Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обшестве



2015-11-27 838 Обсуждений (0)
Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обшестве 0.00 из 5.00 0 оценок




Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь! употребляться в широком, родовом смысле — не как отдельный ин-| дивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движеЧ' ния материи), он имеет биологические и социальные потребности .I ii пыясиения взаимосвязи между ними необходимо сначала от-ис i и 11. на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке соци-н и.in м- и биологическое начала? Является ли он социальным, биоло-ппс ким или неким двойственным, социально-биологическим су-Ш" том? На этот вопрос пока не существует однозначного ответа. Мы п.пижим здесь точку зрения ряда философов и биологов, осно-IUIMIVIO на диалектической концепции развития, концепции соотно-нм'пнн основных форм (ступеней развития) материи и на исследова-iiii i\ и области биологии и медицины.

11 философии, социологии, психологии и других науках об обще-( in- сложились четыре концепции соотношения социального и био-'ii'i пчсского в человеке (обществе):

I) имовек — прежде всего биологическоесущество, подчиненное :.i конам природы;

',') 'иювек — чисто социальноесущество:

,'l) и.ювек имеет двойственную социально-биологическую прпро-

i v, является биосоциальным существом; Ii и ювек имеет целостную социальную природу,которая в сня-

11 >м, подчиненном виде заключает в себе закономерности физиче-

■ кой, химической и биологической форм материи.

i '.ксмотрим эти концепции подробнее.

I 11онимание человека как биологического, природного сущест-и.iпреобладало в философии французских материалистов XVIII в. и

I Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Гсге-II ,■ его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее
i \ uiccTBo, а общество — это закономерный этап развития абсолют-п"п идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности i льзовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить |м ;|;птие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естествен-п hi отбора и борьбы за существование. Однако после создания ма-и г-налистической концепции общества этот подход оказался явно

■мревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак неi падали под действие законов биологии, и данный подход утратил "" цержку большинства ученых. В сфере сервиса, пожалуй, особен­но ясно видно, что человек имеет не только биологические потребно-■ i и. а те биологические потребности, которые у него действительно ■' 11. (в еде, одежде, жилище и т. п.), всегда выражаются и удовлетво­ряются в особых, социально обусловленных формах.

'I. Определение человека как чисто социального существанико-i 1.1 не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быт

результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и со­циальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию вы­сказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологическо­го аспекта природы человека и общества.

3. Представление о человеке как биосоциальном,или социально- , биологическом существешироко распространено в российской нау-; ке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, j психическое начало, т. е. человек понимается как единство биологи­ческого, психического и социального. «Человек, — пишет автор од-' ного из лучших учебников философии, — представляет собой це-' лостное единство биологического (организменного), психического и i социального уровней, которые формируются из двух — природного j и социального, наследственного и прижизненно приобретенного»1.. Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологиче­ские, и социальные законы. (Что касается психического компонента, то его выделение в качестве третьей детерминанты человека выгля­дит как странное нарушение законов логики: психика, сознание яв­ляются социальными явлениями, следовательно, социальная состав­ляющая человека и так уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формирова­нии и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учиты­вать и социальные факторы, и чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экс­курсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагруз­ки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультатив­ных и образовательных услуг необходим учет биологических меха­низмов работы органов чувств и памяти: человек не может, например, воспринимать и анализировать слишком большие потоки информа­ции, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие ин­формации у детей и у взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей недооценивать нельзя (тем более что mho-Jгие из этих потребностей — насущные), поведение человека опреде-: ляется не только чисто социальными факторами.

Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и : обществе социальные и биологические законы. Если следовать логи-j

м простого перечисления — в обществе есть и биологическое, и со­пи.> и.нос — то правильнее было бы вообще считать человека каким-III фжшо-химио-биосоциальным» существом. В самом деле, наш 1>|н .inнимподчиняется не только социальным и биологическим зако-ii.im.но и законам физики и химии.

i ('оотношение социального и биологического в человеке и об-1Ц|| i не наиболее полно и точно описывает концепция целостной (пик тральной) социальной природы человека1.Человек рассмат-|1пп.и1 гея как социальное существо, в котором, как в микрокосме, со-: «ф.шмются свойства и закономерности биологической формы мате­рим I la этой концепции необходимо остановиться подробнее.

( Иогношение биологического и социального в человеке подчиня-

| ги ; следующим закономерностям:

♦ ко-нервых,социальное возникает из биологического и янляется ноным качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биоло-i пи, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности t мены общественно-экономических формаций абсолютно невоз­можно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе обгае-i i пенных явлений, возникающей в результате исторической эволю-пни труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора 'кономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации и ш человеческого организм;

♦ по-вторых,с появлением социальных качеств человек не пере­стал, конечно, быть живым существом. Биологические особенно­сти человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограни­чивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, на­нример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительно­стью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваи-иать информацию, на скорость осуществления любого вида дея-

 

тельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономер­ность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стре­мится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разруша­ющие биологическую основу общества, обычно признаются нера­зумными и на них накладываются общественные (т. е. социаль­ные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к ус­лугам, связанным с применением наркотиков и сильнодейству­ющих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге — их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека; ♦ в-третьих,социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его орга­низма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допус­кают законы биологии). Так, переход к прямохождению, измене­ние скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономи­ческие кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительно­сти жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономиче­ское развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в ни­ще, жилье, для роста численности населения, улучшения состоя-, ния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и дости­гают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле гово­рят, что человек — «самое живое из всех живых существ». Биология ; человека — самая развитая и совершенная биология. Это выражает- \ ся в том, что человек в биологическом отношении приспособлен к за­нятию любой экологической ниши, любой среды обитания — вплоть до космического пространства. Кроме того, человек обладает наи­большей в животном мире физической активностью. Существуют

 

|ц>.. ты, согласно которым человек в течение жизни тратит на 1 кг

,ф. mi.(ik) носа в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищни­ки ' '(шкальная активность приводит к повышению биологической in. i ипности организма (человек двигается больше, чем животные). П||.|ц был Гегель: «...Практическая культура и состоит именно в при-iii.itкс I! потребности в занятии» (см.: гл. 2, § 7).

Г> \оде исторического развития меняется социальный запрос на (шм'югкческие особенности человеческого организма. С момента воз­ит жжения человека современного, кроманьонского тина физическая ii|ii .шнзация и умственные способности людей изменились очень ма-'и i i)днако в процессе образования и воспитания на основе одного и lulu же биологического организма можно создать разные типы лично-пг При этом в разные исторические эпохи оказываются востребова-iii.i совершенно различные биологические черты и задатки человека. '1,п,, н эпоху примитивного физического труда ценится физическая и i.i, а в эпоху компьютеров — интеллектуальные, творческие спо-м»ii к «:ти. (Один из наиболее выдающихся людей современности, ос-Н'им гель компании «Майкрософт» Билл Гейтс шутит по этому по-' i \\ что, живя в более древние времена, он едва ли добился бы в

.... и заметных успехов и скорее всего просто стал бы добычей ка-I.'mi икбудь зверюги). Все эти примеры показывают, что социальное п.!мю человека хотя и зависит от низшего по отношению к нему
(им | югического, все же направляет развитие последнего и определя-|| содержание исторического процесса. Это означает, что природа 'ii iопека целостна, социальна, а социальная форма материи в диа-и-1. i пчески снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биоло- скую, химическую и физическую основы.

Механизм взаимодействия общества и его природной основы наи-I»' ice точно описывает именно концепция интегральной социальной п|щроды человека.

Концепция двойственной, социально-биологической природы че-юнека обычно исходит из того, что в истории общества идет борьба м' |,ду биологическим и социальным началом. Говорят, например, •ми человек все больше и больше «очеловечивается», культура вы­меняет из него зверя и т. п. Таким образом, в процессе обществен­ною развития роль биологических процессов уменьшается, а роль ■ "|шальных пропорционально увеличивается. Значение биологиче< i.oii основы человеческого организма уменьшается и сужается. Чеюпек становится все «более социальным» и все «менее биологиче

 
Расширяющееся социальное начало

Рис.5. Изменение роли социального и биологического компонентов

в обществе

Опираясь на такой подход, говорят, например, что школа должна давать ученикам больше знаний, развивать интеллект, готовить че­ловека к социальной адаптации в реальном мире, начинающемся за порогом школы, и т. п. При этом биологическое начало в человеке или игнорируется, или признается несущественным. Так, считает­ся, что сексуальное влечение достаточно просто ограничить, потреб­ность в пище удовлетворяется достаточно легко, а потребность в фи­зических нагрузках человек должен удовлетворять как умеет своими силами (делать гимнастику и т. п.). Неэффективность такого подхо­да ярко демонстрирует даже официальная российская статистика. Средняя продолжительность жизни в России намного меньше, чем в странах «большой семерки», подавляющее большинство школь­ников уже с детства приобретают серьезные нарушения здоровья, распространены наркомания и алкоголизм. Эти явления имеют мно­жество экономических и политических причин, однако логично по­ставить вопрос: не является ли одной из этих причин то, что деятель­ность общества основывается на неправильном, упрощенном пони­мании взаимодействия социального и биологического?

С точки зрения концепции целостной, интегральной природы че­ловека, биологическое — основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вме­сте с укреплением собственно социального. Социальное не «вытес­няет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом. Их взаи­модействие в истории общества изображено на рис. 6.

Укрепление, а не ослабление биологических основ общества — необходимое условие успешного развития чисто социальных качеств и способностей человека.

недостаточно понятая совре­менным обществом закономерность юсговерно одтверждается рядом исследований, проведенных в тече­ние последних десятилетий. Так, плохое состояние здоровья школь­ников по всей Российской Федера-п;in явно связано с недостатком фи-.111 ческой активности. Согласно ис-i к'дованиям, проведенным еще в -80-е гг. XX в. в нескольких рес­публиках СССР, школьники и сту-леиты тратят на занятия спортом в 11 к-днем 4 часа в неделю. Между тем (»"снованный медиками минимум, необходимый для поддержания нор­мального состояния здоровья, — I'.'. часов для школьников и 10 часов i i:i студентов. «Обобщая данные

исследований, проведенных на Украине, а также в других республи-i..iv, включая Эстонию, можно утверждать, что минимальную нор-м\ двигательной активности получают не более 10% трудящихся и школьников»1. С происходящим в современном обществе увеличе­нием психических нагрузок физические нагрузки должны не осла-i'спать, а, наоборот, увеличиваться, чтобы скомпенсировать, уравно-цсспть нагрузки на психику. Поэтому, например, старую советскую практику, когда школьникам, получающим плохие оценки, не давали посещать спортивные секции, следует считать безграмотной. Харак-|с|чю, что наиболее высокий процент людей, во взрослом возрасте i.iснимающихся физкультурой и спортом, в упомянутом исследова­нии был обнаружен среди ученых Сибирского отделения АН СССР, i -. у тех, кто много и успешно занимается интеллектуальной дея-i < i ьностыо2. Усиленные физические нагрузки им только помогают. Еще одна важная черта биологии человека — ее универсальность. < 'ча проявляется, в частности, в том, что постоянное выполнение мо­пс тонных, однообразных физических движений несовместимо с био-ю1ией человека и уродует его организм. Так, у работников однооб-чем у кого-либо другого, возникают проблемы с физическим и пси­хическим здоровьем. (Поэтому в западных странах предпринимают­ся попытки разрабатывать технологии, альтернативные конвейер­ным). Спортсмены, усиленно занимающиеся только одним видо\ спорта, довольно быстро заходят в тупик: их результаты перестают расти. Единственный выход, которым пользуются в таких случаях, переключение на другие его виды. Только одновременное занятие разными спортивными дисциплинами позволяет добиться положи­тельных сдвигов в том главном виде спорта, в котором человек вы­ступает на соревнованиях. Человеческий организм, в отличие от ор­ганизма животного, не терпит узкой специализации в физическго. нагрузках. Если она возникает в процессе труда, необходима компен­сация в виде спорта, туризма, физической культуры. Если обществ» не создает условий для такой деятельности, закономерно входят моду другие, разрушительные для организма виды компенсации шечного и нервного напряжения — с помощью асоциального (пре ступного) поведения, алкоголя и наркотиков.

Мы живем в эпоху формирования постиндустриального общее] ва, когда разворачиваются кризисные процессы во многих сферах ч( ловеческой деятельности (экологический кризис, кризис доверш. кризис семьи и т. п.). Специалисты утверждают, что есть оснований говорить и о состоянии социально-биологического кризиса, в коте ром находится современная цивилизация. В период формировани человеческого общества биологическая организация человека посте пенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздейств] ем изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, ее, вершенствовались нервная система и органы чувств. Формирований индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно во; никновение компьютерного труда, повлекло за собой качественш изменение физических нагрузок на организм. Однако биологическ! приспособительные механизмы работают гораздо медленнее, чем рг. вивается современная техника и меняется образ жизни. Техничесга новшества внедряются под влиянием экономических и политичесга интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто .. первых порах не задумывается, насколько они соответствуют биол( гическим возможностям организма. Неизбежно возникает более и; менее сильное рассогласование между этими возможностями и ш вой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизь Наверное, самый яркий пример таких рассогласований — освоеш. атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исп|" п.mi ченпых технологий: урановые стержни, например, иевозмож-iiii и '. и 11, в руках, обтачивать напильником и т. п. — это несовмести­мо > ,1.Н.ч1Ы0.

< к ),1.пое, не до конца изученное разрушающее воздействие на ор-|м i\i оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизво-I/iMiM.i-i аппаратура, новые, синтезированные человеком химические ним . та, навязанный современным обществом режим работы и от-и Miioine другие факторы окружающей нас «второй природы». [• iiim.m словом, очевиден вывод: необходимы специальные усилия :i(hiii-i та по согласованию новых реальностей общественной жизни || ом" югичсских возможностей человеческого организма. Это нро->;>'-'1ие не может разрешиться само собой.

рвпсная деятельность выполняет очень важные функции в • пенни дисгармонии между социальными процессами и биоло-i.iiMH особенностями человека. Во-первых, можно с высокой |цп iiKio вероятности предсказать, что в обозримой исторической |м I......... ктиве будут существовать и усиливаться потребности в раз­
им ч видах рекреационной деятельности, т. е. в восстановлении 1фп -и и-ских и психических сил человека в условиях тяжелых нагрузок 1 ii.i "|;: ,!низм. Эта деятельность в той или иной форме присутствует

I Ни м i чих видах сервиса — в социальном и медицинском обслужива­ние а образовании, в гостиничном и туристическом сервисе, в ири-| Mi п. ii-iii и обслуживании необходимых для них техники и обору-Л'" мня. Во-вторых, могут возникать новые виды потребностей,Mi I- ii.i их удовлетворения и услуги, связанные с изменением био-■чгских условий существования человека. Новые потребности в1 \ I-- и творении биологических запросов организма — которое все-1.1-1 происходит в той или иной социально выработанной форме —\ ' создать сферы применения для новых направлений и техноло. (-раненой деятельности..наш образом, взаимосвязь биологических и социальных факто-1М.ШНТИЯ человека и общества не остается неизменной. Она эво-•II' шюпирует вместе со всей общественной системой. Отслеживание иг 'исходящих при этом изменений — одно из условий эффективно-I" функционирования системы сервиса.

 

§ 1. Биологические и социальные потребности 83


Глава 4



2015-11-27 838 Обсуждений (0)
Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обшестве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обшестве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (838)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)