Повседневная жизнь корабля
Условия жизни на корабле, обитаемость существенно влияют на моральное состояние экипажа, его выносливость и боеспособность. Поэтому при проектировании и строительстве корабля в максимальной степени, стремятся создать необходимый комфорт для нормальной работы и отдыха личного состава. Для него на корабле предусмотрены жилые помещения: каюты для офицеров, мичманов и старшин сверхсрочной службы и кубрики для команды (матросов и старшин). Личный состав ПЛ и катеров при стоянке их в базе у пирса размещается на береговой или плавучей базе.. Жилые помещения команды и порядок, соблюдаемый в них. Для матросов и старшин выделяются помещения согласно расписанию по каютам и кубрикам для жилья. Расписание предусматривает размещение матросов и старшин в помещениях, наиболее близких к их боевым постам, Жилые помещения оборудуются для всех живущих в них ^ стационарными, койками и рундуками для вещей, вешалками, столами, банками и бачками для питьевой воды. Кроме того, в каждом помещении имеются шкафы или рундуки для хранения посуды, предметов для чистки обуви и обмундирования, для хранений ниток, пуговиц, приборочного материала. В помещениях предусматриваются достаточные освещение и вентиляция для поддержания необходимого микроклимата. Для поддержания воинского порядка в жилых помещениях и соблюдения условий гигиены для всех матросов и старшин устанавливаются единые правила ■ хранения предметов обмундирования, личных и коллективных вещей и заправки коек. Портреты, картины, плакаты и т.п. вывешиваются толь- | ко в жилых и культурно-просветительных помещениях. Портреты и кар- i тины должны быть в рамках, row тты и другие нагля; тые пособия на рейках. Запрещается что-либо накалывать, наклеивать на борта, переборки, двери и т.п. В жилых помещениях не разрешается спать или лежать в неустановленное время. В период от подъема флага и до вечерней поверки личный состав, находящийся в жилых помещениях, обязан быть в объявленной форме одежды. Наблюдение за исполнением всеми живущими в помещении установленных правил возлагается на одного из старшин, живущих в этом помещении. Каюты, их распределение и порядок использования. Офицеры, мичманы и старшины сверхсрочной службы распределяются по каютам в порядке старшинства в зависимости от должности, а при равных должностях с учетом воинских званий. Один из проживающих в каюте назначается старшим и отвечает за состояние помещения и соблюдение требований безопасности. План- распределения кают составляется помощником командира и утверждается командиром корабля. Обслуживание этих помещений производится матросами coгласно расписанию по приборкам. При оставлении каюты даже на короткое время военнослужащий, ее занимающий, должен выключить освещение и электронагревательные приборы, а перед съездом с корабля —задраить иллюминатор и выключить громкоговоритель корабельной радиотрансляции. Закрывать каюту на ключ, если иллюминаторы в ней не задраены, запрещается. Во время боя, тревог и осмотров каюты не должны закрываться на ключ. Правом входа в каюту пользуются лица, имеющие необходимость в этом для исполнения обязанностей по расписаниям, а также лица, производящие осмотр корабля. Порядок приема пищи старшинами и матросами. Прием пищи производится в столовой личного состава. На кораблях, не имеющих специального помещения (столовой), для приема пищи используются жилые помещения. Если позволяет обстановка, прием пищи разрешается на верхней палубе на выносных столах. Все старшины и матросы для приема пищи расписываются по столам и бачкам. На каждом Столе один из старшин назначается старшим. Он следит за порядком и назначает по очереди бачковых, которые накрывают стол, получают пищу на камбузе, убирают стол после еды, моют посуду. До начала раздачи 1 пищи врач совместно с дежурным по кораблю проверяет качество пищи, санитарное состояние столовой, посуды, инвентаря. Кроме того, командир корабля или один из его заместителей ежедневно снимает пробу пищи. В установленное время с ведома командира корабля дежурный по кораблю (на ходу — вахтенный офицер) дает разрешение на выдачу пищи. Кают-компания на корабле является помещением для коллективного отдыха, занятий, совещаний и общего стола (приема пищи) офицеров. Первенствующим лицом в кают-компании является старший помощник командира корабля, а в его отсутствие — старший из присутствующих в ней. Если в кают-компании находится командир корабля или его прямые начальники, первенствующее положение переходит к ним. Из числа офицеров, столующихся в кают-компании, избирается заведующий столом, который несет ответственность за состояние инвентаря кают- компании и руководит работой вестовых — матросов, обслуживающих кают-компанию. Пища для офицеров приготавливается на отельном камбузе или части корабельного камбуза, Часы приема пиши устанавливаются приказом командира корабля: утренний чай или завтрак начинается с момента окончания приборки в кают-компании и заканчивается за 10 мин до подъема флага, обед и ужин назначается в часы обеда и ужина экипажа, дополнительный ужин устанавливается по общему желанию столующихся в часы, установленные старшим помощником командира корабля. Сервировка стола в кают-компании в другое время запрещается. 3.5. Корабельные.правила Специфика жизни и деятельности личного, состава на корабле требует от всего экипажа высокой дисциплинированности и четкого выполнения определенных правил поведения. Корабельные правила выработаны самой жизнью, обобщают многолетний опыт службы на кораблях и предназначены для того, чтобы обезопасить жизнь людей, для поддержания высокого уровня организованности и дисциплины личного состава, обеспечения безопасности корабля. Корабельные правила устанавливают нормы поведения экипажа на корабле. Все должностные лица, а также лица дежурной и вахтенной служб обязаны постоянно контролировать выполнение корабельных правил. Всякое нарушение или небрежное их выполнение является признаком низкой морской культуры и проявлением недисциплинированности. Вновь назначенные военнослужащие по прибытии на корабль должны быть проинструктированы по корабельным правилам. Лица, временно находящиеся на корабле (например, курсанты, студенты, проходящие учебные сборы, практику), должны быть ознакомлены с корабельными правилами, а персонал заводов, кроме того, с мерами предосторожности при выполнении ремонтных работ. В гл. 9 Корабельного устава ВМФ СССР рассмотрены действия, запрещаемые личному составу на корабле, а также требующие предварительного разрешения, мероприятия по предупреждению аварий и несчастных случаев, правила поведения на корабле. На корабле личному составу запрещается: · подниматься на корабль или сходить с него иначе, чем по назначенным для этого трапам (сходням) •; · находиться на верхней палубе и надстройках в неположенных местах (эти места устанавливаются приказом командира корабля); · останавливаться на трапах, сходнях или в узких проходах во избежание помех при перемещении личного состава; · вступать в разговоры с лицами, находящимися при исполнении • служебных обязанностей (на вахте, дежурстве, работе и т.д), и отвлекать · их внимание; · включать и выключать вентиляцию или другие механизмы, приборы, устройства, если это не входит в его обязанности; · ложиться на койки верхней одежде и обуви; · садиться и облокачиваться на предметы, не предназначенные для этого (вентиляционные закрытия, кожухи, леерные ограждения, планшири, кнехты и т.п.); · купаться за бортом корабля в не установленное для купания время: · чистить обмундирование и обувь в жилых помещениях: · стирать белье в местах, не предназначенных для этого,' во время, не предусмотренное расписанием, полоскать белье с бортов, трапов и шлюпок; · просушивать вещи (белье) в местах, не предназначенных для этого (белье разрешается сушить только в специальных сушилках или на бельевых леерах); · играть в карты и другие какие-либо игры на деньги или вещи; · приносить на корабль спиртные напитки и употреблять их, в том числе при проведении торжеств, всех видов приемов, встреч почетных гостей и должностных лиц в своих и зарубежных портах и в других случаях; · выбрасывать за борт мусор. На корабле личному составу без предварительного разрешения запрещается: · ходить по наружным трапам и садиться в какие-либо шлюпки; · подниматься на мачты, ходить по выстрелам или спускаться за борт корабля; · переговариваться с людьми, находящимися на берегу, на шлюпках, проходящих мимо корабля, а также на стоящих на якоре или проходящих мимо кораблях; · открывать иллюминаторы на. ходу корабля или в ночное время; · грузить на корабль или передавать с него какие-либо предметы (в том числе и личные); · удить рыбу с борта корабля или со шлюпки, стоящей у борта корабля, пристани, пирса; · отдавать на камбуз собственные продукты для приготовления пищи (на корабле раскладка продуктов для приготовления пищи утверждается командиром корабля и любое ее изменение допускается только с его разрешения). . По тревоге личный состав должен быстро (бегом) занять свои места на КП, БП. Во избежание встречных потоков личный состав по тревогам движется в сторону носа корабля по правому борту, а в сторону кормы по левому борту, так, чтобы море было всегда справа. Это правило должно соблюдаться не только по тревогам. Курение на корабле допускается только в местах, установленных приказом командира корабля. В этих местах должны быть установлены пепельницы или обрезы с водой. На НК при стоянке на якоре (у стенки) курение организуется на баке, а на ходу — на юте с подветренной стороны, в ненастную погоду - под срезами полубака или в одном из умывальников личного состава. Офицеры и мичманы могут курить в каютах и в кают-компаниях, а с разрешения командира корабля — на ходовом мостике, На ПЛ запрещается курение при стоянке корабля у пирса или у борта плавбазы. На ходу ПЛ в надводном положении офицеры, мичманы, старшины и матросы с разрешения командира корабля могут курить на ходовом мостике. В подводном положении курение разрешается только в специально оборудованных помещениях. Кроме того, курить запрещается: · во время смотров, тревог, учений, занятий и авральных работ, а также на постах службы корабельных нарядов; · на катерах и шлюпках, стоящих у борта корабля; · на катерах с двигателями, работающими на легком топливе. Во избежание аварий и несчастных случаев во всех помещениях запрещается размещать инструменты, материалы, предметы личного обихода в непосредственной близости от Механизмов, приводов, паропроводов, вентиляционных систем и,тп. ,а также крепить что-либо к электрическим кабелям и трубопроводам. , Огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, Принадлежащие отдельным лицам и коллективам, должны сдаваться на хранение в корабельный арсенал. Держать на корабле животных личному составу разрешается лишь с ведома командира корабля. _ Всякий нашедший на корабле деньги, вещи должен передать их дежурному по кораблю, а последний обязан записать об этом в вахтенный журнал. Без разрешения командира корабля запрещается иметь в личном пользовании фотоаппараты, магнитофоны, кинокамеры, радиоприемники и пишущие машинки. Лица, имеющие указанные предметы, должны зарегистрировать их у помощника командира корабля. Для-их хранения, а также производства личным составом фоторабот на корабле отводятся определенные места и назначаются ответственные. Хранение этих предметов в кубриках, каютах, на БП запрещается. Фотографирование и получение разрешения на использование фотоснимков владельцами фотоаппаратов производятся в соответствии -со специальными указаниями. Спортивные мероприятия (стрельбы, плавание, хождение на шлюпках, игры на воде и т.п.) проводятся лишь с разрешения командира или его старшего помощника под наблюдением вахтенного офицера (дежурного по кораблю) 3.6. Государственный и военно-морские флаги СССР( ; Государственный флаг СССР является символом государственного суверинитета нашего государства и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества. Военно-морской флаг СССР является Боевым Знаменем корабля и символизирует его государственную принадлежность и неприкосновенность, готовность корабля защищать государственные интересы СССР на морских и океанских просторах. Во время боя и ввиду неприятеля корабли поднимают на грот-стеньге Государственный флаг СССР, а на стеньгах других мачт — присвоенный кораблю Военно-морской флаг СССР. Порядок вручения, подъема и спуска флагов на кораблях, виды военно-морских флагов, их назначение изложены в гл. 14 Корабельного устава ВМФ СССР.
3.7. Обеспечение живучести корабля Организация борьбы за живучесть корабля. При ведении боевых действий корабль может получить разнообразные повреждения корпуса, оружия, технических средств и тем самым снизить свою боеспособность. Чтобы противостоять боевым й аварийным повреждениям, а также восстанавливать и поддерживать при этом в возможной степени свою боеспособность, корабль должен обладать живучестью. Основными элементами живучести корабля являются: · непотопляемость; · взрыво- и пожаробезопасность; · живучесть оружия и технических средств. Живучесть закладывается и обеспечивается с помощью конструктивных мероприятий. В повседневных условиях живучесть поддерживается на заданном уровне комплексом организационно-технических мероприятий. При авариях и боевых повреждениях корабля его живучесть восстанавливается с помощью действий личного состава по борьбе за живучесть. От умения экипажа поддерживать поврежденный корабль на плаву, сохранять его остойчивость и устранять повреждения зависит степень восстановления потерянной кораблем боеспособности. Восстановление боеспособности будет тем эффективнее, чем выше моральное состояние, дисциплина, организованность, физическая выносливость, знания и практическая натренированность личного состава по борьбе за живучесть. Весь экипаж корабля обязан следить за тем, чтобы меры, обеспечивающие живучесть, никем не нарушались. Организация борьбы за живучесть является составной частью боевой организации корабля и предусматривает рациональное использование личного состава, оружия, технических средств и аварийного имущества при получении кораблем боевых и аварийных повреждений, что отражено в расписаниях по борьбе за живучесть корабля, инструкциях, руководствах. Командир корабля отвечает за безопасность корабля, подготовленность личного состава к борьбе за живучесть и руководит ею с ГКП. Старший помощник командира организует подготовку личного состава к борьбе за живучесть, Несет ответственность за ее качество, контролирует укомплектованность и состояние аварийно-спасательного имущества (АСИ), . Помощник командира корабля руководит действиями личного состава по ликвидации повреждений и последствий применения ОМП на верхней палубе, надстройках и бортах корабля. Особо ответственна роль командира БЧ-5, который непосредственно руководит действиями всего личного состава по борьбе за непотопляемость корабля, с пожарами и опасными концентрациями газов, а также борьбой за живучесть технических средств БЧ-5. Командиры БЧ (дивизионов, групп, башен, батарей) и начальники Сл при боевых и аварийных повреждениях руководят действиями своих подчиненных по борьбе за живучесть в .районах своих КП и БП для борьбы с пожарами и поступлениями воды в помещениях, не занятых КП или БП, создаются аварийные группы (партии). Корабельный устав ВМФ СССР определяет, что первый, заметивший поступление забортной воды, появление дыма или пара, возникновение пожара, аварийное состояние боеприпаса, повышенную концентрацию взрывоопасных и токсичных газов, обязан объявить голосом аварийную тревогу в отсеке (помещении), немедленно доложить о месте и характеру аварии на ГКП или дежурному по кораблю вахтенному офицеру, а если это невозможно – в смежный отсек (помещение), принять меры к ликвидации аварии. Весь личный состав, находящийся в момент аварии в аварийном отсеке (помещении), поступает в распоряжение командира БП (отсека), и никто не имеет права самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение) . Обеспечение непотопляемости корабля. Одним из основных элементов живучести корабля является его непотопляемость, под которой понимается способность корабля оставаться на плаву, не опрокидываясь, при затоплении определенных отсеков, вследствие боевых и аварийных повреждений. На каждом корабле имеется документация по непотопляемости, разработанная при его постройке. Она содержит рекомендации по борьбе за непотопляемость при различных случаях повреждений. Все типовые случаи наиболее вероятных и вместе с тем опасных повреждений корабля, связанные со значительным уменьшением остойчивости и запаса плавучести, должны быть заблаговременно изучены командиром корабля, его старшим помощником и командным составом БЧ-5, а отдельные варианты борьбы с такими повреждениями отработаны в процессе боевой подготовки. Основные положения Корабельного устава ВМФ СССР в вопросах обеспечения непотопляемости корабля направлены на сохранение прочности и герметичности корпуса корабля, его палуб, водонепроницаемых переборок, иллюминаторов, дверей, горловин. Каждому водонепроницаемому отсеку, помещению, цистерне присваиваются наименования, а имеющим одинаковое назначение кроме наименования присваиваются и номера. На дверях, люках и горловинах всех помещений корабля наносятся надписи, указывающие их наименование и номер помещения, в которое они ведут, например: ’’Электростанция № 3”. Нумерация производится последовательно в пределах каждого главного непроницаемого отсека (надстройки) с носа в корму, снизу вверх. Палубы и платформы нумеруются сверху вниз. Ярусы надстроек — снизу вверх. Нечетные номера присваиваются помещениям (цистернам) правого борта, четные^ левого борта. Все корабельные горловины (двери, люки) приказом по кораблю разделяются на 4 категории: Б. 3, П, Т (первые буквы слов ’’Боеприпасы”, ’’Задраено”, ’’Приказание”, ’’Тревога”). В приказе указывается, кто и за что несет ответственность. В ст. 335—340 Корабельного устава ВМФ СССР изложены требования к содержанию дверей, люков и горловин. На каждом корабле в любое время, должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения, Для этой цели замки всех помещений имеют по два комплекта ключей. Порядок их хранения и выдачи изложен в ст. 347, 348 Корабельного устава ВМФ СССР.
Все работы, связанные с забортными отверстиями, производятся с разрешения командира БЧ-5. При этом необходимо: · подготовить аварийный Материал для заделки отверстий; · Держать в немедленной готовности водоотливные средства; · предусмотреть герметизацию помещений на случай их затопления, а на ПЛ, кроме того, и подачу воздуха высокого давления в отсек; · в нерабочее время там, где Незакончены работы, выставлять вахтенного; · разобранные участки трубопроводов обязательно заглушать равнопрочными заглушками, При проведении учений, связанных с поступлением воды во внутренние помещения корабля, необходимо неукоснительно выполнять требования ст. 354 Корабельного устава ВМФ СССР. На ПЛ проведение учений такого рода запрещается. В целях контроля за состоянием корпуса корабля и средств борьбы за живучесть приказом по кораблю назначается постоянная корабельная комиссия, которая один раз в три месяца, а при необходимости — по приказанию командира корабля детально проверяет состояние корпуса корабля, • водонепроницаемых переборок, второго дна, дверей, люков, горловин, систем, устройств, средств борьбы за живучесть, АСИ, одновременно выявляя дефекты, могущие привести к увеличению шумности корабля. Результаты всех проверок заносятся в журнал осмотра корпуса, устройств и систем корабля, Обеспечение взрыво- и пожаробезопасности. В целях избежания взрывов и пожаров Корабельный устав ВМФ СССР определяет основные правила обращения с открытым огнем, боеприпасами и взрывчатыми веществами, легковоспламеняющимися веществами и топливом. Открытым огнем для работ на корабле можно пользоваться только с разрешения командира БЧ-5 и обязательно под наблюдением, Рабочее место должно быть ограждено асбестовыми листами или иными невозгорающимися материалами, около него выставляется вахтенный, средства пожаротушения изготавливаются к действию, а помещение, где ведутся работы, вентилируется. По окончании работы производится осмотр этого и смежного с ним помещений и не менее двух часов еще продолжается наблюдение для предупреждения возникновения пожара. Запрещается пользоваться открытым огнем как средством освещения в погребах и помещениях с боеприпасами, в помещениях аккумуляторных батарей, в хранилищах всех видов топлива, в малярных и шкиперских кладовых, в хранилищах пакли и продовольствия, в помещениях, проветривание которых затруднено, в свежевыкрашенных помещениях, в отсеках, цистернах, шахтах и контейнерах ПЛ, в ангарах летательных аппаратов. Погреба с боеприпасами являются местами повышенной опасности, поэтому тщательное и систематическое наблюдение за температурой воздуха в них является одним из основных мероприятий по предупрежден пожаров и взрывов. В случае повышения температуры свыше +30°С надлежит принять меры по охлаждению воздуха в потребах, выявить причины ее повышения и в случаях, не терпящих отлагательства (пожар в погребе или в соседнем с погребом помещении), произвести орошение или затопление погреба в соответствий со ст. 367 Корабельного устава ВМФ СССР. В погребах с боеприпасами, в - отсеках ПЛ с открытым хранением торпед запрещается: иметь при себе огнестрельное оружие, патроны, взрывчатые вещества, спички и приборы зажигания, устанавливать неположенную электропроводку, пользоваться переносными электролампами, электроинструментом, электровентиляторами и электрогрелками. Требования безопасности при погрузке и выгрузке боеприпасов изложены в ст. 362— 46 366 Корабельного устава ВМФ СССР. Местами повышенного внимания являются и хранилища жидкого ' топлива, температура которого должна быть не более +50°С для тяжелых сортов и +25°С для легких. Хранилища с жидким топливом необходимо вентилировать, особенно при повышении температуры. Все отверстия (горловины) и трубопроводы жидкого топлива должны быть закрыты и из них не должно просачиваться топливо. На НК легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и др.) должны храниться в специально оборудованных цистернах или в штатной таре на верхней палубе в назначенных приказом по кораблю местах, удаленных от источника огня и хорошо вентилируемых. На ПЛ не допускается хранение легковоспламеняющихся растворителей, лакокрасочных материалов, бензина и керосина. Использовать керосин, бензин, спирт и другие огнеопасные вещества для протирки палуб, переборок и мебели запрещается, В трюмах не допускается скопление воды и горючих материалов. Жидкое топливо и масло, .попадающие в трюмы, должны немедленно удаляться. Обеспечение живучести оружия и технических средств. Под живучестью оружия и технических средств понимается их способность сохранять и восстанавливать в возможной степени свои тактикотехнические элементы при боевых и аварийных повреждениях. Живучесть оружия и технических средств обеспечивается комплексом конструктивных мероприятий, строгим соблюдением требований инструкций и правил, действиями личного состава по борьбе за живучесть. Одним из основных мероприятий по поддержанию оружия и технических средств в исправном состоянии является систематический за ними контроль при еже- • дневных и периодических осмотрах. Любое обнаруженное повреждение или неисправность должно устраняться немедленно и полностью, либо в степени, позволяющей кораблю выполнить поставленную задачу. Использовать неисправную материальную часть в повседневных условиях запрещается, а в боевой обстановке или в аварийных случаях решение об использовании неисправных оружия и технических средств может принять командир БЧ (начальник Сл), неся при этом всю ответственность за последствия. - Действия по борьбе за живучесть оружия и технических средств включают: 1) использование дублирующих' и резервных технических средств; 2) устранение неисправностей, полный или частичный ввод в действие поврежденного оружия и технических средств; 3) использование неисправных технических средств с ограничением; 4) работу технических средств в перегрузочных режимах. Для быстрого устранения неисправностей и замены пришедших в негодность деталей на каждом корабле имеется полный комплект запасного имущества и принадлежностей (ЗИП), который размещается в специальных местах. Ответственность за содержание на корабле и укомплектованность ЗИП несут командиры БЧ (начальники Сл). При плавании кораблей на больших удалениях от мест базирования в обеспечении живучести оружия и технических средств кроме соблюдения норм эксплуатации механизмов большое значение имеет своевременны ремонт матери альной части силами личного состава. В связи с этим возрастает роль подготовки личного состава по специальности.
3.8. Предупреждение несчастных случаев Анализ несчастных случаев на кораблях показывает, что главной причиной их возникновения является нарушение личным составом требований и мероприятий по предупреждению несчастных случаев, определяемых ст. 386-420 Корабельного устава ВМФ СССР. Обеспечение безопасности проводимых в подразделении работ возлагается на* командира БЧ (начальника Сл). Начальник (офицер, мичман, старшина), руководящий работами, и личный состав, выполняющий работы, должны твердо знать и выполнять уставные требования, должны быть проинструктированы перед началом работ по требованиям безопасности, о чём делается запись в вахтенном журнале. Контроль за соблюдением личным составом безопасности возлагается на старшего помощника командира корабля (помощника). Корабельный устав определяет меры предупреждения несчастных случаев, связанных с использованием грузоподъемных устройств, при проведении работ на корабле и за его бортами. В местах грузоподъемных работ выставляются вахтенные для предостережения личного состава, не участвующего в работах. Открытые люки, в которые производится погрузка, й выступающие части механизмов по пути движения личного состава должны ограждаться леерами. ] На кранах, стрелах, шлюпбалках и талях указываются их грузоподъемность и дата очередного испытания. . Запрещается находиться под грузом, в опасной близости от крышек шахт, контейнеров башен при их эксплуатации, на пути выбираемых или стравливаемых тросов и якорных цепей, высовываться из иллюминаторов. При необходимости поднять человека на высоту, руководитель работ убеждается в прочности и надежности средств подъема и запрашивает разрешение у вахтенного офицера (дежурного по кораблю). За работающими на высоте устанавливается наблюдение. Они должны быть обвязаны страховочными концами и иметь надетыми специальные пояса, а используемые при работах инструменты и предметы оборудования прихватываются штертами. Спускаться за борт можно только с разрешения вахтенного офицера (дежурного по кораблю) и не иначе, как в беседке в спасательном жилете, обвязавшись страховочным концом. Спуск за борт производит специально назначенный для этого матрос (старшина). Лотовые тральные расчеты и личный' состав постов сбрасывания мин и глубинных бомб во время работы одевают специальные стропы и спасательные жилеты. Корабельный устав ВМФ ССОР определяет также требования безопасности при работах в помещениях с агрессивной средой. Так, тушение пожаров, а также работы в задымленных и других помещениях в случаях, когда нет уверенности в том, что состав воздуха в них безвреден для людей, производятся только в изолирующих средствах защиты органов дыхания в составе не менее 2 человек. Для оказания срочной помощи работающим и поддержания связи с ними вблизи входа в эти помещения выставляется специальная вахта с изолирующими средствами защиты в положении ’’наготове”. При работе в изолирующих средствах защиты органов дыхания надлежит проверять их исправность, строго соблюдать требования безопасности, организовывать взаимную страховку работающих, контролировать продолжительность работы. При использовании системы объемного пожаротушения необходимо учитывать защиту органов дыхания личного состава, находящегося в аварийном помещении, Междудонные выгородки, топливные и масляные цистерны, цистерны главного балласта, ракетные шахты и другие необитаемые помещения должны быть тщательно провентилированы перед входом туда людей, а при отсутствии такой возможности — работы должны проводиться в изолирующих средствах защиты органов дыхания. При проведении водолазных работ должны строго соблюдаться требования безопасности, предусмотренные Правилами водолазной службы. Кроме того, в Корабельном уставе ВМФ СССР определен широкий круг требований безопасности при пуске, работе механизмов, их вскрытии, эксплуатации электрооборудования и аккумуляторной батареи, хранении баллонов с газами и т.д. Во избежание травм' запрещается входить (выходить) в помещения (отсеки) корабля при наличии в них повышенного давления или разрежения. В этом случае необходимо предварительно сравнять давление с давлением в смежных помещениях. При испытаниях воздушным давлением отсеков, цистерн, шахт и т.п. у дверей, люков, горловин должны быть выставлены вахтенные и вывешены таблички с надписью ”Не трогать! Жизнеопасно!”. При вскрытии или ремонте котлов, систем, механизмов, трубопроводов, арматуры и цистерн следует предварительно убедиться в отсутствии в них давления пара, газов или жидкостей, чтобы разобщающие их клапаны были закрыты, открытые концы трубопроводов заглушены и снабжены табличкой с надписью ”Не трогать! Жизнеопасно!”. Большую опасность для личного состава представляет повреждение паровых трубопроводов. В случаях когда помещение наполняется паром, следует пользоваться системой орошения и вытяжной вентиляцией. Выходить из такого помещения следует через специальные выходы или через соседнее помещение, вход в которое внизу. Нарушение термической изоляции паропроводов и газоотводов при первой возможности должно быть устранено во избежание ожогов людей. Корабельный устав предусматривает и правила предупреждения несчастных случаев при использовании электрооборудования, Переносные лампы разрешается применять только от низковольтной сети напряжением не более 27. Запрещается проведение работ с электромеханизмами и устройствами, находящимися под напряжением. В повседневных условиях перед включением мощных радиолокационных станций личный состав должен быть удален с опасных участков верхней палубы и надстроек. В исключительных случаях (в бою, при авариях) с разрешения командира корабля допускается проведение работ при неснятом напряжении, но при этом принимаются самые строгие меры предосторожности. Личный состав, работающий с аккумуляторной батареей, должен быть одет в специальную одежду В костюм из грубошерстной материи или резиновый комбинезон. Для нейтрализации действия электролита при его попадании на тело, одежду и обувь в аккумуляторных ямах должен быть запас нейтрализующих веществ. Кроме того, в аккумуляторной яме запрещается пользоваться неизолированным инструментом, переносными лампами без предохранительных сеток. На корабле «для обеспечения боевой и повседневной деятельности,, производства ремонтных работ используются баллоны с воздухом высокого давления, кислородом, ацетиленом, углекислым газом, фреоном и т.д. В ст. 414 Корабельного устава ВМФ СССР указаны требования, которые необходимо соблюдать при приеме, хранении и использовании этих баллонов. Ядовитые вещества должны храниться в отведенных для них закрытых и опечатанных помещениях, содержаться там в исправной таре с предупредительными надписями, Перед проворачиванием или пуском любых механизмов и устройств об этом должен быть предупрежден личный состав, работающий с ними и находящийся рядом, а также установлено наблюдение за работой механизмов. На ПЛ, кроме того, подъем и опускание выдвижных устройств, отваливание и заваливание горизонтальных рулей, подъем и опускание контейнеров, открытие и закрытие крышек шахт и щитов, проворачивание линий валов производятся с разрешения вахтенного офицера или дежурного по ПЛ с предварительным предупреждением личного состава, находящегося вблизи этих устройств. При работе с механизмами и устройствами в обесточенном состоянии на постах управления ими вывешиваются таблички с надписью ”Не трогать! Жизнеопасно!” (на период всего времени работ). Никому во время работы механизмов ,не разрешается открывать ограждения, охранные поручни и другие предохранительные приспособления и заходить за них. Запрещается осматривать в стесненных условиях движущиеся детали механизмов и устройств при их работе, если отсутствуют защитные приспособления (решетки, кожухи и т.д.). На каждом корабле должен быть полный комплект индивидуальных и коллективных спасательных средств (спасательные жилеты, пояса, плотики. шлюпки), изолирующих дыхательных аппаратов, защитной одежды согласно установленным нормам. Спасательные средства, устройства и изолирующие дыхательные аппараты должны находиться на штатных местах в исправном состоянии, пронумерованы, расписаны за личным * составом и готовы к действию. Перед выходом в море все предметы, которые могут сместиться во время качки, должны быть надежно закреплены1, постоянные и штормовые леера проверены и обтянуты, а стойки их закреплены. Ряд статей Корабельного устава ВМФ СССР определяет специфические требования безопасности для личного состава ПЛ, к котором относятся следующие. В море личный состав ПЛ может выходить на мостик только с разрешения командира ПЛ в количестве, им установленном. Вахтенный офицер обязан постоянно знать число лиц, находящихся на мостике. Швартовная команда и лица, находящиеся на верхней палубе вне ограждения рубки, должны быть обвязаны специальными. страховочными концами, закрепленными к ограждению рубки (палубе) так, чтобы в случае необходимости их легко можно было отдать. На ходу ГЛ в надводном положении сход личного состава с мостика на верхнюю палубу без разрешения запрещается. Двери в ограждении рубки всегда должны быть надежно закрыты. На ПЛ систематически ведется наблюдение за самочувствием личного состава и содержанием в воздухе отсеков водорода, кислорода, углекислого газа и вредных примесей, концентрация которых не должна превышать установленных норм. При появлении в отсеках ПЛ дыма или при обнаружении опасных, концентраций газов (вредных веществ) проводится комплекс мероприятий в соответствии со ст. 397 Корабельного устава ВМФ СССР. СЛУЖБА КОРАБЕЛЬНЫХ НАРЯДОВ 4.1. Общие положения Каждый корабль в соответствии со своим боевым назначением должен быть постоянно готов к выполнению поставленных перед ним задач. Одним из важнейших факторов, обес
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1528)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |