиц продукта, производимое в месяц. Функция спроса на продукцию монополиста: Р = 200 – Q, где Р – цена продукта в рублях. Если монополист выпускает 20 ед. продукта в месяц, то каков его общий доход? Чему равен предельный доход от производства 20-й единицы продукта?

2. Фирма полностью монополизировала производство телефонных аппаратов.

Предельный доход = 1 000 – 20Q

Общий доход = 1 000Q - 10Q 2

Предельные издержки = 100 + 10Q

Сколько телефонов будет продано, и по какой цене?

3. В таблице 3.10 представлена информация об издержках и доходах

некоторой фирмы.

 

Таблица 3.10 - Исходные данные

Q TVC TC ATC MC P TR MR π
  -    
         
           
           
           
           
           

 

а) заполните таблицу недостающими данными;

б) определите постоянные издержки фирмы;

в) при каких значениях цены (P) и объема выпуска (Q) прибыль фирмы (π) максимальна?

г) эластичен или неэластичен спрос на продукт в диапазоне рассматриваемых цен?

д) какую прибыль получает фирма в равновесном состоянии?

е) для какой рыночной структуры характерна данная информация? Ответ объясните.

4. Ценовая эластичность спроса на киносеансы составляет -5 для пожилых людей и -2 для молодежи. Монополия, занимающаяся ценовой дискриминацией, в равновесии несет предельные издержки в 30 руб. на одно посещение кинотеатра. Определите цену за билет для пожилых людей и для молодежи.

5. Функция издержек фирмы-монополиста: ТС= 0.5Q2 + 2Q. Функция спроса на продукцию фирмы: Р = 10 – 0,5Q. Определите цену, при которой прибыль фирмы максимальна и степень ее монопольной власти, пользуясь индексом Лернера.

6. Функция издержек фирмы-монополиста: ТС= Q2 + 60. Функция спроса на продукцию фирмы: Qd = 30 – 2P. Определите объем производства, цену, общую выручку, прибыль монополиста и его монопольную власть, пользуясь индексом Лернера.

7. Функция общих затрат монополиста: ТС= Q2 + 2 Q. Функция спроса на продукцию монополиста: Р = 20– Q. Государство вводит потоварный налог (на каждую единицу товара) в размере 2 руб.

Определите:

а) налоговые поступления в бюджет;

б) выпуск и цену, максимизирующие прибыль монополиста, после введения налога.

8. Фирма - монополист работает на рынке с двумя группами потребителей, спрос которых на ее продукцию описывается уравнениями: Q1= 60 – 0,5∙Р1 и Q2= 80 – Р2, где Р1,2 и Q1,2 – цена и объем спроса для каждой группы потребителей соответственно. Предельные издержки фирмы постоянны и равны 50.

Определите объемы продаж, цену продукции и монопольную прибыль в случае, если фирма:

а) не дискриминирует своих потребителей;

б) практикует ценовую дискриминацию третьего рода.

 



2015-11-27 1462 Обсуждений (0)
Практическое занятие 15. Ценообразование в условиях чистой монополии – 2 часа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие 15. Ценообразование в условиях чистой монополии – 2 часа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)