Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы развития страхования



2015-12-04 1166 Обсуждений (0)
Этапы развития страхования 0.00 из 5.00 0 оценок




Страхование - древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений.Первоначальный смысл страхования связан со словом "страх". В частности, выражение "страхование" (страховка, подстраховка) иногда употребляется в значении поддержки в каком-либо деле, гарантии удачи в чем-либо и т.д. В настоящее время данный термин все чаще употребляется в значении инструмента защиты имущественных интересов физических и юридических лиц.Взаимопомощь. Принято считать, что первичной формой страхования была страховая взаимопомощь, которая носила характер разовых соглашений о взаимопомощи в области путевой, странствующей торговли: сухопутной и морской. Соглашения касались товаров и перевозочных средств, в качестве которых выступали морские корабли и вьючные животные. Основной смысл этих соглашений состоял в стремлении распределить между лицами, заинтересованными в данной сделке, риск возможного ущерба судам и грузам при морских перевозках. Например, на острове Родос в 916 г. до н.э. был принят ордонанс, в котором представлена система распределения ущерба в случае общей аварии. Принципы, примененные в данном документе, сохранились до наших дней. Самые древние правила страхования изложены в одной из книг Талмуда. Если у одного из погонщиков ослов пропадало животное, Талмуд предписывал другим погонщикам передать ему взамен другого осла, но ни в коем случае не деньги. Еще тогда был заложен основополагающий принцип: страхование - это только защита от риска, и оно ни в коем случае не может служить обогащению. Организация страхового фонда, выражающаяся в обязательствах возместить убытки в порядке последующей раскладки, представляет собой древнейшую форму страхования. Предполагается, что первичные формы страхования встречались за два тысячелетия до нашей эры, в частности, в законах вавилонского царя Хаммурапи, которые предусматривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы вместе нести убытки, постигшие кого-либо в пути от нападения разбойников, ограбления, кражи и т.д. Другой формой взаимного страхования, наиболее распространенной в Древнем Риме, было его применение в постоянных организациях уставного типа: в профессиональных союзах и коллегиях, объединяющих своих членов на основе общественно-экономических, религиозных, бытовых и личных интересов. Целями такого страхования были: обеспечение своим членам достойного погребения (памятник, похоронная процессия), оказание материальной поддержки в случае увечья, болезни и др. В соответствии с существовавшими правилами члены профессиональных коллегий уплачивали соответствующий единовременный, а затем ежемесячные взносы.С ростом городов и возникновением крупных населенных пунктов возрастала опасность гибели или повреждения имущества от пожаров.

В XIX в. основную массу населения Российской империи составляли крестьяне. Крестьянские се­ления, расположенные на огромной территории России, часто страдали от пожаров. Поэтому про­блема возмещения ущерба пострадавшим от по­жара крестьянам была весьма актуальна в первой половине XIX в. О крестьянах, принадлежавших помещику, обязан был заботиться их хозяин. В случае унич­тожения строений в результате пожара, в неко­торых имениях крестьянам выдавался лес на по­стройку нового дома.

Казенным и удельным крестьянам, пострадав­шим в результате пожара, выдавались соответ­ствующими ведомствами ссуды и безвозвратные пособия. И ссуды, и безвозвратные пособия по су­ществу являлись безвозмездными затратами ка­зенных средств, так как добиться возвращения ссуд было весьма затруднительно. Пособия не ре­шали должным образом задачу помощи крестья­нам, пострадавшим от пожара, так как их размер был недостаточным. Поэтому государство обрати­лось к такой форме организации защиты казенных и удельных крестьян, пострадавших от пожара, как взаимное страхование.

Первым шагом в создании системы страхова­ния крестьянских строений от пожара на взаим­ной основе можно считать организацию выдачи пособий на основании императорского указа от 1 октября 1831 года. Этим указом было утверждено "Положение об общественном пособии в пожар­ных случаях между казенными поселениями гу­берний Санкт-Петербургской и Псковской"

Выплата производилась сразу после пожара за счет средств уездного казначейства, которые пре­доставлялись заимообразно. Для возврата средств в казну назначался особый сбор, который должны были уплачивать все души, числившиеся в ревизской ведомости. Размер сбора устанавли­вался исходя из общей суммы пособий, выдан­ных в губернии за отчетный период. Эта сумма раскладывалась поровну на общее число ревиз­ских душ, подведомственных управлению госу­дарственных имуществ. Причем разрешалось, чтобы "на случай недоимок раскладка превышала несколько действительную потребность, но не более пятой части".

После образования в 1837 году Министерства Государственных Имуществ эта система страхования была распространена
на всех крестьян, подведомственных данному учреждению.

Условия проведения страхования определялись централизованно, импера­торскими указами.

Государство предоставляло воз­можность использования казенных средств для ускорения выплаты пострадавшим от пожара, ко­торые выдавались для выплаты компенсаций с условием последующего возврата. По существу государство предоставляло беспроцентную ссуду для осуществления страховых выплат по взаимному страхованию.

В 1845 г. в данную систему были внесены неко­торые изменения. Страховой взнос был устано­влен в постоянном размере 4 копейки с души (в за­падных и остзейских губерниях — 2 копейки с ду­ши). В связи с изменениями монетной системы страховые пособия были установлены в размере 29 рублей серебром на двор в лесистых районах и 42 рубля серебром в безлесных районах. Кроме то­го, было установлено, что, в случае недостатка со­бранных сумм страховых премий для покрытия пожарных убытков, необходимая сумма средств должна была браться из крестьянских обществен­ных капиталов4. В 1847 г. эта система была распро­странена на казенных крестьян, проживавших в Сибири.

Практика применения взаимного страхования, основанного на указанных выше принципах, позво­лила выявить ошибки внедряемой системы, среди которых наиболее принципиальными были сле­дующие. Во-первых, страховое возмещение выпла­чивалось на каждый погоревший крестьянский двор, то есть исходя из определенного объема иму­щества, а страховая премия распределялась не на число крестьянских дворов, а на число лиц мужско­го пола, числившихся в селении. Получалось, что за одинаковые дома выплачивалось одно и то же стра­ховое возмещение, а страховая премия за их страховую защиту могла быть различной, так как в каждом доме могло проживать разное число лиц, которые обязаны были уплачивать эту премию.

Вторым недостатком являлось то, что и размер пособия, и размер страховой премии не учитыва­ли страховой стоимости имущества, пострадавше­го в результате пожара. Предварительная оценка страхуемого имущества и подверженности этого имущества пожарам вообще не производилась. Вследствие этого строения с различной действи­тельной стоимостью и с различной горимостью имели одинаковую страховую стоимость. Возна­граждение за любое застрахованное имущество выплачивалось в одинаковом размере.

Очевидно, что в XIX в. российское крестьян­ство было гораздо менее образованным, чем го­родские жители, а тем более, городские домовла­дельцы. Правительство понимало, что возникно­вение инициативы по созданию обществ взаимного страхования от огня со стороны самих крестьян практически невозможно. Кроме того, управление таким обществом требовало, без сом­нения, определенного уровня образования. Вряд ли люди с необходимым уровнем образования мо­гли найтись в крестьянской среде. Поэтому взаим­ное страхование от огня крестьянских строений, начатое в казенных поселениях, а затем в поселе­ниях, принадлежащих Министерству Император­ского двора, проводилось в особой организацион­ной форме, отличавшейся от традиционных об­ществ взаимного страхования.

Во-первых, все функции по первичной органи­зации и по ведению дела исполняло определенное государственное учреждение (Министерство Госу­дарственных Имуществ или Министерство Императорского двора в лице своих представителей на местах), на которое была возложена данная обя­занность. Это придавало больший авторитет дан­ному начинанию в глазах крестьян и других стра­хователей.

Во-вторых, для начала действия взаимного страхования не требовался первоначальный капи­тал. Государство принимало на себя гарантию пре­доставления средств для выплаты возмещения ущерба. При недостатке сумм собранных страхо­вых премий, средства предоставлялись Министер­ством финансов за счет хозяйственного капитала в виде ссуды с условием ее погашения в будущем за счет пожарного капитала, который складывался из уплаченных страховых премий.

Не было необходимости в создании специали­зированной организации для осуществления страхования. Не было надобности в создании вы­борных органов управления процессами взаимно­го страхования. Государство вменяло в обязан­ность государственным служащим проводить все организационные мероприятия, связанные с вза­имным страхованием строений в казенных селе­ниях. Волостной Голова организовывал при необходимости проведение оценки страхуемых строений, заполнял страховые ведомости, выда­вал страховые свидетельства, составлял ведомо­сти о застрахованном имуществе, пострадавшем от пожара, выполнял другие необходимые формальности.

Следующим этапом развития страхования является Гильдийско-цеховое страхование.

Средневековое страхование обычно именуется гильдийско-цеховым. Первые гильдии возникли в Англии (IX–XI вв.), а затем в Германии (XI–XII вв.) и Дании (XII в.). Средневековое, или гильдийно-цеховое страхование, сперва было довольно похожим на страхование в профессиональных коллегиях и союзах. Первоначальное значение средневековых гильдий определялось братством: профессиональных занятий, купцов, нищих, бродяг и т.д. Возмещение убытков или выплата пособий производились из общегильдийской или общецехо- вой кассы наряду с другими расходами, либо путем последующей раскладки между его членами. Каждый из таких союзов сохранял коммерческую самостоятельность. Купцы объединялись в гильдии для солидарной защиты и поддержки в пути и на рынке, для устранения конкурентов, проведения ценовой политики.

Существовали профессиональные объединения крестьян, ремесленников и даже воров и бандитов. Если на первых этапах своего существования гильдии были временными объединениями, то в средние века они становятся в основном постоянными организациями. Некоторые гильдии стали выплачивать своим членам пособия при потере зрения, заболевании проказой и других болезнях. Организация взаимопомощи в гильдиях и цехах постепенно получала более определенные формы и размер страховых выплат. Гильдийско-цеховое страхование предполагало регулярное внесение взносов, уточнение оснований и размеров страховых выплат, определение страховых случаев с учетом степени риска и др. С ростом городов и возникновением крупных населенных пунктов возрастала опасность гибели или повреждения имущества от пожаров и других стихийных бедствий, и вполне понятно стремление людей к объединению для совместных действий по предотвращению опасности. Ликвидации ее последствий, в том числе и экономическими мерами. Так, в 1310 г. в г. Брюгге (Германия) была учреждена "Страховая палата", которая проводила операции по защите имущественных интересов купечества и ремесленных гильдий. В этот период формируется низменность страхования на имущественное и личное. Имущественное страхование предусматривало возмещение убытков, возникших от стихийных бедствий таких, как наводнение, пожар, кораблекрушение, падеж скота, а также от краж и грабежей. Специальным риском, который давал право на получение дополнительной помощи, являлось разорение члена гильдии независимо от его причины. Личное страхование в гильдиях предусматривало выплату пособия в случае смерти, болезни и инвалидности.Интересным признаком средневекового страхования было обязательство членов гильдийной или цеховой кассы оказывать содействие друг другу в ограничении убытков, причиненных пожарами, стихийными бедствиями, грабежами. Небрежное отношение к охране имущества лишало права на получение страхового возмещения. Кроме того, в пределах средневекового страхования состоялось обособление таких страховых фондов, которые обслуживали не только членов страховой организации, а и посторонних лиц. Это фонд для вдов, сирот.И, в конце концов, так называемые родовые и общинные взаимопомощи, разнообразные государственные страховые мероприятия, которые зародились и применялись в этот исторический период, можно рассматривать как прообраз рыночных форм страхования. Рассматривая предшествующие этапы необходимо отметить, что, несмотря на определенные особенности, присущие страхованию в различных социально-экономических условиях и регионах мира, общим является то, что оно было взаимным, то есть члены того или иного коллектива страховали сами себя и не ставили цели получение прибыли. Следующим этапом страхование является коммерческое страхование. В условиях капиталистического способа производства страхование приобретает коммерческий характер, его целью становится получение прибыли. Переход страхования из «товарищеской» в «товарную» форму характеризует следующий этап развития страхового дела, в котором страхование осуществляют специализированные коммерческие предприятия – акционерные и взаимные страховые общества.

История развития страховых отношений в это время может быть разделена на три этапа:

1 этап: Начинается в середине XIV века и продолжается до конца XVII столетия, соответствует периоду первоначального накопления капитала. Он характеризуется возникновением страхового договора. Однако договоры на этом этапе заключали, как правило, лица, не специализировавшиеся исключительно на страховой деятельности, а также объединения по взаимному страхованию. Среди видов операций преобладает в это время транспортное, и в первую очередь морское страхование. Первым по времени центром такого страхования считается северная Италия.

Морское страхование представляло собой кредитно-страховую сделку, по которой кредитор давал судовладельцу необходимую для организации плавания денежную сумму при условии, что при благополучном возвращении эта сумма возвращается с уплатой предусмотренного процента. Затем в XIV в. сложная нотариальная форма заменяется документом (полисом), который страховщик выдавал судовладельцу в подтверждение заключенного договора.

2 этап охватывает XVIII и первую половину XIX века и характеризуется появлением и развитием специализированных страховых обществ. Первым предвестником современной страховой компании было основано в 1668 г. в Париже общество морского страхования, которое быстро распалось. В 1720 г. два общества морского страхования были созданы в Англии. Затем страховые общества появляются и в других странах: в Италии (1741 г.), Дании (1746 г.), Швеции (1750 г.), Германии (1765 г.) и т.д.

С конца XVII века происходят изменения и в видах страхования. Морское страхование перестает быть единственным получившим развитие видом страхования. Все большое значение приобретает страхование от огня, толчком, к развитию которого послужил пожар в Лондоне в 1666 г., длившийся четыре дня и уничтоживший 13200 домов. После него в Лондоне был учрежден «Огневой офис». Занимавшийся страхованием домов и других сооружений, который начал осуществлять страховые операции с 1681 г. В середине XVIII века также в Англии возникает страхование жизни. В конце XVIII века появляется сельскохозяйственное страхование. С развитием машинного производства в средине XIX века сначала в Великобритании, а затем в Германии и в других странах появляется страхование от несчастных случаев. В 1825 г. во Франции появляется страхование гражданской ответственности.3 этап начинается в середине XIX века и продолжается по настоящее время, становится формой крупного предпринимательства. Начало этому этапу положило объединение страховых организаций и создание страховых картелей и концернов. Один из первых крупных страховых картелей, имевших международный характер, был создан в Берлине в 1874 г. В него вошли 16 страховых обществ разных стран (Австрии, России, Швеции и др.). К началу 1920-х годов страхование стало рассматриваться как одно из наиболее прибыльных направлений в бизнесе. С тех пор оно входит в число ведущих областей экономики, сосредоточившей значительные капиталы.

Основными чертами, характеризующими становление и развитие современного рынка страховых услуг, являются: укрупнение и увеличение размеров капитала и активов страховых организаций; существенный рост объема страховых операций; многообразие видов страхования; проведение операций по обязательному страхованию; развитие операций по перестрахованию; создание развитой системы страховых посредников; развитие системы государственного надзора за деятельностью страховых организаций; превращение страховых компаний в крупнейших инвесторов, а аккумулирующих и размещающих значительную часть финансовых ресурсов; выход страхования за национальные границы, приобретение им международного характера и как закономерный итог данного процесса - глобализация страхового рынка.

Следующим периодом в страховании стал Советский период.

Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа:

1. установление государственного контроля над всеми видами страхования;

2. объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.

Декрет Совнаркома РСФСР от 23 марта 1918 г. «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Цель этого декрета была установление государственного надзора за деятельностью страховых обществ с тем, чтобы не допустить расходования капитала не по назначению, устранить неоправданную конкуренцию.

Вторым был декрет СНК РСФСР от 13 апреля 1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Этот декрет имел важное значение для становления страхового дела в стране, обеспечения его тесной связи с защитой национальных богатств от пожаров.

Третьим и важнейшим был декрет «Об организации страхового дела в
Российской Республике» от 28 ноября 1918 г. Этим декретом на длительное время была введена государственная монополия на все виды и формы страхования, частные страховые компании и общества были ликвидированы. Однако этим документом не была создана государственная страховая организация.

Развал народного хозяйства страны в условиях гражданской войны интервенции (1918-1920 гг.), натурализация хозяйственных отношений сделали невозможным существование денежного страхования. Декретом от 18 ноября 1919г. и 18 декабря 1920 г. было упразднено страхование жизни и отменено имущественное страхование.

6 октября 1921 г. СНК РСФСР был принят декрет «О государственном имущественном страховании», который положил фактическое начало дальнейшему развитию государственного имущественного страхования в нашей стране. В составе Народного комиссариата финансов было организовано Главное управление государственного страхования (Госстрах), на местах были созданы городские и сельские страховые органы.

Основным видом стало обязательное страхование имущества. Одновременно в дополнение к обязательному развивалось добровольное страхование строений, животных, сельскохозяйственных культур, а также добровольное страхование домашнего имущества. Постановлением от 6 июля 1922г. Госстраху было предоставлено право на проведение добровольного страхования жизни и страхования от несчастных случаев.

В 1930 г. система органов государственного страхования была ликвидирована, все операции, но внутреннему имущественному страхованию переданы финансовым органам, а по личному страхованию -­ сберегательным кассам. Эта реорганизация была неудачной, и в 1933 г. органы государственного страхования были восстановлены. С 1934 г. постепенно восстановилось добровольное страхование, которое временно было отменено в 1931 г.

Крупным этапом в развитии государственного имущественного страхования стало принятие Верховным Советом СССР Закона "Об обязательном окладном страховании" от 4 апреля 1940 г., который на многие годы определил принципы обязательного имущественного страхования.

Заметным событием в истории послевоенного развития страхования в СССР было постановление Совета Министров от 30 августа 1984 г. «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов». Постановлением предусматривалось укрепление материальной базы Госстраха, расширение подготовки специалистов в вузах страны, изменение механизма распределения прибыли и формирования фондов. Расширялся набор видов страхования.

В СССР объективно стали складываться условия для демонополизации страхового дела. Этот процесс выражается в создании социально-экономических условий для организации страхового рынка как общей части финансовой инфраструктуры (наряду с коммерческими банками, товарными и фондовыми биржами, пенсионными фондами и др.).

В СССР объективные предпосылки к демонополизации страхового рынка возникли в связи с законом о кооперации, принятым Верховным Советом СССР 26 мая 1988 г., в котором предусматривалась возможность создания кооперативных страховых учреждений. В этот период начали создаваться первые альтернативные системы Госстраха СССР страховые организации (АСКО, «Прогресс», «Россия» и др.).

Итак, в 1960-80-е годы идет активный процесс популяризации страхования среди населения, разрабатываются и внедряются новые виды личного и имущественного страхования граждан (страхование детей, домашнего имущества, средств транспорта и др.). В результате за период с 1970 г. по 1980 г. число договоров страхования населения увеличилось более чем в 2 раза, к концу 1990 г. с гражданами было заключено около 85 млн. договоров страхования жизни. Одновременно совершенствуется порядок проведения страховых операций в сельском хозяйстве, где страхованию от большинства возможных рисков в обязательном порядке подлежало практически все имущество колхозов, а начиная с 1979 г. - совхозов.

В начале 90-х годов в РФ началось возрождение национального страхового рынка. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г.

Страхование в советский период характеризовалось монополией государства на проведение страховых операций, пресечением конкуренции, ограниченным перечнем объектов страхования и событий, от которых оно проводилось. Страхование, как правило, распространялось только на имущественные интересы граждан и кооперативов, государственное же имущество страхованием не охватывалось. Страховыми случаями являлись только события природного и техногенного характера. На коммерческие и политические риски страхование не распространялось. Развитие страхования шло по принципу «от предложения к спросу»: Госстрах разрабатывал по-своему усмотрению правила страхования, а страхователи принимали их или не принимали.Страхование в условиях рыночных отношений.

Многочисленные финансовые проблемы и материальные трудности в преодолении российским хозяйством системного экономического кризиса не могут быть успешно разрешены до тех пор, пока нами не будет осознана и четко определена сочетаемость целей проводимой в обществе экономической реформы и стратегии их достижения с исходным состоянием объекта преобразований. Отсюда закономерно вытекает важность экономического обоснования стратегических и текущих целей в хозяйственной деятельности вообще.
Проводимые преобразования за прошедшие годы настолько изменили экономические отношения, что на современном этапе вряд ли у кого возникают сомнения в определении стратегической цели реформирования экономики России. В конечном счете использование любых способов структурных и институциональных преобразований выводит на необходимость перехода к рыночному типу хозяйства как средству обеспечения достойного уровня жизни населения в будущем.

Рыночный тип страхования и формирование национального рынка страховых услуг призваны в конечном счете финансово обеспечить непрерывность и бесперебойность производственной и иной общественно полезной деятельности общества, а также поддержание достигнутого уровня и качества жизни населения при наступлении случайных, признаваемых страховыми, событий.

Если же под назначением страхования понимать уникальный финансовый инструмент, призванный решать более широкие проблемы, то встает вопрос о том, насколько страхование в плановой экономике было «рыночным» и какова была его степень пригодности для рыночных отношений? Или же страхование в СССР было инструментом плановой экономики, совершенно чуждым и не подходящим для рынка? Определение исходного состояния страхования в таком ракурсе закладывает основу для выбора способа рыночной трансформации с последующим достижением соответствующей модели (функции) рыночного страхования.
В советской плановой экономике в целом и в страховании в частности объективно существовали определенные рыночные параметры и предпосылки, позволившие в некоторой степени обеспечить переход от плановой экономики к рыночному хозяйству. Рассмотрим ряд доказательств, подтверждающих наличие рыночных свойств советской плановой экономики вообще и страхования в частности:

1.Один из главных аргументов нашего обоснования связан с действием общих причин возникновения товарно-рыночного хозяйства в экономике. Они общеизвестны и продиктованы развитием общественного разделения труда, экономическим обособлением товаропроизводителей, наличием частной собственности. Все попытки социализма изменить общественное разделение труда для создания новой социально-экономической системы, в которой господствовал бы принцип перемены труда и отменялась закрепленность людей за разнородными видами деятельности, в практическом плане не увенчались успехом. Также остался на уровне утопии тезис о постепенном отмирании государства. Для рыночной экономики, наоборот, требуется сильная государственная организация всего народного хозяйства. Следовательно, сохранение общественного разделения труда и снятие тезиса об отмирании государства равнозначно воспроизводству наиболее глубинных предпосылок возрождения товарного производства и рыночных отношений.

2. Существование двух хозяйственных укладов (колхозно-кооперативного и государственного), личного подсобного хозяйства, колхозного рынка и даже теневой экономики — все это свидетельствовало о наличии товарного производства и обмена в советской экономике, т.е. базы для возникновения рыночных отношений.

Государство при любом общественном строе стремится иметь централизованные страховые резервы как в натуральном, так и в денежном выражении. В натуральном выражении создаются государственные продовольственные запасы на случай войны, катастроф, крупных стихийных бедствий и т.д. Тем самым централизованный страховой фонд выступает макроэкономическим страховым стабилизатором. Характерным примером использования ресурсов данного фонда является текущая деятельность МЧС России.

Децентрализованные страховые резервы создаются на уровне хозяйствующих субъектов путем самострахования. Это означает, что на микроуровне предприятие или организация за счет собственных средств может создать необходимые запасы для покрытия своими силами возникших экономических потерь и обеспечивает тем самым стабильное развитие. Это могут быть кормовые, семенные, ремонтные, сырьевые и другие страховые фонды. Для хозяйствующих субъектов формирование таких фондов достаточно накладно, особенно в условиях рыночной экономики, тем более что объем создаваемых резервов часто оказывается недостаточным для полного покрытия экономического ущерба. Поэтому экономисты рекомендуют хозяйствующим субъектам рынка воспользоваться услугами страховщиков, которые создают денежные страховые фонды в соответствующих объемах согласно принятым обязательствам. Услуги страховых организаций, как правило, обходятся субъектам хозяйствования гораздо дешевле.

Метод формирования страховых фондов на основе коммерческого страхования по существу является наиболее приемлемым для современного рыночного хозяйства. Основным источником его создания выступают денежные взносы участников страхования. Управление и целевое использование средств данного фонда обеспечивает специализированная организация — страховая организация, функционирующая как коммерческое предприятие. Страхователь, купивший страховой полис в страховой организации, фактически перекладывает свой риск повреждения или уничтожения имущества на страховщика и вправе рассчитывать на соответствующее страховое возмещение при наступлении страхового случая. Тем самым современное коммерческое страхование играет ведущую роль в мире в покрытии значительной части ущербов среди других организационных форм страхового фонда. В переходной экономике централизованные страховые фонды продолжают иметь место, хотя и не в прежних размерах и масштабах, но вместе с тем все весомее становится в обществе роль страховых фондов коммерческих страховых организаций.
Рассмотренные формы характерны как для плановой, так и для рыночной экономики. Но в условиях социализма методы формирования страхового фонда имели директивный и обязательный характер, чаще основывались на принципах сплошного охвата. При этом хозяйствующие субъекты не имели свободы выбора в обосновании необходимых объемов создания и использования средств самострахования, а доля участия самого государства была доминирующей.

Централизованная плановая экономика ограничивала экономическую свободу предприятий, настраивала их на выполнение государственных планов, придав им силу закона.

Переход к рынку сопровождается либерализацией экономики — отказом государства от монополии на те или иные виды хозяйственной деятельности или резким сужением его регулирующих функций. Демонополизация страхового рынка и широки развитие рыночных отношений в России существенным образом изменили роль и назначение страховых услуг. Жестко отлаженная централизованная вертикаль распределительных отношений, характерная для прежней административно-командной системы, распадается на множественные горизонтальные связи. В связи с этим общегосударственные страховые фонды теряют свою доминирующую роль. Исчез формальный подход хозяйствующих субъектов к формированию фондов самострахования. Одновременно резко возрастает роль коммерческого страхования в общественном производстве, значительно расширяется сфера применения страховых услуг. Страхование призвано защищать имущественные интересы населения и субъектов хозяйственной деятельности от случайных по природе наступления событий. Страховые фонды, как подчеркивалось выше, могут формироваться как в денежной, так и в натуральной форме, однако первая более представительна и универсальна, а также не требует дополнительных затрат по хранению. Более того, денежный страховой фонд в рыночной среде способен приумножаться. Основным источником формирования страхового фонда являются платежи юридических и физических лиц, взимаемые и на добровольной основе, и в силу закона. В отдельных случаях на основании соответствующих законов в формировании страхового фонда как страхователь участвует государство. Формирование денежных страховых фондов, управление ими и их использование — все это является составной частью финансовой системы страны, неразрывно связанной с ее другими звеньями по аккумулированию и расходованию финансовых ресурсов общества.

Таким образом, экономической и материальной основой страховых отношений выступает страховой фонд. По составу, структуре и размеру страхового фонда страховщика можно получить достаточно емкое представление о коммерческой страховой организации. Страховой фонд имеет строго целевой характер использования средств — финансирование расходов по возмещению ущерба страхователей и застрахованных лиц в соответствии с условиями и правилами страхования.

Страхование в условиях рыночных отношений представляет собой объективно необходимую составляющую экономических отношений в системе общественного воспроизводства. Страхование присутствует там, где возникают риск и страховой интерес хозяйствующего субъекта. Получение коммерческой прибыли хозяйствующими субъектами, выступающее целью их рыночного производства, в конечном счете является своеобразной платой за риск предпринимателя.

Вместе с тем развитые страны, реально обеспечивая неприкосновенность частной собственности, на законодательном уровне закрепили использование механизма страхования, особенно страхования ответственности, в деле защиты имущественных прав. Страхованием охвачены практически все ведущие отрасли экономики этих стран. Ряд исследователей при этом указывают на 90 — 95%-ный охват страхованием промышленности и населения. Тем самым страховые организации стран с развитой рыночной экономикой аккумулируют в страховом фонде значительные финансовые ресурсы.

В то же время страхование в России, пока находится в начальной стадии своего формирования и развития, основной его прирост обеспечивается за счет деятельности нескольких крупнейших страховых организаций федерального значения, имеющих в то же время слабую региональную сеть филиалов. Потому роль и значение страхования пока не столь обширны в хозяйственной и социальной жизни всего общества, особенно в регионах страны.

В настоящее время страхование является универсальным средством защиты всех форм собственности, предпринимательского дохода и имущественных интересов граждан и организаций. Перераспределительные отношения, присущие страхованию, связаны как с формированием страхового фонда, так и с возмещением ущерба из этого же фонда застрахованным хозяйствам. Поскольку данные перераспределительные отношения связаны с движением денежной формы стоимости, страхование как экономическая категория тесно связана с категорией финансов.
В современном понимании с макроэкономических позиций страхование выступает финансовым стабилизатором, принимающим на себя основную нагрузку по финансовому обеспечению.

 



2015-12-04 1166 Обсуждений (0)
Этапы развития страхования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы развития страхования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)