Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм исчисления и уплаты налогов с недропользователей Казахстана



2015-12-04 514 Обсуждений (0)
Механизм исчисления и уплаты налогов с недропользователей Казахстана 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время одним из самых актуальных вопросов для недропользователей становится политика государства в области налогообложения недропользователей.

«Недропользователями» в Казахстане в основном являются нефтяные, газовые и горнодобывающие компании, которые заключают «контракты на недропользование» для получения прав на разработку запасов полезных ископаемых.

В настоящем разделе описывается налоговое законодательство с учетом изменений на 1.01. 2012 года. Нужно отметить, что в текущем законодательстве остается много неясных вопросов и их количество увеличилось с введением нового Налогового кодекса 1 января 2009 года.

Существуют два вида контрактов на недропользование: соглашение о разделе продукции (СРП) и контракт, включающий в себя положение о налоге на сверхприбыль (НСП контракты). Существует ограниченное количество СРП, и ожидается, что все дальнейшие контракты будут НСП контрактами (рис. 4).

 

Модель налогообложения недропользователей

       
   


1 модель (СРП) 2 модель (НСП)

Соглашение о разделе продукции Налог на сверхприбыль

 

Рисунок 4. Модели налогообложения недропользователей РК

Примечание: составлено на основе [17]

Первая модель относится к контрактам на предоставление сервисных услуг и контрактам о совместной деятельности и предусматривает уплату недропользователями всех видов налогов и других обязательных платежей, установ­ленных законодательством Республики Казахстан. Данная модель регламентирует распространение общего налогового режима, применяемого для налого­плательщиков в соответствии с налоговым законодательством, состоящим из Закона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», изменений и дополнений к нему на дату заключения контракта, других законов и Указов Президента Республики Ка­захстан, решений, постановлений и других подзаконных актов министерств и ведомств РК, регулирующих уплату налогов и платежей в бюджет РК.

Вторая модель предусматривает передачу недропользователям доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других обязательных платежей, установленных Налоговым кодексом, за исключением акциза на сырую нефть, налога на сверхприбыль, земельного налога, налога на имущество [17].

Согласно соглашению о разделе продукции правительство заключает контракт с иностранной компанией на ведение программы разведочных работ. Правительство сохраняет права собственности на ресурсы в недрах и некоторый общий контроль над ведением нефтяных работ; иностранная компания выступает в качестве подрядчика и ведет повседневные работы за свой собственный риск и расходы, используя в значительной степени на ранних стадиях проекта свои кадры, технологию и опыт. Участие местных кадров возрастает по мере прогресса работ.

Если разведочные работы приводят к промышленной разработке и добыче, типовое Соглашения о разделе продукции отводит долю продукции для того, чтобы позволить подрядчику возместить его затраты и обеспечить его долю продукции в прибыли.

Доля республики Казахстан по разделу продукции, получаемая по контрактам Соглашения о разделе продукции, является источником республикан­ского и местных бюджетов и поступает в доходы соответствующих бюджетов в размере, определенном законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной год.

Порядок уплаты, доли РК по разделу продукции определяется Правительством Республики. В любом случае уровень налоговых обязательств недропользователя должен быть равным, независимо от применения одной из двух моделей налогового режима. Естественно, платежи, уплачиваемые по услови­ям контракта, не освобождают недропользователя от обязательств выплачи­вать налоги и платежи, установленные законодательными актами Республики Казахстан за осуществление деятельности, не предусмотренной контрактом. Для обеспечения точности в исчислении налогов и платежей недропользова­тель обязан вести по данной деятельности раздельный налоговый учет.

Условно, можно выделить следующие основные этапы развития (ужесточения) налогового законодательства в отношении недропользователей:

1. 1991-1995гг. – все условия налогообложения определялись в контрактах на недропользование.

2. 1995-2004гг. – принят Закон о налогах, а после Налоговый кодекс РК, которые закрепили основы налогообложения недропользователей (принцип стабильности налогового режима и т.д.). Принят первый Закон о трансфертном ценообразовании.

3. 2004-2008гг. – ужесточение налогового законодательства (введение рентного налога, отмена принципа стабильности налогового режима и др.)

4. 2008 год и последующие несколько лет – введение экспортной таможенной пошлины, принятие нового Налогового кодекса и закона о трансфертном ценообразовании.

Самый изначальный этап охарактеризуется как этап партнерских отношений «недропользователь (инвестор) – государство» в чистом виде. Иными словами, все основные условия налогообложения по контрактной деятельности недропользователя оговаривались прямо в самих контрактах на недропользование. Республика Казахстан заключила первые соглашения о разделе продукции и контракты на недропользование по крупным месторождениям полезных ископаемых.

Применимым налоговым законодательством были устаревшие положения, не отвечающие реалиям начинающихся рыночных отношений, необходимости привлечения иностранного капитала в экономику Казахстана. По этой причине государство приняло во внимание предлагаемые недропользователями модели взаимоотношений, в том числе модели налогообложения деятельности по недропользованию.

При этом государство предоставило инвесторам четкую и безусловную гарантию стабильности налогового режима, закрепленного в контракте на недропользование.

Второй этап выделен принятием первого налогового закона Республики Казахстан – Указа Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – «Закон о налогах 1995 года»). Закон о налогах закрепил основы налогообложения недропользователей, раскрыты содержание и сфера применения специальных платежей и налогов недропользователей, порядок их исчисления и уплаты.

В конце 1996 года Закон о налогах дополнен положениями о стабильности налогового режима:

Статья 94-3. Стабильность налогового режима.

1. Налоговый режим, установленный контрактом на недропользование, заключенным в установленном порядке и прошедшим обязательную налоговую экспертизу, действует неизменно до окончания срока действия данного контракта, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 данной статьи.

2. В случае внесения изменений в законодательство после даты подписания контракта, которые приводят к невозможности дальнейшего соблюдения первоначальных условий контракта или приводят к существенному изменению его общих экономических условий, недропользователь и представители Компетентного и налогового органов могут внести изменения или поправки в контракт, необходимые для восстановления экономических интересов сторон по состоянию на момент подписания контракта. Данный изменения или поправки вносятся в течении шестидесяти дней с момента письменного уведомления органа налоговой службы или недропользователя.

То есть налоговый режим, установленный контрактом на недропользование, стабилен, за исключением случаев внесения изменений или поправок в контракт по соглашению сторон. Пункт 2 изложенной статьи говорит о диспозитивности этой нормы, то есть добровольности ее исполнения – стороны могут внести изменения или поправки в контракт.

В 2001 году был принят первый кодифицированный нормативный правовой акт по вопросам налогообложения – Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее «Налоговый кодекс»). Он перенял основные положения Закона о налогах в части налогообложения недропользователей, в какой-то части детализировав их. Положения о стабильности налогового режима, по сути, остались, как и прежде:

Установление налогового режима в контрактах на недропользование (ст. 282 НК РК).

1. Налоговый режим, устанавливаемый для недропользователя, определяется только в контракте на недропользование, заключаемом в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

2. Налоговый режим, устанавливаемый контрактом, должен соответствовать положениям налогового законодательства, регулирующего уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет физическими и юридическими лицами, действующего на дату подписания (заключения) контракта.

Условия налогообложения при изменении налогового законодательства (ст. 285 НК РК)

1. Условия налогообложения, определенные в контрактах на недропользование, могут быть скорректированы в связи с изменением налогового законодательства по соглашению сторон. В случае улучшения условий налогообложения недропользователя, являющихся результатом изменений в налоговом законодательстве, в контрактах на недропользование производится корректировка условий налогообложения с целью восстановления экономических интересов Республики Казахстан.

2. В случае отмены отдельных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, предусмотренных контрактом, недропользователь продолжает производить их уплату в бюджет в порядке и размерах, установленных контрактом, до внесения соответствующих изменений в контракт в порядке, определенном пунктом 1 данной статьи.

Пункт 2 статьи 282 Налогового кодекса предусмотрел требование о соответствии налогового режима, устанавливаемого в контракте на недропользование, налоговому законодательству, которое действовало на дату его заключения. В этом случае государство ужесточило правила переговоров и императивно ограничило стороны контракта на недропользование в рамки налогового законодательства.

К примеру, налоговый режим контракта не мог предусматривать ставку корпоративного подоходного налога иную, чем ставка, которая установлена в Налоговом кодексе. При этом на практике встречались случаи незначительного противоречия положений налогового режима контракта на недропользование и норм налогового законодательства, которое действовало на дату заключения такого контракта. В этой части налоговые органы неоднократно предпринимали попытки доказать, что приоритет имеют положения налогового законодательства.

Однако суды Республики Казахстан приняли верную позицию о стабильности и неизменности налогового режима, а доводы налоговых органов не принимались во внимание, так как факт отсутствия противоречий между положениями налогового режима контракта и налоговым законодательством подтверждался наличием налоговой экспертизы. При этом, поскольку контракт никем не оспорен и в него не внесены соответствующие положения, налоговый режим такого контракта действует неизменно и безусловно.

Налоговый кодекс также предусматривал добровольный (обоюдный) порядок внесения изменений и дополнений в контракт на недропользование, в случае изменения налогового законодательства. В то же время, государство предусмотрело механизм защиты своих экономических интересов в случае уменьшения налогового бремени недропользователя в связи с изменением налогового законодательства в пользу недропользователя.

В таких случаях, недропользователь продолжает платить налоги (даже отмененные), по тем же ставкам (даже если они уменьшены) и в том же порядке, как это установлено контрактом на недропользование до внесения соответствующих изменений в контракт. При этом внесение изменений и дополнений в контракт в связи с улучшением условий налогообложения недропользователя (согласно новым изменениям и дополнениям) сопровождается восстановлением экономических интересов Республики Казахстан. Наглядным примером являются переговоры многих недропользователей по снижению ставки НДС до 15% - государство соглашается на применение новой ставки, к примеру, в обмен на повышение ставок роялти.

В начале 2001 года в Казахстане принят первый законодательный акт по трансфертному ценообразованию – Закон Республики Казахстан от 5 января 2001 года «О государственном контроле при применении трансфертных цен». В целях предотвращения потерь государственного дохода в международных деловых операциях, государство предусмотрело возможность контроля цен на экспортируемые нефть и нефтепродукты, нефтяные газы, цветные, драгоценные и черные металлы, хлопок, сахар и др. Недропользователи активно защищались от государственного контроля экспортных операций, ссылаясь на положения о стабильности налогового режима. Однако судебные органы Казахстана признали за налоговыми органами право контроля, посчитав это вопросом налогового администрирования, а не изменением налогового режима или гарантий его стабильности.

Таким образом, второй этап можно охарактеризовать этапом формирования равноправных отношений, в которых соблюдаются экономические интересы не только инвестора, но и государства.

Третий этап развития налогового законодательства в отношении недропользователей отмечен принятием Закона РК от 29 ноября 2003 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения».

Разработчики данного закона преследовали цель внести четкость и ясность в некоторые положения Налогового кодекса о порядке исчисления налогов и специальных платежей недропользователей. При этом помимо внесения четкости в Налоговый кодекс, эти изменения и дополнения существенно увеличили налоговую нагрузку недропользователя.

Так, если ранее ставки роялти, согласно Налоговому кодексу, устанавливались в контракте на недропользование исходя из экономики проекта чаще всего в размере не менее 0,5%, то после вступления изменений в силу предусмотрена повышенная шкала от 2 до 6 процентов. Шкала ставок налога на сверхприбыль повышена от 0-30% до 15-60%.

Указанным законом также с 2004 года вводится рентный налог на экспортируемую сырую нефть по ставке от 1 до 33% в зависимости от рыночной цены за баррель нефти.

По контрактам на недропользование, за исключением соглашений о разделе продукции, согласно изменениям и дополнениям, исчисление налоговых обязательств производится в соответствии с законодательством, действующим на момент появления обязательств по их уплате, т.е. отменен принцип стабильности налогового режима. При этом государство сохраняет стабильность ранее заключенных (до 1 января 2004 года) контрактов на недропользование и признает неизменность налогового режима. Все контракты на недропользование, заключенные после 1 января 2004 года, не предусматривают стабильности налогового режима.

Правоприменительная практика этого периода также подтверждает фактор ужесточения налоговой политики. Практика проведения налоговых проверок по налогу на сверхприбыль, абсурдные доначисления НДС на роялти и многие другие факты ярко демонстрируют тенденцию ужесточения. К примеру, в середине 2005 года налоговые органы Казахстана кардинально изменили позицию, которой они придерживались предыдущие 9-10 лет, по порядку исчисления налоговой базы для налога на сверхприбыль – чистого дохода. Налоговые органы, обнаружив несовершенство применимого налогового законодательства, а именно коллизию (противоречие) норма Закона о налогах и Инструкции №41 и ежегодных приказов об утверждении правил заполнения деклараций по налогу на сверхприбыль, признали свои же нормативные правовые акты (Инструкции) противоречащими Закону о налогах и доначислили значительные суммы налога на сверхприбыль. Хотя в этом конкретном случае, недропользователи строго следовали инструкциям и приказам налоговых органов.

В 2005-2006 годах налоговые органы провели ряд комплексных проверок крупнейших недропользователей Казахстана, в ходе которых, в частности, поставили под сомнение вычитаемость затрат недропользователей по хеджированию цен на нефть для целей исчисления подоходного налога. Такой всемирно признанный финансовый инструмент рассматривался налоговыми органами, как не относящийся к предпринимательской деятельности, хотя это было обязательное условие привлечения финансирования международных финансовых институтов для выполнения рабочей программы по контракту на недропользование. Суды Республики Казахстан обоснованно приняли позицию недропользователей, квалифицировав такой расход, как связанный с предпринимательской и контрактной деятельностью недропользователя.

Таким образом, третий этап отличается наличием четко выраженной тенденции к усилению и ужесточению налоговой политики в отношении недропользователей.

Четвертый этап, который мы отметили с 2008 года, начался достаточно интересно: введение экспортной таможенной пошлины на сырую нефть, принятие нового налогового кодекса, предусматривающего повышенную налоговую нагрузку на сырьевой сектор, разработка нового законопроекта о трансфертном ценообразовании [18].

Общеприменимый режим налогообложения, который применяется в Казахстане для контрактов по разведке и добыче в нефтяной отрасли, состоит из комбинации корпоративного подоходного налога, рентного налога на экспортируемую нефть, бонусов и роялти. Деятельность в рамках контракта должна облагаться налогом отдельно от внеконтрактной и любой другой деятельности.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является налогом типа роялти, основанным на объеме добычи, и применяется к сырой нефти, газовому конденсату и природному газу. Ставки увеличиваются в зависимости от объема.

Применяются различные ставки в зависимости от того, что добывается и отправляется ли продукция на экспорт, или реализуется на внутреннем рынке.

Недропользователи платят подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения.

Ставка корпоративного подоходного налога (КПН). В 2010 году ко всем компаниям применяется ставка КПН 20%.

Рентный налог на экспортируемую нефть. Базой для исчисления налога является стоимость экспортируемой сырой нефти и газового конденсата на основе такой же налоговой оценки, что и для НДПИ.

Налоговая ставка варьируется от 7% до 32% и применяется, когда мировые цены на сырую нефть и газовый конденсат превышают 40 долларов США за баррель.

Налог на сверхприбыль (НСП) исчисляется на ежегодной основе.

Налог уплачивается по прогрессивной шкале ставок применяемой к части чистого дохода, превышающей 25% от суммы вычетов. Исчисление НСП производится посредством применения каждой соответствующей ставки к налоговой базе.

Амортизация фиксированных активов применима при исчислении КПН и НСП. Налоговые убытки по контрактам на недропользование могут быть перенесены на срок до 10 лет.

Таможенная пошлина на экспорт сырой нефти. До июля 2010 года экспортная пошлина начислялась по нулевой ставке. С июля 2010 года экспортная пошлина установлена в размере 20 долларов США за тонну сырой нефти.

К недропользователям применяются следующие налоги (см. таб.8).

НСП исчисляется на ежегодной основе. Объектом обложения является часть чистого дохода, которая превышает 25% от суммы «вычетов». Чистый доход определяется как разница между налогооблагаемым доходом, вычетами, КПН и налога на чистый доход (если применим).

 

Таблица 8.

Специальные платежи и налоги недропользователей РК

 

Применимые налоги Ставка
Бонусы Переменная величина
Налог на добычу полезных ископаемых 0,25%—20%
НСП 0%—60%
Платеж за возмещение исторических затрат Переменная величина
Рентный налог на экспортную нефть 0%—32%
Акциз на сырую нефть и газовый конденсат Переменная величина
Налог на землю Обычно несущественна
Налог на имущество 1,5%
Плата за загрязнение окружающей среды Переменная величина
Прочие сборы (например, плата за использование радиочастотного спектра, плата за использование внутренних судоходных путей) Переменная величина  
Прочие налоги и платежи Переменная величина
НДС 12%
Экспортная пошлина на сырую нефть 0—20 долларов США за тонну

Примечание: по данным [18]

 

Для целей расчета НСП «вычетами» являются расходы, относимые на вычет в целях КПН, а также дополни тельные вычеты, такие как ускоренная амортизация основных средств. Налог исчисляется путем применения ставок к облагаемой части дохода (см. таб. 9).

 

 

Таблица 9.

Ставки налога на сверхприбыль (НСП)

 

Распределение чистого дохода для целей НСП, % от вычетов % для расчета предельной сумма распределения чистого дохода для целей исчисления НСП Ставка НСП
Меньшее или равное 25% Не устанавливается
От 25% до 30% включительно 10%
От 30% до 40% включительно 20%
От 40% до 50% включительно 30%
От 50% до 60% включительно 40%
От 60% до 70% включительно 50%
Свыше 70% Любое превышение 60%

Примечание: по данным [18]

 

Каждая облагаемая часть дохода определяется путем применения отношения дохода к вычетам и исключения из нее предыдущих облагаемых частей дохода до тех пор, пока весь налогооблагаемый доход не будет распределен.

Специальные правила необходимы для определения объекта налогообложения только в тех случаях, когда углеводородная продукция проходит переработку до продажи, например, сырая нефть перерабатывается в бензин или дизельное топливо. В таких случаях вероятность возникновения обязательств по НСП, фактически очень мала.

Платежи по возмещению исторических затрат. Начиная с 2009 года платеж по возмещению исторических затрат включен в список обязательных платежей в государственный бюджет. Это установленный платеж для того, чтобы возместить расходы государства на геологическое изучение и обустройство соответствующей контрактной территории, понесенные до заключения контракта на недропользование.

Обязательство по уплате в бюджет платежа по возмещению исторических затрат возникает с даты заключения соглашения о конфиденциальности между недропользователем и уполномоченным государственным органом по изучению и использованию недр.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). НДПИ применяется к сырой нефти, газовому конденсату и природному газу.

Объектом налогообложения является стоимость продукции. Стоимость основана на ценах на мировом рынке без корректировок.

Цена на мировом рынке на сырую нефть и газовый конденсат определяется как среднеарифметическое значение ежедневных котировок Urals Mediterannean (Urals Med) и Dated Brent (Brent Dtd) в налоговом периоде, на основании информации, публикуемой в источнике Platt’s Crude Oil Marketwire. При отсутствии в нем информации по ценам на указанные сорта используется источник Argus Crude.

Цена на мировом рынке на природный газ определяется на основе среднеарифметических значений ежедневных котировок Zeebrugge Day-Ahead в налоговом периоде на основании информации, публикуемой в источнике Platts’ European Gas Daily. При отсутствии в нем информации о цене на природный газ Zeebrugge Day-Ahead используется цена на природный газ Zeebrugge Day-Ahead по данным источника Argus European Natural Gas.

Налоговые ставки определяются на основе годового объема производства.

Налоговые ставки по экспортируемой нефти представлены на таблице 8.

Данные ставки снижаются на 50%, если переработка продукции проводится на внутреннем рынке Казахстана производителем или покупателем.

В отношении экспортируемого природного газа применяется единая ставка в размере 10%. Если газ реализуется на внутреннем рынке Казахстана, то применимая ставка составляет 0,5%—1,5% в зависимости от годового объема добычи.

 

Таблица 10.

Ставки НДПИ

 

Объем ежегодной добычи сырой нефти, включая газовый конденсат, за каждый календарный год (тыс. тонн) Ставки НДПИ
2009-2012
До 250 включительно 5% 6% 7%
До 500 включительно 7% 8% 9%
До 1000 включительно 8% 9% 10%
До 2000 включительно 9% 10% 11%
До 3000 включительно 10% 11% 12%
До 4000 включительно 11% 12% 13%
До 5000 включительно 12% 13% 14%
До 7000 включительно 13% 14% 15%
До 10 000 включительно 15% 16% 17%
Свыше 10 000 18% 19% 20%

Примечание: по данным [18]

 

Бонусы. Недропользователи выплачивают два вида бонуса:

1. Подписной бонус

2. Бонус коммерческого обнаружения.

Подписной бонус. Подписной бонус является разовым платежом за право осуществления деятельности по недропользованию.

Для контрактов по разведке нефти, по которым запасы утверждены, бонус устанавливается в размере 2800 МРП (для нефтяных контрактов), что составляет в 2012 году приблизительно 4 530 400 тенге.

Для контрактов на добычу нефти, по которым запасы еще не были утверждены, бонус устанавливается в размере 3000 МРП, что составляет в 2012 году приблизительно 4 854 000 тенге.

Если резервы были утверждены, бонус рассчитывается по формуле с применением ставки 0,04% к утвержденным резервам и 0,01% к предварительно утвержденным резервам, но не менее 3000 МРП, что составляет в 2012 году приблизительно 4 854 000 тенге.

Бонус коммерческого обнаружения. Бонус коммерческого обнаружения является разовым платежом недропользователя за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории.

Базой для исчисления бонуса коммерческого обнаружения является стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых, утвержденных уполномоченным государственным органом. Стоимость извлекаемых запасов рассчитывается по биржевой цене, установленной на Международной (Лондонской) бирже по данным Platts.

Бонус коммерческого обнаружения уплачивается по ставке 0,1% от стоимости подтвержденных извлекаемых запасов.

КПН. КПН исчисляется всеми компаниями по ставке 20% от налогооблагаемого дохода. Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом (с учетом корректировок) и вычетами, предусмотренными законодательством.

Вычеты. Вычету подлежат все расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение совокупного годового дохода. Список (неисчерпывающий) некоторых видов расходов, подлежащих вычету, приведен ниже:

1. Вознаграждения (в пределах норм)

2. Расходы на ликвидацию последствий разработки месторождений и сумм отчислений в ликвидационные фонды. Порядок и размер таких отчислений устанавливаются контрактом на недропользование.

3. Расходы на геологическое изучение и подготовительные работы к добыче природных ресурсов

4. Расходы на научно-исследовательские и научно-технические работы

5. Расходы по договору о совместной деятельности (консорциум), которые относятся на вычет на основании информации, предоставленной оператором

6. Командировочные и представительские расходы (суточные относятся на вычет полностью на основании внутренней политики налогоплательщика, тогда как представительские расходы относятся на вычет в размере 1% от расходов по заработной плате)

7. Отрицательная курсовая разница

8. Страховые премии, за исключением премий по договорам накопительного страхования

9. Выплаты по погашению сомнительных требований ранее признанных доходами

10. Вычет по сомнительным требованиям

11. Налоги в пределах уплаченных (кроме налогов, исключаемых до определения совокупного годового дохода, КПН и налогов на доходы, уплаченных на территории Республики Казахстан и в других государствах, а также НСП)

12. Штрафы и пени, за исключением тех, которые подлежат уплате в государственный бюджет

13. Расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт

14. Расходы на капитальный ремонт (в пределах норм, установленных законодательством)

15. Расходы, фактически понесенные недропользователем на обучение казахстанских кадров и развитие социальной сферы регионов (в пределах сумм, установленных контрактом на недропользование).

К расходам недропользователя на геологическое изучение, разведку и подготовительные работы к добыче полезных ископаемых относятся затраты на оценку и подготовительные работы, общие и административные расходы, а также расходы по уплате бонусов.

Такие расходы наряду с затратами на приобретение основных средств и нематериальных активов (расходы, понесенные налогоплательщиком в связи с приобретением права на геологическую разведку, разработку или добычу полезных ископаемых) подлежат амортизации по отдельной группе. Эти расходы могут вычитаться из совокупного годового дохода в виде амортизационных отчислений, исчисляемых по методу уменьшающегося остатка по норме, не превышающей 25%. Такие расходы, понесенные после образования отдельной амортизационной группы (например, расходы, понесенные после начала амортизации), включаются в эту же группу, увеличивая ее остаточную стоимость.

Амортизация пула таких расходов начинается с момента начала добычи.

В случае заключения договора о приобретении доли участия недропользователь капитализирует стоимость приобретения права на недропользование. При продаже доли участия недропользователю необходимо уплатить корпоративный налог на доход от прироста стоимости.

Налоговый кодекс также предусматривает уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму определенных расходов в размере 3% от налогооблагаемого дохода, такие как спонсорская помощь и благотворительные вклады.

Дивиденды, распределенные в Казахстане (т. е. от местной дочерней организации к местной материнской компании), не подлежат налогообложению. Дивиденды, распределяемые за пределы Казахстана, подлежат обложению налогом у источника по ставке 15%, которая обычно снижается до 5% в соответствии с международными соглашениями.

Филиалы иностранных юридических лиц подлежат обложению налогом на чистый доход филиала по аналогичным ставкам.

Чистым доходом филиала признается налогооблагаемый доход, уменьшенный на сумму КПН.

