Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ В ИНДИИ 1857 – 1859 годов (2 ч.)



2015-12-04 679 Обсуждений (0)
Тема 5. НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ В ИНДИИ 1857 – 1859 годов (2 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Предпосылки и движущие силы восстания.

2. Ход восстания и его характер.

3. Причины поражения восставших.

4. Результаты и последствия восстания.

 

Источники и литература

Практикум по новой истории стран Азии… Тема 3. Док. № 2,3,7,8,11,28,36,37.

Антонова К.А. и др. История Индии… - С.302-308.

Века неравной борьбы. М., 1967.

Всемирная история в 24-х томах. Т.17. Национально-освободительные войны XIX века.- Минск, 1998. – С.139-149, 223-247.

Маркс К. Русско-турецкие осложнения…//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.9. – С.199-207.

Он же. Восстание в Индии // Там же. – Т.12. – С.260, 288-290.

Народное восстание в Индии 1857-1859 годов /Сб. статей. – М.,1957. – С.146-204.

Новая история Индии… Гл.Х.

Осипов А.И. Великое восстание в Индии 1857-1859 годов. –

М.,1959.

Шаститко П.М. Нана Сахиб. Рассказ о народном восстании 1857-1859 годов в Индии. – М.,1967.

Энгельс Ф. Взятие Дели // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.12. – С.337-345.

 

Методические указания

Восстание 1857-1859 годов было естественным следствием острых противоречий, сложившихся между индийцами и британскими колонизаторами. Нужно выяснить причины, побудившие разные слои индийского общества к восстанию. Подумайте, правильно ли Дизраэли в своей парламентской речи оценил причины восстания.

Проследите ход восстания в основных его очагах. Проанализируйте «Делийскую прокламацию» с точки зрения представления вождей восстания о будущем Индии (док. 28). Подумайте, почему идеология восставших определяется как «феодальный национализм» и какую роль в ней играл религиозный момент.

Дайте оценку прокламации Ч.Каннинга (док. 36) и обращению королевы Виктории (док. 37), в которых раскрывается одна из главных причин поражения восстания.

Обобщите сделанные ранее выводы об итогах восстания. Выясните, какие изменения произошли в управлении Индией и в социальной политике колониальных властей в результате событий середины XIX века.

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

Для студентов 4 курса стационара, VII семестр

 

СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЮЦИЯ 1911-1913 ГОДОВ В КИТАЕ

1. Складывание революционной ситуации.

2. Сунь Ятсен и программа китайских революционеров.

3. Восстание в Учане. Революционные выступления в стране.

4. Политика Нанкинского правительства.

5. Причины установления и характер диктатуры Юань Шикая.

6. Характер и историческое значение Синьхайской революции.

 

Источники и литература

Новая история стран Азии и Африки (вторая половина XIX – начало ХХ веков). М.,1995. С.242 (№ 12), 247-51 (№ 16-21).

Синьхайская революция 1911-1913 годов в Китае: Сборник документов и материалов. М., 1968. Док. № 1,2,3,53,54,75,85,86,108,113,115.

Хрестоматия по новой истории. Второй период. Пособие для учителя. М.,1993. С.168-175.

Белов Е.А. Революция 1911-1913 годов в Китае. М.,1958.

Березный Л.А. Об основных этапах революционного процесса в Китае в первой половине ХХ века //Новое в изучении Китая: история и историография. М.,1988. С.85-92.

Века неравной борьбы. М.,1967. С.349-389, 431-449.

Ефимов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен. М.,1979. С.102-196.

История Китая: Учебник/Под ред. А.В.Меликсетова. 2-е изд. М.:Изд-во МГУ, 2002. С.365-380.

Крымов А.Т. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае, 1900-1917 гг. М.,1972.

Ленин В.И. Демократия и народничество в Китае //Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.21. С.400-406.

Ленин В.И. Обновленный Китай // Там же. Т.22. С.189-191.

Ленин В.И. Борьба партий в Китае // Там же. Т.23. С.138-140.

Никифоров В.Н. Первые китайские революционеры. М.,1980. С.89-109.

Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая, 1894-1914 гг. М.,1980.

Новая история Китая. М.,1972.

Стабурова Е.Ю. О перспективах дальнейшего изучения Синьхайской революции // Новое в изучении Китая: история и историография. М.,1988. С.93-96.

Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. М.,1986. С.58-89, 92-119.

Тихвинский С.Л. Китай и всемирная история. М.,1987. С.66-103.

 

Методические рекомендации

Главная задача студента – определить роль событий 1911-1913 годов в длительном революционном процессе в Китае. Изучая революционную ситуацию, предшествовавшую Синьхайской революции, нужно выделить её специфические особенности, охарактеризовать степень зрелости её объективного и субъективного факторов. Это даст ключ к пониманию характера и особенностей самой революции.

Предреволюционное движение в Китае 1905-1910 годов состояло из трех основных направлений: реформаторского, революционного-демократического и массового, народного. Характеризуя эти движения, особое внимание обратите на революционно-демократическое направление, его основные организации. Проанализируйте взгляды лидера этого движения Сунь Ятсена, дайте характеристику разработанной им программы, выделите её слабые и сильные стороны.

При изучении революции обратите внимание на изменения в расстановке политических сил по ходу событий. Проанализируйте поведение разных социальных групп, либералов и революционеров во время восстания в Учане и других центрах, политику Нанкинского правительства. Выясните причины установления диктатуры Юань Шикая. Подумайте над вопросом, какие действия самого этого правительства открыли дорогу диктатуре, кому она была выгодна как в самом Китае, так и вне его. Познакомьтесь с анализом политической ситуации 1913 года, данной В.И.Лениным в работе «Борьба партий в Китае».

Подводя итоги, определите историческое значение Синьхайской революции. Подумайте, решила ли она все те исторические задачи, которые стояли перед ней.

 



2015-12-04 679 Обсуждений (0)
Тема 5. НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ В ИНДИИ 1857 – 1859 годов (2 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ В ИНДИИ 1857 – 1859 годов (2 ч.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)