Знаки и индексы, нанесенные на линейке
π = 3,14 —отношение длины окружности к диаметру; нанесен на шкале 1 и может использоваться для решения задач, связанных с определением длины окружности;
t360 —нанесен на шкале 1, служит для определения времени разворота самолета на 360°;
® —нанесен красной краской на шкале 4 и служит для решения задач по определению радиуса разворота самолета;
Для решения задач несколько шкал линейки НЛ-10м, как правило, используются одновременно. Шкалы, при помощи которых производят решение задач по определенным формулам, называются смежными. Обычно они построены по одному закону и в одном масштабе.
Рассмотрим последовательно назначение и построение всех смежных шкал линейки НЛ-10м. Шкалы 1— расстояние (км) — скорость км/час, 2 — время (в мин. или сек.) —время (в час. или мин.) в основном служат для решения формулы S = Wt, (1) где S — расстояние в км (м); W — путевая скорость в км/час (м/сек); t — время полета в час., мин. или сек.
На корпусе линейки на неподвижной шкале 1 в определенном масштабе нанесены деления, соответствующие значению логарифмов чисел от 1 до 1000, имеющих размерность расстояния в м или км и скорости в км/час или м/сек. Эти значения в 10,100 и т. д. раз можно увеличивать или уменьшать. На нижней подвижной шкале 2 (на движке линейки) в том же масштабе нанесены деления, соответствующие значению логарифмов чисел от 1 до 1000, но оцифрованные в единицах времени от 1 минуты до 16,6 часа или от 1 секунды до 16,6 минуты. В середине шкалы имеется выделенный индексами На рис. 4 показана схема решения задач по этим шкалам. Значение путевой скорости W км/час устанавливается и отсчитывается по шкале 1 против индекса Шкалы 3— синусы, 4 — тангенсы и 5 — радиусы разворота — расстояния — высоты предназначены для решения формул S = Н tg α— на шкалах 4 и 5 (3) и S1 = H sin α. — на шкалах 3 и 5, (4) где S и S1— расстояние в м или км Н — высота в м или км; α — угол в град. На неподвижной шкале 5на корпусе линейки нанесены деления, соответствующие значению логарифмов чисел от 1 до 1000 (шкала 5 одинакова со шкалой 1), которые можно принимать за расстояния, высоты и радиусы разворота самолета в м или км. На движке нанесены логарифмы значений тангенсов углов от 0,5 до 85° (шкала 4) и логарифмы значений синусов углов от 5 до 90° или от 175 до 90° (шкала 3). Шкала 6 является дополнительной и может использоваться совместно со шкалами 1, 2, 3, 4 и 5. Она построена в 2 раза крупнее по масштабу, т, е имеет модуль М= 168 мм и ее деления соответствуют значениям логарифмов чисел от Шкалы 7 — сумма температур (t0 + tH), 8 — исправленная высота, 9— высота по прибору и индекс На верхней неподвижной шкале 7 нанесены логарифмы чисел, соответствующие сумме температур на земле и высоте полета (t0 + tH) в диапазоне от + 90 до—120°, это исключает ненужную операцию по определению средней температуры.
На шкале 8 на корпусе линейки нанесены логарифмы чисел, соответствующие исправленному значению высоты полета в диапазоне от 400 до 12000 м. На подвижной шкале 9 (на движке) нанесены логарифмы величины ω, соответствующие значению высоты полета по прибору от 400 до 12000 м.
Шкалы 10 — температура для высоты более 11 000 м, 14 — исправленная высота и скорость, 15 — высота и скорость по прибору и индекс На верхней подвижной шкале 10 нанесены логарифмы чисел, соответствующие температуре на высоте полета в диапазоне от —30 до —75°С, и на шкале 14 (верхняя оцифровка шкалы) — логарифмы чисел, соответствующие исправленному значению высоты в диапазоне от 12 до 25 км. На нижней неподвижной шкале 15 нанесены логарифмы чисел, соответствующие значению высоты по прибору от 12 до 23 км (нижняя оцифровка). Установочный индекс Введение данной поправки вызвано тем, что фактическая высота слоя тропопаузы (т. е. высоты, с которой начинается постоянство температуры) для средних широт равна 9000—13 000 м и отличается от стандартной, которая принята для построения шкалы высотомера постоянной и равна 11 000 м.
Шкалы 11 — температура на высоте для скорости, 12 — высоты по прибору (км), 14 — исправленные высота и скорость, 15 — высота и скорость по прибору служат для пересчета показаний аэродинамических указателей скорости (типа УС-700 .или УС-800), построенных на принципе измерения скоростного напора встречного потока воздуха, в исправленную скорость с учетом методической ошибки прибора из-за несоответствия фактической плотности воздуха на высоте расчетной плотности, по которой построена шкала прибора.
Шкалы 11 и 12 являются установочными, а шкалы 14 и 15 — основными, служащими для снятия отсчетов определяемых величин. На шкале 11 (на движке) нанесены логарифмы величины τ, соответствующие значениям температуры воздуха на высоте от + 30 до — 70°С. На шкале 12 (неподвижная шкала на корпусе линейки) нанесены логарифмы величины Н, соответствующие высоте по прибору от 0 до 12 км, На шкале 14 нанесены логарифмы чисел, соответствующие исправленному значению скорости от 100 до 1400 км/час, а на шкале 15 — логарифмы чисел, соответствующие значению скорости по прибору от 100 до 1200 км/час. Пересчет скорости по этим шкалам выполняется без учета сжимаемости воздуха.
На рис. 8 показана схема решения задачи пересчета скорости по шкалам 11, 12, 14 и 15. Шкала 13— высоты по прибору (км) для КУС совместно со шкалами 11, 14 и 15 служит для пересчета показаний комбинированных указателей скорости (КУС) в исправленную скорость с учетом поправки на температуру из-за несоответствия фактического распределения температуры воздуха по высотам стандартным условиям распределения температуры, по которым построена шкала прибора. В КУС, в отличие от обычных указателей скорости, с помощью анероидной коробки сообщается дополнительный поворот второй (тонкой) стрелке указателя скорости с поднятием на высоту. Этим вводится поправка на изменение плотности воздуха с высотой и поправка на сжимаемость с учетом плотности воздуха.
Шкала 16 служит для определения ошибок термометра наружного воздуха в полете вследствие нагревания его чувствительного элемента в заторможенном потоке или наличия трения о воздух. Величина поправки Δt зависит от истинной скорости полета и выражается формулой:
где V — истинная воздушная скорость в км/час; 0,265 — коэффициент пропорциональности. По этой зависимости и построена шкала 16 (см. рис. 3). При всех пересчетах высоты и скорости необходимо по этой шкале найти поправку Δt и исправить показания термометров (типа ТУЭ или спиртового) по формуле, помещенной справа от шкалы:
Для термометров, замеряющих температуру воздуха при полном торможении, поправка выражается формулой ИЛИ
таккак коэффициент 0,385 больше 0,265 приблизительно в 1,5 раза.
Умножение и деление чисел.
Для умножения и деления чисел используются шкалы 1 и 2 или 5 и 2, а также шкалы 14 и 15. Шкалы 1, 2 и 5 используются для умножения и деления в основном при решении специальных задач, связанных с расчетом скорости, высоты, времени полета и других навигационных элементов. Шкалы 14 и 15 имеют деления с большим масштабом, и потому на них умножение и деление чисел можно выполнять с большей точностью (с большим числом значащих цифр). При всех вычислениях на логарифмических шкалах необходимо знать и соблюдать следующие правила: 1. При отсчетах или установках по шкалам искомые или заданные числа можно увеличивать или уменьшать в 10,100 и т. д. раз. 2. В искомом результате важно правильно отделить число знаков (число цифр) слева от запятой. У десятичной дроби число знаков считается отрицательным и равным числу нулей справа от запятой до первой значащей цифры. 3. Число знаков произведения равно алгебраической сумме числа знаков множимого и множителя, если против множимого устанавливалось деление 4. Число знаков частного равно алгебраической разности числа знаков делимого и делителя, если отсчет частного был сделан против деления
Подсчет и определение количества знаков при умножении и делении занимает некоторое время и требует запоминания правил. Чтобы избежать ошибок в определении количества знаков результата вычисления на линейке нужно грубо определить ответ в уме. Зная возможный порядок вычисляемых величин, можно всегда судить о количестве знаков результата, учитывая при этом размерность входных и исходных величин.
Порядок умножения (шкалы 14 и 15): — передвигая движок, установить деление 100 или — установить визирку по шкале 14на деление, соответствующее множителю; — отсчитать по визирке на шкале 15искомое произведение. Примеры:1) 16,4 х 19,2 = 315. Число знаков множимого 2, множителя 2, произведения (2+2) — 1 =3 (рис. 10, а). 2) 8,43 х 6,65 = 56. Число знаков множимого 1, множителя 1, произведения (1 + 1)=2 (рис. 10, б). 3) 0,0065 х 3550 = 23,2. Число знаков множимого —2, множителя+4, произведения (— 2 +4) = 2. 4) 0,125 х 0,214 = 0,0268. Число знаков множимого 0, множителя 0, произведения (0+0) — 1= —1.
Порядок деления (шкалы 14 и 15): — установить визирку по шкале 15на деление, соответствующее делимому — передвигая движок, подвести под визирку деление шкалы 14,соответствующее делителю; — отсчитать по шкале 15 против деления 100 или
Примеры. 1) 181 : 15,2 = 11,9. Число знаков делимого 3, делителя 2, частного (3—2) + 1 = 2. 2) 67,5 : 73 = 0,926. Число знаков делимого 2, делителя 2, частного (2—2) = 0. 3) 0,0225 : 0,0172 = 1,31. Число знаков делимого —1, делителя —1, частного (-1)-(-1) +1 = 1. 4) 678 : 0,73 = 927. Число знаков делимого 3, делителя 0, частного (3+0) = 3.
Примечание. Порядок умножения и деления чисел на шкалах 1 и 2 отличается лишь тем, что вместо деления 100 и индекса
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (723)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |