Психологические характеристики, помогающие человеку достичь акме
Сравнение психологических характеристик людей, сумевших достичь выдающихся результатов на гражданском и профессиональном поприщах, и тех, чьи личностные и субъектно-деятельностные достижения выглядят очень скромно, выявляет у первых как у субъектов познания, труда, общения группы качеств, которые делают понятными причины их яркого акме. Так, отличительными особенностями их познавательной сферы являются: активное отражение действительности и способность хорошо ориентироваться в ней. Благодаря развитому социальному интеллекту и устойчивому стремлению к объективности, им присуще принятие себя и других такими, какие они есть, непосредственность в поступках и искренность в выражении своих мыслей и чувств, открытое и честное поведение во всех ситуациях, неприятие условностей, но несопровождаемое грубыми по форме попытками их игнорирования. В сфере основного для них профессионального труда для них характерна тенденция установления с людьми, являющимися их сотрудниками и добросовестно выполняющими свои обязанности, доброжелательных личных отношений, за которыми не отступают на второй план интересы дела. Такое же доброжелательное отношение к людям типично для них и за рамками их профессионального труда. Они не конформны и не страшатся стать непопулярными и подвергнуться осуждению за нетрадиционные взгляды, даже если это осуждение исходит от вышестоящих начальников и может негативно отразиться на их карьере. Убежденные в значимости не только для них, но и для всех людей результатов, которые будут получены после осуществления их замыслов, они могут быть и, как правило, бывают жесткими по отношению к своим противникам и активно преодолевают их сопротивление.
4 Человек на стадии зрелости выступает не только в качестве субъекта деятельности, но и субъекта отношений. Одним из показателей зрелости личности является система социальных отношений, которыми он связан с другими людьми, как отдельными индивидами, с личностями, объединенными в соответствующие группы, общности, организации. Богатство личности определяется богатством ее объективныхотношений и связей с миром, другими людьми, ее субъективногоотношения к миру и другим людям. Сформированная из отдельных личностей группа тоже может быть рассмотрена с точки зрения акмеологических критериев зрелости и достижения вершин своего развития. Теоретические предпосылки, которые позволяют применить критерий акме к «совокупному человеку» - группе, организации, общности: 1. Деятельностный и субъектный подходы Деятельность рассматривается как форма активности личности, посредством которой удовлетворяются ее основные потребности, осуществляется усвоение и изменение окружающей среды, а вместе с этим и самого человека. Человек из существа, приспосабливающегося к обстоятельствам, превращается в существо, их творящее, а значит он приобретает свойства субъекта деятельности. Субъект представляет собой совокупность межиндивидуальных сущностей человека-творца. Чтобы понять характер этих сущностей, нужно учесть, что деятельность человека носит совместный характер. Включаясь в совместную жизнедеятельность, человек вступает в сложную и многообразную систему отношений с другими людьми. Непосредственно реальной формой этих отношений выступает общение, процесс, в котором внутренний мир одного человека открывается для другого. Но чтобы это произошло, группа, общность должна стать референтной. 2. Философский подход Общество как система функционирует и развивается, обеспечивая производство и воспроизводство: - живых людей; - материальных и духовных средств жизни; - форм общественных отношений и общения. Совместная деятельность осуществляется в контексте общественных отношений. В совместной деятельности люди объединяются в те или иные группы, ассоциации, объединения. Так появляются социальные субъекты: большие и малые социальные группы, общности, институты, обеспечивающие вовлечение индивида в совместную деятельность. Между различными групповыми субъектами складываются общественные отношения. Они могут носить характер сотрудничества, соперничества, взаимопомощи, конкуренции и т. д. Совместная жизнедеятельность порождает необходимость согласования действий отдельных людей, организации их отдельных усилий на достижение общих целей и отражается в осознании каждым своей причастности к сообществу.
Социальный субъект –социальное образование, детерминированное системой каузальных, системно-структурных и динамических связей и обеспечивающее равновесие и поступательное развитие общественной системы в целом и отдельных ее частей. Применительно к социальному субъекту базовые характеристики субъекта – активность, деятельность, сознание, самосознание, отношения – приобретают новый признак – «социальность». Таким образом, мы уже имеем дело с категориями социальной активности, социальной деятельности, социальным сознанием, социальным мышлением, социальными отношениями. Многообразие социальных субъектов делает необходимым их классификацию. Дифференциацию субъектов можно производить по трем основаниям. В качестве критериев выделения того или иного вида субъектов приняты: субстанциональный, сферный и институциональный. В соответствии с первым основанием выделены следующие виды субъектов: - личность; - группа (большая, малая, организованная и стихийная) В соответствии со вторым основанием рассматриваются субъекты: экономики, политики, права, нравственности, искусства, религии и т.д. Институциональный аспект позволяет выделить в качестве субъектов: - институты; - организации; - союзы; - общественные объединения. В качестве специфического критерия типологии социальных субъектов выступает уровень развитости субъекта соответственно стадиям: - образования; - становления; - зрелости. На стадии зрелости субъект приобретает свою качественную определенность, превращаясь из группы в общность, из простой совокупности людей в целостное объединение. Интегральным критерием выступает критерий акме. Различают следующие общности: - низший типологический уровень – сходство психологических черт в силу сходства условий (типичный рабочий, типичный бизнесмен); - средний – идентификационный уровень – отдельный член группы осознает свою принадлежность к данной группе, группа – к обществу и отличает себя от тех, кто принадлежит к другим группам (мы – реформаторы, они - консерваторы); - высший уровень общности –уровень солидарности (консолидации) – психологическая готовность к совместным действиям во имя общих интересов и целей. При переходе с первого на второй уровень действуют следующие факторы: 1) социальная структура общества, объективное положение группы в ней, ее социальная роль, уровень развития; 2) внутригрупповая структура; 3) эмпиричность, очевидность, непосредственность отражения в сознании людей признаков, позволяющих идентифицировать себя и группу. При переходе от второй к третьей стадии значимы следующие факторы: 1) интенсивность коммуникаций; 2) практика совместных действий; 3) лидеры; 4) символы. Применительно к группе показатели «акме» раскрываются через социально-психологические ее характеристики. Среди них: групповое сознание, групповые ценности, групповые традиции, нормы. Поскольку группа является элементом структуры общества, на нее не могут не влиять принятые в обществе идеи, идеалы, ценности. Усваивая их и преобразуя с учетом собственного опыта, группа поднимается до уровня субъекта своей жизнедеятельности. Показателями этого уровня выступают: совместность, сработанность, сплоченность, а также общность общегрупповых целей, интересов, ценностей, психологическая совместимость, готовность к сотрудничеству и взаимозаменяемости, положительный эмоциональный настрой. Интегральным показателем акме группы можно считать оптимальное соотношение общественных, групповых и личных целей, интересов и ценностей, их согласованность и сбалансированность. Все это позволяет группе превратиться из объекта управления в субъект самоуправления.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1501)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |