Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Естественнонаучная и гуманитарная



2015-11-27 585 Обсуждений (0)
Естественнонаучная и гуманитарная 0.00 из 5.00 0 оценок




Составляющие культуры

 

В методологии под естественнонаучной и гуманитарной культурами понимают две различные традиции, которые сложились в изучении природы, т. е. в естествознании, с одной стороны, и в исследовании явлений духовной жизни общества, т. е. в гуманитарных науках – с другой.

К естественнонаучной культуре обычно относят фундаментальные и прикладные естественные науки (физику, химию, биологию, экологию, космологию, космонавтику, генную инженерию и др.), тесно с ними связанные технику и медицину, сельскохозяйственные науки. Естественнонаучная культура возникла и развивалась в связи с необходимостью человека обеспечить себе безопасное и комфортное существование. В процессе развития человеческого общества многими поколениями людей создан огромный мир материальной культуры, который в значительной степени обеспечивается естественнонаучными знаниями и является важнейшим показателем характера и уровня развития общества.

Гуманитарная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение духовных потребностей человека, т.е. потребностей в развитии и совершенствовании внутреннего мира человека, его сознания, психологии, мышления. Духовная деятельность связана с формированием идей, художественных образов, моральных норм и правовых законов, политических взглядов и т.п., которые создаются социальными науками (история, экономика, юриспруденция и др.) и гуманитарными науками (филология, философия, логика, этика, искусство, педагогика, психология, религиоведение и др.). Результатом этой деятельности являются литература, живопись, музыка, государственное право и т.д.

Обе культуры, естественнонаучная и гуманитарная, тесно взаимосвязаны и граница между ними весьма условна, так как существует целый ряд междисциплинарных наук (экология, экономическая география, психология и др.). В то же время естествознание и гуманитарные науки обладают индивидуальными особенностями и различиями, обусловленными спецификой изучаемых объектов и используемыми методами исследования. Объектом изучения естественных наук является природа, в которой действуют стихийные, независимые от человека процессы, в то время как в обществе, являющемся объектом изучения гуманитарных наук, ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций людей. Естествознание пытается объяснить и доказать причинную обусловленность природных явлений и выявить общие закономерности, управляющие миром, в большей степени опирается на эксперимент и математические методы. А в гуманитарных науках внимание обращается не столько на общность, сколько на индивидуальность, неповторимость событий духовной и социальной жизни.

Эти различия, имевшие первоначально чисто теоретический характер, в ХХ в. привели к противостоянию двух культур. Именно в это время естественные науки сделали огромный скачок в своем развитии: человек познал мир атома и Вселенной, расшифровал генетический код и вышел в космос, создал новые материалы, новые мощные источники энергии, телевидение, лазеры, компьютеры. Естествознание достигло своего расцвета, став эталоном научной достоверности и объективности, создав четкие теории строения материи и строго обосновав их математически. Успехи же гуманитарных наук утонули в потоке естественнонаучной информации.

Возникшее между культурами противостояние стало темой лекции «Две культуры и научная революция» английского историка и писателя Чарльза Сноу, прочитанной им в Кембриджском университете в 1959 г. В 1973 г. вышла его книга «Две культуры», посвященная обсуждению этой проблемы. В 60-е гг. поднятый Сноу вопрос вылился по всему миру в бурные общественные дискуссии между «физиками» (естественниками) и «лириками» (гуманитариями), проходившие под лозунгом: «Только физика – соль, остальное все – ноль».

В конечном итоге этот спор выявил несостоятельность конфронтации естественнонаучной и гуманитарной составляющих культуры. Ведь понимание целостности и единства мира прослеживается в истории культуры с самого ее основания. Древние греки воспринимали и науку, и искусство как единый метод познания мира. Многие известнейшие ученые были энциклопедистами. Аристотель был естествоиспытателем, логиком и философом, Авиценна – не только выдающимся врачом, но и блестящим богословом и юристом. Леонардо да Винчи – известный итальянский художник, скульптор, архитектор и в то же время – талантливый ученый и инженер. М.В. Ломоносов был одновременно поэтом, художником, историком и филологом. Известный русский композитор А.П. Бородин – профессор химических наук. Наш соотечественник и современник А.Л. Чижевский, основатель гелиобиологии, был талантливым художником и поэтом-философом. Это лишь небольшой перечень примеров, подтверждающий родство естественнонаучной и гуманитарной культур. Обе они созданы человеком, а в основе созидания лежит единое начало – творчество.

Сегодня мы вновь, как и во времена античности, пытаемся выстроить целостный взгляд на мир, только на новом уровне, интегрируя накопленные за двадцать три века научные знания. В поисках общности двух культур широким фронтом ведутся научные исследования, проводятся конференции, издаются журналы и книги. Проявление интеграции естественных и гуманитарных наук мы уже наблюдаем в жизни: в совместном решении комплексных проблем, в использовании общих методов и теорий (теория систем, теория вероятности, информатика, синергетика и др.), в возникновении междисциплинарных научных направлений. Новая картина мира формируется на основе принципа целостности и интеграции различных видов знания.



2015-11-27 585 Обсуждений (0)
Естественнонаучная и гуманитарная 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Естественнонаучная и гуманитарная

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)