Понятие процедуры банкротства
Законодатель, преследуя цель закрепить в правовой форме отношения, которые складываются между должником и его кредиторами в процессе признания этого должника несостоятельным, прибегнул к методу выделения процедур банкротства при структуризации норм, указанных в Законе о несостоятельности. Законодатель закрепил в п.1 ст.27 Закона о несостоятельности, именуемой –«Процедуры банкротства", положение применяемых процедурах банкротства при рассмотрении дела о банкротстве должника- юридического лица: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение» [11]. Пунктом 2 данной статьи вводятся процедуры, которые применяются в отношении должника – физического лица: конкурсное производство, мировое соглашение, а также иные процедуры, предусмотренные законодательством. Процедура банкротства - это оговоренный в законе порядок действий по отношению к должнику. На текущий момент законом описывается практически все возможные варианты воздействия на должника, которые сгруппированы в понятие "меры (мероприятия), применяемые к должнику". Можно разделить все виды отношений, возникающих в сфере банкротства на три группы: а) принятие решения о наличии и достаточности оснований для применения к субъекту действия законодательства о несостоятельности, или, другими словами, наличия у него формальных признаков банкротства; б) в случае наличии последних - применение к данному субъекту определенных, предусмотренных законодательством мер (охрана имущества должника, оказание финансовой поддержки, реструктуризация задолженности, раздел и реализация его активов и т.д.); в) решение различных вопросов организационного характера, не имеющих непосредственного отношения к проведению процедуры в отношении должника (подготовка арбитражных управляющих и контроль за их действием, координация деятельности различных государственных органов, наделенных правами представлять ППО в конкурсных процессах, и т.п.). Порядок воздействие на должника отличается, в зависимости от этапа производства, на котором находится дело и связано с применением определенных, строго оговоренных в нормативных актах мер. В случае принятия решения о признании должника несостоятельным инициируются различные ликвидационные меры (выявление кредиторов с последующим сбором требований от них, формирование, реализация и раздел конкурсной массы, ликвидация (прекращение) юридического лица - банкрота как субъекта российской правовой системы). Реализация данных мер в отношении предприятия-должника происходит при взаимодействии всех участников процесса о банкротстве: суда, должника и его контрагентов, кредиторов, арбитражного управляющего и других лиц, перечень которых указан в Законе о несостоятельности (банкротстве) [12]. Целью введения конкретной процедуры банкротства становится необходимость организовать применение тех или иных мер к должнику, в соответствии с установленным порядком. Законодатель указал исчерпывающий список мер, применимых к должнику в рамках определенной процедуры несостоятельности (ст.67, 69, 70, 109 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»), а также определил цель, на достижение которой должны быть направлены данные меры (п.1 ст.84). Отличается от остальных по своей цели такая процедура, как конкурсное производство, которая подразумевает набор осуществляемых мероприятий: составление актива (конкурсной массы), пассива (обязательств), погашение в определенной очередности требований кредиторов и ликвидация юридического лица - банкрота. Она не носит восстановительного характера, в случае ее применения ликвидация должника практически неизбежна, защищаются только интересы кредиторов и их равноправие. При рассмотрении процедуры наблюдения, необходимо указать не ее нейтральный характер. Согласно определению, приведенному в ст.2 Федерального закона о несостоятельности наблюдение – «процедура, применяемая к должнику в деле о банкротстве в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния предприятия-должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов». Таким образом основной ее целью является сохранение имущества должника, однако, учитывая его финансовое состояние определяется круг лиц, а также их требований, интересы которых могут быть затронуты в случае признания должника несостоятельным. Законодатель ограничил максимальную длительность процедуры семью месяцами с даты поступления в суд заявления о признании юридического лица банкротом. (ст.51, п.3 ст.62 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ [13]). Если обратиться к порядку, установленному в других странах, можно отметить, что существует несколько вариантов начала конкурсного процесса. Как указывается в Руководстве ЮНСИТРАЛ, "в законодательстве различных государств открытие производства устанавливает начало либо ликвидационного, либо реорганизационного производства. Если кредитором подается заявление об открытии производства о ликвидации, законодательство о банкротстве может разрешать должнику подать иск о преобразовании ликвидационного производства в реорганизационное. Законодательством же других стран, нацеленных на сохранение бизнеса путем реорганизации, изначально возбуждаться реорганизационное производство, вместе с тем оно может быть преобразовано в ликвидационное, в случае наличия фактов отсутствия возможностей для реорганизации. Согласно третьему подходу в заявлении о признании несостоятельности должника не указывается характер его направленности (ликвидационный или реорганизационный), соответствующий выбор будет сделан лишь после оценки финансового положение должника. Таким образом, процедура наблюдения «открывает» дело о несостоятельности, являясь его первой стадией и имеет нейтральный характер с точки зрения уклона процесса банкротства. В процессе наблюдения к должнику применимы следующие, утвержденные законодателем, меры: определённые законодательством, меры по сохранности имущества должника; меры по установлению истинного финансового состояния должника; установление числа кредиторов и размера их требований; проведение первого собрания кредиторов Под мерами по сохранности имущества предприятия-должника понимают: возможность предъявления имущественных претензий к должнику только в рамках конкурсного процесса; приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника; приостановление судебных производств по требованиям о взыскании денежных средств; введение запрета на удовлетворение требований о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников ; введение запрета органам управления наблюдаемого юридического лица совершать определенные сделки без согласия временного управляющего ; принимать указанные в законе решения; дисквалификация арбитражным судом руководителя должника в случае нарушения им законодательства о несостоятельности [14]. К мерам по установлению истинного финансового состояния предприятия-должника относят деятельность по анализу корпоративных финансов должника (бухгалтерской отчетности, структуры затрат, показателей рентабельности, налоговой нагрузки, генерации денежного потока, возможности оптимизации затрат на обслуживание кредиторской задолженности и т.д.). Эти действия входят в круг обязанностей временного управляющего и главной их целью является решение вопроса о возможности восстановления платежеспособности должника в будующем. Законом предусмотрен созыв и проведение первого собрания кредиторов в срок, не позднее, чем за десять дней до даты окончания процедуры наблюдения. Задача по организации и проведения первого собрания акционеров лежит на временном управляющем, который обязан проделать до этого выполнить следующие задачи: выявление кредиторов должника; уведомление кредиторов и других заинтересованных лиц о введении процедуры наблюдения; анализ корпоративных финансов должника; формирование реестра кредиторов; подготовка проведения первого собрания кредиторов и рассылка оповещений участникам. Важное значение для дальнейшей судьбы предприятия-должника имеет круг вопросов, выносимых на перовое собрание кредиторов. Именно в этот момент решается о том какая процедура будет введена в отношении должника в дальнейшем: финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство, также возможно заключение мирового соглашения. Помимо выбора типа процедуры, на первом собрании кредиторов также решается вопрос о ее длительности. Следующим обязательным вопросом, который также решается на данном собрании, является вопрос о предъявлении требований к арбитражному управляющему и выбор саморегулируемой организации, из членов которой будет выбрано данное лицо. Также принимается решение о формировании комитета кредиторов. После принятия соответствующего решения первым собранием кредиторов, оно представляется для утверждения в суд. Суд обязан вынести соответствующее постановление о введении финансового оздоровления или внешнего управления либо о признании должника банкротом и переходе к конкурсному производству, мировое соглашение также подлежит утверждению в судебном порядке.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |