Неценовые факторы совокупного спроса
Тема 10. Макроэкономическое Равновесие. Совокупный спрос И совокупное предложение
Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Равновесное функционирование национальной экономики.
Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса Сегодня и в ближайшем будущем самыми важными для России проблемами остаются: совокупный объем производства и динамика цен. Эти главные проблемы относятся к макроэкономическому анализу. Совокупное производство – сумма произведенных конечных товаров и услуг, подсчитанная в постоянных ценах. Реальный валовой национальный продукт – это фактически и есть показатель совокупного производства. В отличие от микроэкономического анализа, макроэкономика имеет дело не с ценой отдельного товара, а с совокупным уровнем цен, т.е. со средней ценой всех включенных в состав ВНП товаров и услуг, выраженной в форме ценового индекса. Мы уже знаем, что ценовой индекс показывает нам выраженное в процентах изменение цены за какой-то период времени, например за один год. Мы познакомились и с дефлятором ВНП, т.е. с индексом, который определяет ценовые изменения от года к году. Совокупная цена и совокупное производство – две ключевые переменные в макроэкономическом анализе. Совокупный спрос – тот объем совокупной продукции, на которую предъявляется спрос на любом возможном ценовом уровне. Графически он выражается в форме кривой совокупного спроса. Кривая совокупного спроса показывает связь между ценовым уровнем и величиной совокупного спроса при неизменности других факторов. Рисунок 27 показывает, что кривая совокупного спроса (AD) имеет отрицательный наклон, т.е. по мере роста совокупной цены падает совокупный спрос (при неизменности других факторов).
Рис. 27. Кривая совокупного спроса Для этого явления есть по крайней мере четыре причины: 1) рост совокупной цены вообще снижает богатство и доходы человека, вынуждая его сократить покупки; 2) рост совокупной цены приводит к росту процента (плата за займы) и сокращает покупки в кредит; 3) если при росте цены на один товар покупатель старается найти более дешевый заменитель, то при росте совокупной цены (т.е. при росте цен на все товары) это теряет смысл; 4) при росте совокупной цены сокращается покупка отечественных товаров и растет спрос на более дешевые иностранные, на внешних рынках спрос на отечественные товары тоже падает. Поэтому при падении экспорта и росте импорта снижается и общий спрос на отечественные товары. Эти четыре причины указывают на отличия в неценовых факторах (детерминантах) совокупного спроса, т.е. спроса на макроэкономическом уровне, от спроса на отдельный товар, т.е. от спроса на микроэкономическом уровне. Совокупный спрос (AD) – это реальный объем национального производства, который потребители (домохозяйства, население), предприниматели (фирмы) и государство (правительство) готовы купить при любом возможном уровне цен.
Он определяется планируемым уровнем расходов в экономике. Кривая совокупного спроса показывает обратную зависимость между общим уровнем цен и спросом, предъявляемым со стороны потребителей, производителей и государства на произведенный ВНП. Эта обратная зависимость (вид кривой совокупного спроса) объясняется тремя эффектами: 1. Эффект процентной ставки. При условии неизменности объема денежной массы в экономике рост цен увеличивает спрос на деньги, что ведет к росту процентной ставки, удорожанию кредита, отказу от некоторых потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, сокращению совокупного спроса. 2. Эффект богатства (или эффект реальных кассовых остатков). С ростом цен реальная стоимость накопленных финансовых активов (в частности, активов с фиксированной номинальной стоимостью, например облигаций) уменьшается. Потребители становятся беднее и сокращают потребительские расходы. 3. Эффект импортных закупок. Повышение цен внутри страны меняет соотношение между экспортом и импортом, увеличивает спрос на импортные товары и сокращает спрос на отечественные, что ведет к сокращению совокупного спроса. На совокупный спрос, помимо уровня цен, воздействуют неценовые факторы, приводящие к сдвигу кривой совокупного спроса. К ним относятся: 1) изменения в потребительских расходах, могут быть вызваны изменениями в благосостоянии потребителей, в ожиданиях потребителей, в налогообложении; уменьшением или увеличением потребительской задолженности; 2) изменения в инвестиционных расходах, связанные с динамикой процентной ставки; с прогнозами ожидаемых прибылей от инвестиций; с изменениями в налогообложении; с объемами незадействованных мощностей; с изменениями технологий, с повышением экологических требований к производству; 3) изменения в государственных расходах; 4) изменения в расходах, связанных с чистым экспортом.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (848)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |