Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



2015-12-04 265 Обсуждений (0)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы информационной безопасности

 

 

Специальность: 090303 «Информационная безопасность автоматизированных систем»

 

Специализация: Защищенные автоматизированные системы управления

 

Квалификация (степень) выпускника: специалист

 

Форма обучения: очная

 

Г._Пенза – 2012 г.

 


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины « Основы информационной безопасности» являются:

- способствование формированию соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ООП;

- формирование основных знаний и умений и овладение отдельными практическими аспектами обеспечения информационной безопасности.

 

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Основы информационной безопасности» относится к профессиональному циклу С.3.Дисциплина опирается на знания, полученные в ходе изучения дисциплин, формирующих компетенции, развиваемые в данной дисциплине:

- История Отечества;

- Правоведение;

- Алгебра и геометрия;

- Информатика;

- Физика;

- Физические основы защиты информации;

- Теория риска/ Теория информационного противоборства;

- Организация ЭВМ и вычислительных систем.

Компетенции, приобретенные в ходе изучения дисциплины «Основы информационной безопасности», готовят студента к освоению комплекса профессиональных компетенций, продолжающих формироваться в дисциплинах:

- Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности

- Техническая защита информации;

- Криптографические методы защиты информации;

- Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности;

- Безопасность операционных систем;

- Безопасность сетей ЭВМ;

- Безопасность систем баз данных;

- Защита программного обеспечения защищенных автоматизированных систем

- Защита государственной тайны в автоматизированных системах управления и организациях;

- Обеспечение информационной безопасности банковских автоматизированных систем/ Обеспечение безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры;

- Обеспечение безопасности персональных данных в автоматизированных системах управления и организациях,

а также в ходе прохождения производственной и преддипломной практик, научно- исследовательской работы студентов и в процессе итоговой государственной аттестации.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИП­ЛИНЫ

Изучение дисциплины «Основы информационной безопасности»способствует формированию у обучаемых следующих компетенций:

- ОК-1: способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма;

- ОК-5: способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности и защиты интересов личности, общества и государства, готовностью и способностью к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства;

- ОК-10: способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, изменения вида своей профессиональной деятельности;

- ПК – 6: способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности;

- ПК-32: способность проводить анализ особенностей деятельности организации и использования в ней автоматизированных систем с целью определения информационно-технологических ресурсов, подлежащих защите.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:сущность и понятие информации, информационной
безопасности и характеристику ее составляющих;

− место и роль информационной безопасности в системе
национальной безопасности Российской Федерации, основы государственной информационной политики, стратегию развития информационного общества в России;

− источники и классификацию угроз информационной безопасности;

− основные средства и способы обеспечения информационной безопасности, принципы построения систем защиты информации;

уметь: классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности;

− классифицировать и оценивать угрозы информационной безопасности для объекта информатизации;

владеть:профессиональной терминологией в области информационной безопасности.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет пять зачетных единиц, 180 часов.

 

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Аудиторная Сам. работа
Лекции Прак. занятия Лаб. занятия Курс. работа Другие виды сам. работы Подготовка к КР
  Всего в семестре       1-18       -         экзамен
Сущность и понятие информации, информационной безопасности и характеристика ее составляющих     1-4         -           КР(5)
Информационная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации         4-5         -     -             -  
Классификация защищаемой информации по видам тайны и степеням конфиденциальности     5-8         -       -    
Источники и классификация угроз информационной безопасности         9-12                       КР (10)    
Принципы построения систем защиты информации                     -    
Основные средства и способы обеспечения информационной безопасности     14-18                 КР(15)
  Всего       1-18       -         экзамен

 

Содержание разделов дисциплины:

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Ожидаемые результаты, получаемые в процессе изучения раздела Компетенции, формируемые в процессе изучения раздела
Сущность и понятие информации, информационной безопасности и характеристика ее составляющих Виды информации: правовое определение информации; документированная информация; информация ограниченного доступа. Понятие безопасности согласно Закона РФ «О безопасности» и ГОСТ Р 51898, понятие национальной безопасности согласно Концепции национальной безопасности РФ. Понятие информационной безопасности применительно к автоматизированным системам, доступность, целостность, конфиденциальность информации. Понятия угрозы, источника угрозы, безопасности информации, риска, защиты информации. Безопасность как отсутствие недопустимого риска. Анализ риска. Оценивание риска. Оценка риск. Допустимый риск. Остаточный риск. Защитная мера. Ущерб. Опасность. Опасная ситуация. Достижение допустимого риска. Приобретаются знания осущности и понятиях информации, информационной безопасности и характеристиках ее составляющих   Происходит овладеваниепрофессиональной терминологией в области информационной безопасности. Формируются аспекты компетенций ОК-1, ОК-5, ПК-6
Информационная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации Информационная безопасность (ИБ) в системе национальной безопасности Российской Федерации, виды безопасности: национальная, военная, информационная и др. согласно Концепции национальной безопасности РФ. Основы государственной информационной политики, стратегия развития информационного общества в России. Приобретаются знания о месте и роли информационной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, основах государственной информационной политики, стратегию развития информационного общества в России Формируются аспекты компетенций ОК-1, ОК-5, ПК-6
Классификация защищаемой информации по видам тайны и степеням конфиденциальности Классификация защищаемой информации: государственная тайна, персональные данные, информация, составляющая коммерческую тайну, профессиональная тайна. Порядок отнесения сведений к государственной тайне, степени и грифы секретности. Правовой режим коммерческой тайны, степени конфиденциальности. Ценность и важность информационных активов Формируются умение классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности Формируются аспекты компетенций ОК-10, ПК-6, ПК-32
Источники и классификация угроз информационной безопасности Классификация угроз ИБ. Три основных вида угроз. Основные направления реализации угроз. Основные факторы, воздействующие на информацию. Основные причины утечки информации. Виды утечки информации. Каналы утечки информации. Основные методы реализации угроз: методы нарушения конфиденциальности, целостности и доступности информации.Угрозы информационной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Внешние источники угроз. Внутренние источники угроз. Направления обеспечения информационной безопасности государства Приобретаются знания об источниках и классификации угроз информационной безопасности Формируются умение классифицировать и оценивать угрозы информационной безопасности для объекта информатизации Формируются аспекты компетенций ОК-10, ПК-6, ПК-32
Принципы построения систем защиты информации Системность, комплексность, непрерывность защиты, разумная достаточность, гибкость управления и применения, открытость алгоритмов и механизмов защиты, простота применения защитных мер и средств. Приобретаются знания о принципах построения систем защиты информации Формируются аспекты компетенций ОК-10, ПК-32
Основные средства и способы обеспечения информационной безопасности Обеспечение ИБ автоматизированных систем при воздействии случайных угроз. Основы организационного обеспечения ИБ. Основы инженерно-физической защиты. Основные технические методы и средства обеспечения ИБ. Основные программно-аппаратные средства обеспечения ИБ. Основные криптографические методы защиты информации Приобретаются знания об основных средствах и способах обеспечения информационной безопасности Формируются аспекты компетенций ОК-10, ПК-6, ПК-32

 

Примерный перечень тем практических занятий:

Основы криптографической защиты информации:

1 Шифрование методом перестановки;

2 Шифрование методом замены;

3 Ассиметричные алгоритмы шифрования;

4 Методы формирования ключей для различных методов шифрования.

Элементарные основы криптоанализа:

5 Элементы вскрытия шифров перестановки;

6 Основы вскрытия шифров простой замены;

7 Элементы вскрытия многоалфавитных шифров.

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки и для реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Основными образовательными технологиями при освоении дисциплины являются лекции и практические занятия. Данные виды образовательных технологий относятся к аудиторной работе и распределены в соотношении 75% (лекций) и 25% (практических занятий) от общего объема аудиторных занятий.

При изучении дисциплины предусматривается широкое использование

интерактивных методов и технологий формирования компетенций у студентов:

- лекций с применением мультимедийных технологий;

- проведение практических занятий в форме групповых дискуссий;

- использование деловых игр на практических занятиях.

 

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет около 36 % от аудиторных занятий по данной дисциплине.

В рамках учебных занятий предполагаются встречи с представителями российских компаний и государственных организаций.



2015-12-04 265 Обсуждений (0)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)