Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логично предположить, что при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на него возрастает и наоборот



2015-12-04 1607 Обсуждений (0)
Логично предположить, что при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на него возрастает и наоборот 0.00 из 5.00 0 оценок




ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ показывает, что существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения.

Как и функция спроса, функция предложения может быть задана тремя способами:

A) табличным.

ШКАЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - таблица, которая показывает, какое
количество товара будет куплено пег различным ценам в определенный
период времени. ' /

Б) аналитическим,

B) графическим.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ- кривая, показывающая, какое количество товара готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Построим кривую предложения, перенеся данные таблицы на график.

Таблица 2.Предложение помидоров индивидуальным производителем в течение недели.

 

ЦЕНА ЗА 1кг (руб.) ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (кг.)

Кривая предложения имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Она направлена вверх и вправо.

Здесь также необходимо помнить «правило».Следует различать изменение объема предложения и изменение функиии предложения. Объем


предложения меняется тогда, когда меняется только иена самого товара. Функиия предложения меняется тогда, когда изменяются Факторы, ранее считавшиеся неизвестными. Графически изменение объема предложения отображается движением по кривой предложения.

Рассмотрим вкратце, какие факторы влияют на объем предложения, кроме цены.

ЦЕНЫ НА РЕСУРСЫ.

Существует тесная связь между издержками производства и предложением.

Поэтому снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Например, если цены на семена и удобрения для помидоров снизятся, можно ожидать увеличения предложения пшеницы- Повышение цен на железную руду и кокс увеличит издержки производства стали, и приведет к сокращению производства.

ТЕХНОЛОГИЯ

Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести 1 единицу продукции, то есть с меньшими затратами ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки, и увеличится предложение.

ЦЕНЫ ДРУГИХ ТОВАРОВ.

Товары могут находиться между собой в отношении взаимодополняемости и взаимозаменяемости, как в производстве, так и в потреблении.

Взаимозаменяемость и взаимодополняемость в производстве определяется характером потребляемых ресурсов и видом технологического процесса, а в потреблении функциональным назначением товаров. Сейчас важно следующее: объем предложения данного товара зависит от цен всех других товаров.

НАЛОГИ И ДОТАЦИИ.

Государство осуществляет законодательную деятельность, устанавливая правила поведения экономических агентов. Предприятия рассматривают большинство налогов, как издержки производства Рост налогов увеличивает издержки производства и снижает предложение товаров. Дотации это «налог на оборот). Когда государство субсидирует


производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и способствует тем самым росту предложения (сдвигу кривой предложения вправо).

СЕЗОННЫЕИЗМЕНЕНИЯ.

Во многих отраслях народного хозяйства объем производимой продукции существенно зависит от климатических и природных условий. Наибольшее влияние этот фактор оказывает на сельское хозяйство, где неблагоприятные погодные условия могут привести к сокращению производимой продукции, т.е. к уменьшению предложения, а значит, к сдвигу кривой предложения влево.

УВЕЛИЧЕНИЕ СПРОСА НА ДРУГИЕ ТОВАРЫ.

Представим, что спрос на какой-либо товар резко увеличился. В этом случае производство этого товара становится для производителей более выгодным, поэтому они могут сократить производство другого, менее выгодного товара, и направить свои средства на выпуск более прибыльной продукции. При этом большую роль здесь играет продолжительность рыночного периода. Чем длиннее период, тем значительнее реакция предложения на изменение спроса.

ЧИСЛО ПРОДАВЦОВ.

При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм - кривая предложения смещается вправо.

ВЫВОД.Изменение объема предложения выражается передвижением из одной точки в другую на постоянной кривой предложения. Причина изменения предложения - изменение одной из детерминант, ведущее к изменению всей шкалы предложения

ВНИМАНИЕ!

Определите, в каких ситуация происходит изменение объема предложения, в каких ситуациях происходит изменение всей функции предложения.

1. В результате снижения розничных рыночных цен на апельсины, их поставки уменьшились.


2. Снижение цен на пшеницу вызывает увеличение ежемесячного объема продаж кукурузы.

3. В результате снижения издержек производства, производители продают больше автомобилей.

ВОПРОС ТРЕТИЙ.

Рынки передают информацию в форме цен тем людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации. Когда они встречаются для торговли, оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы.

Возможно, что общее количество товаров, которые потребители желают купить больше, чем количество товаров, которое производители желают продать. Значит, покупатели будут менять планы. Возможно, что планируемый сбыт, превысит планируемое потребление, значит, изменятся планы продавцов.

Иногда происходит так, что суммарное количество товара, предложенного производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители готовы купить. В этом случае никто не меняет планы. Рынок находится в состоянии равновесия.

РАВНОВЕСИЕ - ситуация, когда планы покупателей и планы продавцов совпадают, так, что при данной цене объем спроса равен объему предложения: Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения кривой рыночного спроса и кривой рыночного предложения. Их называют соответственно равновесным объемом (Qb) и равновесной ценой (РЕ).

Уточним понятия индивидуального спроса и рыночного спроса, индивидуального предложения и рыночного предложения.

Индивидуальный спрос- это спрос, предъявляемый на товар отдельным потребителем.

Рыночный спрос- это спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями (потребителями) на рынке этого товара. Функцию рыночного спроса можно получить путем суммирования объемов спроса всех потребителей на рынке (индивидуальных объемов спросапри различных ценах). График функции рыночного спроса можнополучить путем суммирования значений абсцисс линий индивидуального спроса всех потребителей. Линия рыночного спроса имеет более пологий наклон, чем линии спроса отдельных потребителей.

Как и в случае с индивидуальным и рыночным спросом, функцию рыночного предложения можно получить путем суммирования индивидуальных объемов предложения всех продавцов на рынке товара.


Рассмотрим пример, в котором рыночный спрос будут определять 200 покупателей помидоров, данные об индивидуальном спросе которых у нас имеются в таблице 1, и 200 продавцов помидоров, данные об индивидуальном предложении которых представлены в таблице 2. Составим таблицу рыночного спроса и предложения на помидоры. Таблица 3.Рыночное предложение и спрос на помидоры в течение недели.

 

Общий объем предложения (кг) Цена за 1 кг (руб.) Общий объем спроса (кг.) Избыток (+) или дефицит (-)
+10000
+6000
-7000
-15000

Построим кривые рыночного спроса и рыночного предложения на одной оси координат. Впервые графический метод для определения равновесных объемов продаж и цен был применен английским экономистом Ф. Дженкином в 1870 году.

При цене 3 рубля за 1 кг и только при этой цене количество помидоров, которое фермеры желают вырастить и предложить к продаже на рынке, равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В состоянии равновесия рынок сбалансировал Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Предположим, цена равна 2 рубля за 1 кг. Потребители планируют купить 11 000 кг в неделю, но фермеры планируют предложить только 4 000 кг. Образуется избыточный спросили дефицит.Это ситуация, в которой при данной цене величина спроса превосходит предложенное количество товара.

На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое понижение товарных запасов. Товарные запасы - те фонды товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса.

Когда количество запасов падает и полает ниже запланированного уровня, - продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск, или увеличив заказ производителю. Некоторые


могут увеличить цену, так как они знают, что покупатели готовы заплатить больше.

Произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастают. Так как дефицит оказывает влияние на цену снизу, следовательно, покупатели тоже будут менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по линии спроса, они будут урезать свое потребление.

Итак, дефицит действует в сторону повышения цены. Давление будет продолжаться до тех пор, пока дефицит не станет равным нулю.

Противоположный случай. По какой -то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет больше равновесной, например, 4 рубля за I кг. Общая величина предложения будет превышать общую величину спроса. Возникает избыточная величина предложении (избыток).Это ситуация, когда величина предложения по данной цене превышает величину спроса на него.

В результате товарные запасы возрастают и превышают запланированный нормальный уровень. Продавцы ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни - сократят выпуск, другие - понизят цены, третьи - и то, и другое. Значит, произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения. Покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что помидоры стоят дешевле, чем они ожидали, они больше покупают, то есть, двигаются по кривой спроса вниз и вправо.

Итак, избыток действует в сторону понижения цены. Давление будет продолжаться до тех пор, пока избыток не станет равным нулю.

Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу. Леон Вальрас (1834-1910) - франко-швейцарский экономист, профессор Лозаннского университета, основатель математического направления в экономической теории, разработал модель общего экономического равновесия. Наряду с У. С. Джевонсом и К. Менгером стоял у истоков «маржиналистской революции» в экономической теории.

Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения, или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения. При равновесном объеме цена спроса равна цене предложения.

Различию в этих подходах мы обязаны "обратным" расположением осей координат на графиках спроса и предложения. Маршалл оперировал прежде всего понятиями "цена спроса" и "цена предложения", поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид:


а условием равновесия являлось равенство: Pd(Q) = Ps(Q). Объемы спроса и предложения как независимые переменные откладывались на оси абсцисс.

Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения при данных ценах. Поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид:

Qd = Qd(P), Qs= (MP),

а условием равновесия являлось равенство: Qd(P)=Qs(P). Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения по Вальрасу, а их графическими отображениями по Маршалу. За исключением некоторых моментов это не влияет на результаты анализа спроса и предложения.

Несколько слов о единственности и стабильности равновесия. Имеет ли равновесная цена единственное значение? Стабильно ли раз достигнутое равновесие? На эти вопросы следует дать отрицательный ответ.

Мы определяли состояние равновесия пересечением линий спроса и предложения, координаты которого определяют и положительное значение равновесной цены, и положительное значение равновесного объема. Однако линии спроса и предложения могут пересекаться и при нулевых их значениях. Рассмотрим рисунки 3 и 4.

На рисунке 3 объем спроса при любой неотрицательной цене ниже объема предложения. Рассматриваемый товар, скорее всего, является "свободным благом", то есть может распределяться бесплатно, по потребностям. Например, атмосферный воздух, чистая вода на берегу источника и т.д.

На рисунке 4 при любом объеме рынка цена спроса ниже цены предложения. Это значит, что, хотя производство данного товара технически возможно, экономически оно нецелесообразно. Товар не будет


иметь сбыта. Такая ситуация возникает при освоении новых видов продукции, технология производства еще не отработана, а потребитель проявляет определенный консерватизм. Такой товар можно продвинуть на рынок, если ввести субсидии (дотации) для продавца или покупателя. Это означало бы сдвиг либо линии предложения вниз, либо линии спроса вверх.

На рисунках 5.6.7 представлены примеры неединственности равновесия. На рисунке 5 линия предложения представлена как бы загибающейся против часовой стрелки. Многие экономисты считают, что именно такой вид имеет кривая предложения труда. Здесь две равновесные цены и два равновесных объема рынка. Два других случая (рис .6, 7) характеризуются наличием у линий спроса и предложения общего сегмента (вертикального на рис. 6 и горизонтального на рис. 7). В первом случае рынок сбалансирован при строго определенном объеме и любой цене, лежащей в интервале. Во втором - при строго определенной цене равновесия и равновесном объеме, лежащим в интервале.

Стабильностью равновесия называют способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил. Проблема стабильности имеет не только экономическое значение. Бели равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулирование рынка представляется необязательным, рынок сам поддерживает свою сбалансированность. Если же равновесие не обладает свойством стабильности, то регулирование его становится настоятельно необходимым. Это проблема сложная, требующая дополнительного времени для ее освещения. Здесь же лишь заметим, что, если линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, равновесие стабильно.


ЛЕКЦИЯ2. СПРОСИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Прямая эластичность спроса по цене. Факторы ценовой эластичности спроса.

2. Перекрестная эластичность и эластичность спроса по доходу,

3. Эластичность предложения.

ВВЕДЕНИЕ.

При анализе спроса нас часто интересует не его абсолютный объем, а изменения егов ответ на изменение цены товара или какого-то другого параметра, определяющего объем спроса Но объем спроса по разным товарам измеряется в различных единицах (штуках, метрах, тоннах). Поэтому по абсолютным изменениям объема спроса нельзя судить о реакции спроса на изменение цен по различным товарам. Удобнее пользоваться показателями относительного изменения. Это приводит нас к понятию эластичности.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ.

Термин эластичность - это метафора, пришедшая из физики. Как понятие равновесия наводит на мысль о маятнике, который останавливается, зависая в нижней точке, так эластичность наталкивает на образ куска резины, который вытягивается на определенный процент своей длины при приложении к нему силы определенной величины, приращение которой также возможно измерить в процентах.

В математике эластичностью называют меру реакции одной переменной на изменение другой, выраженную как отношение процентных изменений.Для функции рыночного спроса такими квантифицируемыми независимыми переменными будут цена данного товара, цены всех других товаров и доходы (вкусы и предпочтения, ожидания потребителей являются неквантифицируемыми переменными, их изменение не имеет количественной меры). Рассмотрим эластичность спроса по этим переменным. Соответственно различают: эластичность спроса по цене или прямая эластичность, перекрестная эластичность спроса, эластичность спроса по доходу. Начнем с первой из них.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности спросадля измерения степени чуткости или чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Экономисты измеряют эластичность при помощи соответствующих коэффициентов.


Коэффициентом прямой эластичности спроса но цененазывают отношение относительного изменения объема спроса в процентах к относительному изменению цены. Обозначается этот коэффициент так:

При этом процентное изменение объема спроса вычисляется делением изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, спрос на которое предъявлялся первоначально:

Процентное изменение цены вычисляется соответственно делением изменения цены на первоначальную цену:

Общий вид коэффициента ценовой эластичности спроса таков:

Е fPW^— = ^*5l dV ' ~ О, " Р, " АР Q,

В данной формуле величина эластичности спроса по цене определяется при каждом значении цены, то есть для каждой точки кривой спроса. Это - точечная эластичность (характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены).

Но часто нужно знать эластичность на некотором участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому. В этом случае предыдущая формула даст различный результат в зависимости от того, какой из двух уровней цены и объема мы примем при определении второго сомножителя ее правой части. Для того чтобы избежать неопределенности в расчетах, используют один из двух стандартных методов. Либо в расчете коэффициента эластичности используют наименьшие значения цены я объема,

в нашем примере тогда: .Либо используют их средние

для интервала значения. В этом случае говорят о дуговой эластичности, или эластичности в середине хорды.


Коэффициент эластичности спроса по цене всегда умеет отрицательный знак, так как кривая спроса демонстрирует обратную зависимость между ценой и объемом спроса. Поэтому экономисты игнорируют отрицательный знак и рассматривают этот коэффициент по модулю. |ED(P)|

Коэффициент эластичности используется для наиболее общей характеристики спроса.

Спрос является относительно эластичным,если величина спроса изменяется на больший процент, чем цена товара. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост объема спроса на 4%, то спрос является эластичным. Коэффициент прямой эластичности спроса больше 1.

Спрос является относительно неэластичным,если величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Если уменьшение цены на 3%, дает увеличение спроса на 1%, то спрос неэластичен Коэффициент прямой эластичности спроса больше ноля, но меньше 1.

Спрос является спросом единичной эластичности,если цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент, (соответственно коэффициент прямой эластичности спроса равен 1.

Спрос является совершенно неэластичным,когда изменение пены не приводит ни к какому изменению объема спрашиваемой продукции (спрос больных острой формой диабета на инсулин). Графически это означает, что кривая спроса параллельна вертикальной оси.(Рис.2) Коэффициент эластичности равен 0.

Спрос является совершенно эластичным,когда малое повышение цены ведет к бесконечно большому сокращению спроса. И наоборот, малое снижение цены ведет к бесконечно большому увеличению объема спроса. Графически это означает, что кривая спроса параллельна горизонтальной оси.

Простейший способ определить, эластичный спрос или нет, определить, что происходит с общей выручкой, или денежными поступлениями в случае изменения цены.

Бели спрос эластичен, то снижение цены приведет к возрастанию обшей выручки. Объясняется это тем, что прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Наоборот, если спрос неэластичен, то уменьшение цены приведет к снижению общей выручки продавца. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае недостаточно для компенсации снижения выручки.



2015-12-04 1607 Обсуждений (0)
Логично предположить, что при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на него возрастает и наоборот 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Логично предположить, что при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на него возрастает и наоборот

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1607)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)