Рентный налог на экспортируемую нефть. Плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, реализующие сырую нефть, газовый конденсат и уголь на экспорт. Базой для исчисления налога является стоимость экспортируемой сырой нефти на основе, аналогичной для НДПИ. Налоговой базой для рентного налога на экспорт угля является фактический объем экспортируемого угля, при этом ставка налога составляет 2,1%.

Ставки налога, применимые к экспортируемой нефти и газовому конденсату, варьируются следующим образом (см. таб. 11).

Налоговым периодом для рентного налога на экспортируемую нефть является календарный квартал.

 

Таблица 11.

Ставки рентного налога на экспорт

 

Рыночная цена Ставка (%)  
До 20 долларов США за баррель включительно
До 30 долларов США за баррель включительно
До 40 долларов США за баррель включительно
До 50 долларов США за баррель включительно
До 60 долларов США за баррель включительно
До 70 долларов США за баррель включительно
До 80 долларов США за баррель включительно
До 90 долларов США за баррель включительно
До 100 долларов США за баррель включительно
До 110 долларов США за баррель включительно
До 120 долларов США за баррель включительно
До 130 долларов США за баррель включительно
До 140 долларов США за баррель включительно
До 150 долларов США за баррель включительно
До 160 долларов США за баррель включительно
До 170 долларов США за баррель включительно
До 180 долларов США за баррель включительно
До 190 долларов США за баррель включительно
До 200 долларов США за баррель включительно

Примечание: по данным [18]

 

Основные средства, помимо прочего, включают в себя:

• Основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные активы и биологические активы, учитываемые в соответствии с МСФО и казахстанскими стандартами бухгалтерского учета

• Активы, срок полезной службы которых превышает один год и которые были произведены и/или приобретены концессионерами по концессионным договорам

• Активы, срок полезной службы которых превышает один год и которые являются объектами проектов социальной инфраструктуры

• Активы, срок полезной службы которых превышает один год, используемые в целях получения совокупного годового дохода, которые были получены доверителем с целью доверительного управления.

Следующие позиции не рассматриваются в качестве основных средств:

• Нематериальные активы с неопределенным сроком полезной службы

• Активы, введенные в эксплуатацию согласно инвестиционным договорам, заключенным до 1 января 2009 года.

Недропользователи имеют право применять двойные ставки амортизации в том году, когда вводятся в эксплуатацию «вновь созданные» основные средства, при условии, что они будут использоваться в деятельности по контрактам недропользователей в течение трех лет.

Затраты, фактически понесенные на использование, ремонт, техническое обслуживание и ликвидацию основных средств, определяются как «последующие расходы» и относятся на вычеты в том налоговом периоде, когда они фактически были понесены.

Меры по стимулированию инвестиций.

Убытки, образующиеся в связи с деятельностью, осуществляемой по контрактам на недропользование, переносятся на срок до 10 лет. Налоговые убытки не могут быть перенесены в прошлые периоды.

Освобождение от налогообложения. В Казахстане отсутствует режим временного освобождения от налогов для недропользователей.

Инвестиционные налоговые льготы. Некоторые недропользователи могут использовать определенные налоговые преференции, утверждаемые правительством в рамках контрактов на добычу полезных ископаемых, заключенных в период с 1 января 2009 года по 1 января 2012 года.

Налоги у источника выплаты. В случае отсутствия в Казахстане постоянного учреждения компании-нерезидента, казахстанский налог у источника выплаты применяется к доходу компании-нерезидента, полученному из казахстанских источников.

Ставка налога у источника выплаты в Казахстане составляет 20%, за исключением:

• доходов по дивидендам, доходов от прироста стоимости и вознаграждениям — 15%

• доходов от услуг по международным перевозкам и доходов по страховым премиям по договорам перестрахования рисков — 5%

• доходы по страховым премиям по договорам страхования рисков —0%.

Кроме того, соглашения об избежании двойного налогообложения предусматривают либо освобождение от налога у источника выплаты в Казахстане, либо применение пониженных ставок. Обычно налог по вознаграждениям и роялти составляет 10%, а по дивидендам — 5% в случае, если выполняются определенные условия.

Заемные средства. С 2009 года по 2011 г



2015-12-04 514 Обсуждений (0)
Механизм исчисления и уплаты налогов с недропользователей Казахстана 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм исчисления и уплаты налогов с недропользователей Казахстана

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)