Стили руководства / лидерства
Феномен «акме». Его основные характеристики 1. Понятие «акме». Основные варианты его использования. Основные характеристики «акме» человека. 2. «Акме» в контексте жизненного пути, в личностном и индивидуальном развитии человека. 3. Социальные факторы в достижении человеком вершины своего развития. Психологические характеристики человека как условие достижения им своего «акме». 4. «Акме» как феномен развития группы, организации, общности.
1 Три варианта использования понятия «акме» Первый Младенчество, детство, отрочество, юность – этапы в развитии человека, предшествующие его вступлению во взрослость. Если все эти этапы проходят нормально, то человек имеет возможность полноценно реализовать себя на ступени взрослости в качестве: - физически здорового человека; - законопослушного гражданина; - надежного супруга; - в воспитательном отношении умелого родителя; - творчески проявляющего себя в конкретной области труда специалиста-профессионала. Взрослость оказывается вершиной развития человека, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращения объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда. В таком случае, «акме» - это вся ступень взрослости человека, для которой характерны физическая, личностная и субъектная зрелость. Второй «Акме» (в более узком смысле) включает три аспекта: 1) достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья; 2) поведение оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение; 3) деятельность находит свое воплощение в максимально возможном конкретном материальном или духовном результате.
Третий В работах, в которых рассматривается развитие человека в онтогенезе. «Акме» - пики (оптимумы), которые человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных этапах. Такие пики называют «микроакме». «Микроакме» -вершины, предваряющие достижение «макроакме». «Макроакме» -наивысший уровень в развитии, достигнутый человеком или общностью людей.
Характеристики «акме»: 1. Содержание. Определяется, по каким направлениям развития человек достиг «акме»: развиваясь физически, проявляя себя как личность, действуя как профессионал или при совокупном высоком уровне развития всех этих характеристик. 2. Величина (калибр). 3. Время достижения «акме». 4. Продолжительность «акме».
2 «Акме» в контексте жизненного пути человека Подходы к изучению жизненного пути человека
1. Идиографический подход Подход к жизни как судьбе, независящей от человека, подчеркивал неповторимость личности.
2. Биографический Близок к первому по своему феноменологическому описательному характеру. Выявлял неповторимый ансамбль жизненных обстоятельств.
3. Онтогенетический Сложился в возрастной психологии как возрастная периодизация жизни личности, общая для всех людей.
4. Акцентировал определяющую роль детства(З. Фрейд и др.) или роль врожденной потребности самоактуализации(Ш. Бюлер, А. Маслоу и др.)
5. Раскрыл особенности развития и новообразования личности, возникающие в каждом возрастном периоде через разрешение кризисов (эпигенетическая концепция Э. Эриксона).
6. Связан с разработкой Б. Г. Ананьевым категории «жизненного цикла», ценен стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию (зрелый возраст представлен ролями, статусом, профессиональной карьерой) жизни личности. Подход Б. Г. Ананьева отличается своим эмпирическим характером и введением в поле зрения психологов проблем взрослой личности, ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни – акме. Он выделил стадии юношеского «старта» и «финиша» в старости.
7. Этот подход качественно отличается от предыдущих. Во-первых, сама личность определяется не как обособленная, а континуально, т. е. в пространстве-времени жизненного пути. Во-вторых, самовыражение и самоактуализация – две важнейшие характеристики личностной сущности. Личность – то, что она сумела сделать из себя при данных жизненных условиях. Сам жизненный путь рассматривается не безлично, а в зависисмости от личности, уровня ее активности, ее личностной зрелости, ответственности, способности принимать решения и организовывать время. С.Л. Рубинштейнразрабатывает понятие «субъект жизненного пути»,в качестве которого выступает личность. Критерии личности как субъекта жизненного пути: 1) способность вырабатывать способ жизнив соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями; 2) способность к оптимальному разрешению жизненных противоречий и развитию как личностному результату этих решений; 3) способность к самосовершенствованию.
Структура жизненного пути Структура жизненного пути –это его определенные качественные характеристики, выражающие способ функционирования личности в жизни. Жизненный путь может закономерно определяться в таких структурных составляющих: жизненная позиция, линия, перспектива и смысл жизни. Жизненная позиция – 1) это типичный для данной личности, обобщенный, ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее потребностей; 2) совокупность объективных и субъективных отношений личности и способов их реализации, характеризуемых определенной степенью соответствия ее потребностям, ценностным ориентациям и принципам; 3) соотношение необходимого, желаемого и реальных результатов активности; 4) присущий личности способ организации жизни и осуществления саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований социума к ней, с другой; 5) выработанный личностью способ реализации своей общественной жизни, место в профессиональной деятельности, способы самоактуализации и самореализации в общении (семье), вразличных формах жизни; 6) присущий личности способ объективации, самовыражения и самореализации в деятельности, общении, жизненном пути в целом. Позиция представляет собой совокупность уже реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов. Позиция характеризуется способом разрешения противоречий, который показывает, способна ли личность соединить свои индивидуально-психологические, возрастные, статусные возможности, особенности и притязания с условиями и требованиями жизни. Позиция – это личностное самоопределение.
Жизненная линия –характеристика жизненного движения личности во временном и ценностно-смысловом отношениях и способы связи прошлого, настоящего и будущего, образовавшиеся личностью. Для разных типов личности характерны разные жизненные линии: 1. Континуальная линия –одна стадия жизни следует после предыдущей и вытекает из нее. Такая жизненная линия закономерно однонаправлена, однолинейна. Узко ограничена одним избранным направлением, кругом интересов и общений. 2. Дискретная линия –образуются разрывы между этапами жизни, отсутствие единой логики: период подъема и успеха сменяется пассивноснтью или изменением направления активности, переменой работы (профессии), семьи и т. д. Это иногда сопровождается потерей власти над событиями, преобладанием стихийно-эмпирического характера жизни. 3. Дивергентная линия –характеризуется расширением пространства - веером направлений активности, профессиональных интересов. 4. Восходящая линия – характеризуется повышением ее качественного уровня (С.Л. Рубинштейн), связанного с совершенствованием личности как субъекта. Эта дифференциация носит достаточно условный характер. Она углубляется, если соотнести ее с типами личности, выделенными В.И. Ковалевымпо двум параметрам – активности и времени: - активно-ситуативный тип Использует все объективные возможности ситуации и соотносит максимум активности с ее «пиком». - пассивно-ситуативный тип Не является субъектом жизни. В его жизни, как правило, преобладает внешняя детерминация, роль событий, в которых он пассивно участвует. - активно-пролонгированный тип Является творцом своей жизни, поскольку реализует свою жизненную концепцию на всем ее протяжении. - пассивно-пролонгированный тип Описан К.Г. Юнгомкак человек, осознающий всю сложность мироздания и жизни, не рискующий выделить в ней свои цели и задачи, а потому предпочитающий бездействие.
Жизненные перспективы –личностные временные проекции. Наиболее изучены в зарубежной психологии. Виды: 1) когнитивные– человек строит планы, но не обязательно их реализует; 2) мотивационные– при отсутствии четких сознательных планов личность успешно самореализуется на основе высокой мотивации достижения; 3) жизненные –будущее гарантировано совокупностью жизненного опыта, способностей, компетентности, зрелости личности и ее практическими жизненными достижениями (социальной, профессиональной позицией, материальным благополучием и т.д.)
Смысл жизни– это не только главный мотив движения личности в будущее, это и оценка ее прожитой жизни и ее настоящего по основному критерию подлинности жизни – адекватности способа самовыражения самой личности. Потеря смысла жизни – это потеря субъектной позиции в жизни.
«Акме» в жизненном пути личности Понятие «акме» в жизненном пути связано с качеством субъекта жизни. «Акме» - кульминация способа самореализации субъекта жизненного пути. Одним из важнейших поставленных С.Л. Рубинштейномвопросов является вопрос о соответствии-несоответствии кульминации жизненным силам, ресурсам личности. Он говорил, что одни люди, достигнув вершины, исчерпывают все свои силы («ресурсы»), и вся их последующая жизнь оказывается бессмысленной и пустой. И, напротив, другие, достигнув вершины, кульминации, не исчерпываются ею. Это и есть проблема соотношения возможностей личности и ее достижений, решаемая двумя способами: 1) достигнутое исчерпывает возможности личности; 2) образ движения линии жизни по восходящей: достижение каждой ступени открывает новые горизонты (умножает силы личности). Развитие субъекта носит не просто характер его совершенствования, но и умножения его человеческих ресурсов.
«Акме» в личностном развитии человека В современном обществе по-новому встает вопрос о субъекте деятельности, субъекте труда. Дело не только в уровне образования. Вопрос – о пожизненной эффективности специалиста, о его способности быть адекватным постоянно развивающейся профессии, ее технико-технологическому оснащению. Современное массовое производство нуждается в субъекте труда – творческой личности. Профессиональную высоту субъекта предопределяет личностная зрелость. Личностная зрелость проявляется в способности индивида жить через свой жизненный выбор и ответственность за него. Необходим новый взгляд и на содержание профессионализма. Высокий профессионализм – это не просто знания, навыки и умения, но всегда и страстность, жизненный порыв личности. Профессионал – это прежде всего стремление личности предъявить миру свое собственное «Я» через деловое поле той или иной социальной деятельности. Только личность, живущая в режиме «акме» (профессиональной и жизненной самореализации), выступает носителем и выразителем универсальных ресурсов развития цивилизации. В роли универсальных ресурсов развития выступают: - время(прежде всего, человеческой жизни); - информация; - креативность(творческие способности человека, профессионализм).
«Акме» в контексте индивидуального развития человека Индивидуальность –неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Интегральная индивидуальность –целостная характеристика индивидуальных свойств человека (В.С. Мерлин). Индивидуальная интегральность – это не совокупность особых качеств и свойств человека, это особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека. Индивидуальная интегральность – это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды. В становлении индивидуальности человека выделяются два основных феномена: 1) интегральная индивидуальность; 2) индивидуальный стиль (как своеобразие активной адаптации человека к среде). Индивидуальный стиль деятельности –индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности. Типология стилей Стили жизни» Понятие стиля в психологию введено в начале XX века А. Адлером для объяснения складывающихся индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненных целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов и преодолению комплекса неполноценности. Формируется стихийно как следствие взаимодействия индивидуальности человека и условий его жизни. В отечественной психологии можно выделить три разных подхода к этой проблеме: 1) концептуальный – изучение стиля на базе более общих философских, социологических и психологических категорий; 2) интегральный– стиль жизни определяется на основе синтеза более элементарных и достаточно изученных компонентов, интегрируя последние в новое качественное образование; 3) эмпирический –исследование и описание разных стратегий поведения, отношения, которые могут быть оценены как более частные проявления стиля жизни человека в какой-либо определенной сфере. Стили руководства / лидерства К. Левин, 1939 г. Выделил авторитарный, демократический и либеральный стили, различая две их стороны: содержание решений, предложенных лидером группе, и способы осуществления этих решений. Под стилями руководствапонимают стабильно повторяющиеся особенности, индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействий руководителя на коллектив. Когнитивные стили Зарождается в подходе «New Look» в начале 1950х гг, когда объектом исследования психологов становятся именно индивидуальные различия в протекании перцептивных и когнитивных процессов.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1953)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |