Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И его потребностей в философии XIX в



2015-11-27 856 Обсуждений (0)
И его потребностей в философии XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок




В XIX в. мировая цивилизация переживает ряд серьезных испыта­ний. В ведущих европейских странах во время кризисов перепроиз­водства вымирают от голода тысячи людей. Еще в XVIII в. великий французский просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778) сомневался в прогрессе современной цивилизации. Он указывал, что существует огромный слой населения, лишенный возможности нормально удов­летворять простейшие базовые потребности — промышленный про­летариат. В XIX в. нищета рабочего класса достигает таких масшта­бов, что в Европе начинаются вооруженные восстания и революции. Сама жизнь ставит перед наукой задачу: понять, что происходит с цивилизацией, предсказать ее будущее развитие и помочь хотя бы ослабить возникшие конфликты и противоречия. Решение этой за­дачи требовало крупномасштабных научных исследований, в частно­сти углубления концепции человека.

Наука XIX в. достигает достаточно высокого уровня зрелости и начинает раскрывать глубинные законы общественного развития. В полемику о природе человека и путях эволюции общества включа­ются мыслители исторического масштаба. К их числу относились ве­ликие немецкие философы Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) и Карл Маркс (1818-1883).

Оба немецких ученых — крупнейшие диалектики, сторонники философской концепции развития. Поэтому человека и человече­ские потребности они изучают не статично, как в эпоху Просвеще­ния, а в динамике и постоянном изменении. Однако на развитие че­ловека и общества они смотрели с диаметрально противоположных точек зрения, связанных с различиями в их мировоззрении: как из­вестно, Гегель был последовательным идеалистом, Маркс — последо­вательным материалистом.

С точки зрения Гегеля, в основе реального мира лежит абсолютная идея — духовное начало, обезличенное сверхчеловеческое сознание. Его можно образно представить себе, например, как некое невидимое излучение, пронизывающее Вселенную и управляющее происходя­щими в ней процессами. Создав человека, абсолютная идея превра-


§ 7. Концепции человека и его потребностей в философии XIX в. 45

 


44 Глава 2. Основные концепции человека и человеческих потребностей...

щается в мировой дух. Мировой дух обладает неустранимой потреб­ностью к познанию самого себя (с материалистической точки зрения это просто потребность общества в познании мира, которой придано какое-то сверхъестественное, мистическое значение). Для познания себя мировой дух развертывает свое внутреннее содержание, проходя долгий путь исторического развития. При этом он создает все много­образие проявлений и структурных элементов общества — религию, искусство, науку, философию, семью, государство, мораль, право. История общества — это история самопознания мирового духа. У не­мецкого философа получается, что историей движет потребность в познании, оторванная от человека и превращенная воображением Ге­геля в некую таинственную сверхчеловеческую силу. Отсюда выте­кает и своеобразное понимание всех других потребностей. Главные среди них, по Гегелю — потребности духовные, материальные же («например, потребность в еде, питье, одежде»1) хоть и существуют, но не оказывают влияния на ход развития цивилизации. За всеми че­ловеческими потребностями и средствами их реализации стоит ми­ровой дух — жизнь и деятельность людей трактуется как удовлетво­рение потребности мирового духа в саморазвитии и самопознании. Гегель не разработал законченной концепции потребностей, но вы­сказал ряд глубоких новых идей об их природе. Если французские просветители туманно рассуждали о том, что один человек «достав­ляет» другому средства для исполнения его желаний, то Гегель ясно и четко указал на источник их удовлетворения: «Человеческий пот и человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностей»2. Потребность в труде— неотъемлемый атрибут и важнейшее достижение цивилизации: «Варвар ленив и отличается от культурного человека тем, что он тупо и безучастно глядит перед собой, ибо практическая культура и состоит именно в привычке и потребности в занятии. Неумелый всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин над своим собственным деланием, между тем как тот рабочий может быть назван умелым, который производит предмет таким, каким он должен быть»3, т. е. та­ким, каким этого требует логика развития мирового духа. Потреб­ность в труде («занятии») совершенствуется в истории цивили­зации.

1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. С. 218.

2 Там же. С. 222.

3 Там же.


Идею исторического развития потребностейГегель иллюстриру­ет сравнением человека и животного: «Животное обладает ограни­ченным кругом средств и способов удовлетворения своих тоже огра­ниченных потребностей. Человек доказывает <...> свою всеобщность прежде всего созданием многообразия потребностей и средств, а за­тем различением в конкретной потребности отдельных частей и сто­рон...»1. Потребности не просто изменяются и усложняются. Немец­кий философ считает, что они будут изменяться бесконечно: «Нет предела направленности общественного состояния на неопределен­ное увеличивание разнообразия и специфицирование потребностей, средств и удовольствий, так же как нет и предела различию между естественными потребностями и потребностями культурных людей»2. Более детальному анализу потребностей у Гегеля препятствовало представление о них как о продукте универсального духовного нача­ла — абсолютной идеи.

Ученик Гегеля Людвиг Фейербах вернулся к концепции фило­софского материализма и стал объяснять потребности из естествен­ной, материальной природы человеческого организма. Но подняться выше трактовки человека и как продукта мирового духа, и как при­роды суждено было другому, самому выдающемуся ученику Гегеля — Карлу Марксу.

В своих ранних работах Маркс по-новому описывает отношение человека и природы. Гегелевская концепция мирового духа полно­стью отрицается. (Эта духовная сверхчеловеческая реальность при­знается у марксистов искаженным, фантастическим изображением человеческого сознания). Главные человеческие потребности фор­мируются и проявляются в отношениях человека с природой и в от­ношениях между людьми.

Гегель писал об особом положении человека в мире, о его «все­общности», «универсальности». В материалистической концепции Маркса этот подход имеет более конкретный и определенный смысл: «Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неоргани­ческоетело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое телочеловека...»3. Удивительная способность, позволившая человеку

1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. С. 218.

2 Там же. С. 221.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.. 2-е изд. Т. 42. С. 92.


46 Глава 2. Основные концепции человека и человеческих потребностей...


§ 7. Концепции человека и его потребностей в философии XIX в. 47


 


удовлетворять свои потребности за счет бесконечной, неограничен­ной, «универсальной» переработки всего вещества окружающей его природы — это труд.

В чем главное отличие труда от деятельности животных? Во-пер­вых,труд начинается с изготовления орудий труда.Орудие труда — это особый предмет, который человек помещает между собой и веще­ством природы для усиления своего воздействия на нее. Именно орудие труда позволяет человеку подняться в некотором смысле над природой, встать выше всех живых существ (см.: гл. 2, § 1). Во-вто­рых,труд — это целенаправленнаядеятельность. Он неотделим от сознания. В начале процесса труда человек формулирует цель, мыс­ленный образ создаваемого им потребного будущего, а затем материа­лизует его, воплощает в осязаемую вещественную форму. Напомним известное рассуждение Маркса о механизме трудовой деятельности: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пче­ла постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пче­лы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально»1.

Все специфически человеческие, социальные потребности удов­летворяются с помощью предметно-орудийной целенаправленной трудовой деятельности. Поэтому сам трудпревращается в главную, фундаментальную потребностьчеловеческого рода. Без трудовой деятельности, создающей весь мир искусственных вещей («вторую природу», по выражению Маркса), человеческий образ жизни в прин­ципе невозможен.

Понятие потребности занимает центральное место в обосновании главной философской идеи Маркса — концепции исторического ма­териализма, или материалистического понимания истории. Согласно этой концепции, определяющую роль в развитии общества в конечном счете играют материальное производство и материальные потребно­сти человека, которые оно удовлетворяет. Духовные потребностивторичны, производны от материальных,они зависят от материаль­ного производства, хотя и оказывают на него менее сильное обратное воздействие. Излагая свою философскую концепцию общества, Маркс подчеркивает, что «первая предпосылка всякой человеческой исто­рии — это, конечно, существование живых человеческих индиви-


дов»1. Люди, во-первых,начинают удовлетворять свои потребности, обусловленные их физической, природной организацией: добывать пищу, обустраивать жилище, изготовлять одежду. Таким образом, биологическиепотребности являются исходными, первичными сти­мулами человеческой деятельности. Во-вторых,у людей возникают новые, более сложные социальныепотребности, которые тоже тре­буют удовлетворения. Так начинает действовать закон возвышения потребностей, в более примитивной форме замеченный еще Гольба­хом и Гегелем (см.: гл. 2, § 6). Механизм возвышения потребностей не возникает в живой природе, поскольку взаимодействие животных того или иного вида с окружающей средой остается все время оди­наковым, оно не может усложняться и совершенствоваться, как че­ловеческий труд. В-третьих,люди производят других людей, удов­летворяя тем самым и свои личные потребности (биологические и социальные), и общуюпотребность всего человеческого рода в под­держании собственного существования. Наконец, в-четвертых,меж­ду людьми в процессе производства и потребления независимо от их воли и сознания формируется объективная, материальная связь. Эта связь вызвана их потребностями и способом производства матери­альных благ. Таким образом, в концепции Маркса устанавливается зависимость между биологическими и социальными, духовными и материальными, личными и общественными потребностями. (Их со­отношение будет подробнее рассмотрено на материале современных исследований в гл. 4).

Экономический анализ потребностей человека был продолжен Марксом в «Капитале» и ряде других работ.

Общефилософская концепция человека в марксизме развивает и уточняет те представления о человеке, которые формировались в нау­ке последних столетий. Маркс и его единомышленник Фридрих Эн­гельс (1820-1895) рассматривали человека как «высший цвет», «выс­ший продукт», вершину развития материи. Он возникает «с железной необходимостью», материя порождает мыслящие существа «в силу самой своей природы». Эта концепция воспроизводит на более высо­ком, уже научном уровне наивное древнегреческое понимание чело­века как микрокосма, миниатюрной копии всей Вселенной. Именно потому, что человек заключает в себе все уровни сложности матери­ального мира, его потребности направлены на все сферы этого ми­ра и он может все эти сферы преобразовывать. Развивая традицию гуманизма эпохи Возрождения, марксизм впервые дает ему строгое


 


1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 23. С. 189.


1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 3. С. 19.


I


48 Глава 2. Основные концепции человека и человеческих потребностей...

экономическое обоснование. Так, высшей целью и смыслом истори­ческого процесса считается не сближение с Богом, не самопознание абсолютной идеи, не удовлетворение всех возможных потребностей, а гармоничное (в идеале — всестороннее) развитие человеческой лич­ности и общества, создающего благоприятные условия для раскры­тия способностей индивида. Удовлетворение и развитие потребно­стей — инструмент для раскрытия творческого потенциала человека. С точки зрения Маркса, экономические законы действуют таким образом, что постепенно усиливается потребность в высокообразо­ванных, всесторонне развитых работниках. Гуманистические преоб­разования всей общественной жизни в конце концов станут экономи­ческой необходимостью. Они откроют возможности для свободного развития человеческих способностей и глубоко взаимосвязанных с ни­ми потребностей.

К. Маркс и Ф. Энгельс одними из первых исследовали влияние экономики и всей социальной среды на развитие человеческой лич­ности. Человек и его потребности исторически изменяются, эволю­ционируют. Их удовлетворение до сих пор (шло прямо связано с классовой борьбой — жестким соперничеством различных классов и социальных групп в борьбе за обладание собственностью и за до­ступ к произведенным обществом материальным и духовным благам. Марксизм, таким образом, сосредоточил свое внимание преимуще­ственно на внешних социальных детерминантах развития личности. Внутренние психологические механизмы формирования потребно­стей более подробно изучались уже в XX в. в рамках других научных направлений — прежде всего во фрейдизме, неофрейдизме и экзи­стенциализме.

После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса их концепции общества, человека и человеческих потребностей широко обсуждаются, под­вергаются критике, но в то же время развиваются и используются в науках об обществе. В последующих главах мы еще будем касаться некоторых моментов полемики вокруг их взглядов.

Литература к главе 2

1. Балла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.:
Наука, 1989.

2. Гегель Г. Философия права. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934.

3. Гольбах П. Система природы. М.: Государственное социально-эко­
номическое издательство, 1940.


Вопросы для повторения 49

4. Замалеев А. Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья //
Человек в зеркале наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

5. Каган М. С. Эстетика как философская паука. СПб.: ТОО ТК «Пе­
трополис», 1997.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Сочинения. 2-е изд.
Т. 3.

7. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.
Т. 23.

8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года //
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 42.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.

 

10. Масон В. М. Первые цивилизации. Л.: Наука, Ленинградское отд.,
1989.

11. Материалисты Древней Греции / Под ред. М. Л. Дыпника. М.: Го­
сударственное издательство политической литературы, 1955.

12. Оконская Н. Б. Диалектика социального и биологического в исто­
рическом процессе. Пермь: Пермский гос. ун-т, 1975.

13. ПаскальБ. Мысли. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995.

14. Сызарова Е. Г. Ценностные элементы сознания человека древне­
еврейского общества (по текстам Пятикнижия) // Человек в куль­
туре обществ древности, Средневековья и Возрождения. Ивано­
во: Ивановский гос. ун-т, 1999.

15. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989.

16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

Вопросы аля повторения

1. Какие потребности доминировали в первобытном обществе?

2. Как первобытное общество относилось к индивидуальным и об­
щественным потребностям?

3. Какие изменения в потребностях людей произошли в эпоху ран­
них цивилизаций?

4. Какие способы регулирования взаимодействия личных и общест­
венных потребностей предложены в Библии?

5. В чем состоит концепция потребностей у Демокрита и Эпикура?

6. Какие изменения во взглядах на потребности происходят в уче­
нии софистов?

 

"лава 3

:ОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ЮНЦЕГШИИ ЧЕЛОВЕКА ЕГО МЕСТА В МИРЕ



2015-11-27 856 Обсуждений (0)
И его потребностей в философии XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И его потребностей в философии XIX в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (856)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)