Спрос и закон спроса. Детерминанты спроса
ЛЕКЦИЯ №11
по дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Раздел II. Микроэкономика
Тема № 11. Теория спроса и предложения. Потребительские предпочтения и предельная полезность
Занятие № 1. Теория спроса и предложения. Потребительские предпочтения и предельная полезность
Учебно-воспитательные цели:
1. Изучить динамику изменения спроса и предложения под влиянием изменения цены и других факторов. 2. Формировать умение определять коэффициенты эластичности спроса и предложения по гипотетическим данным. 3. Изучить основные положения теории потребительского поведения и действие закона убывающей предельной полезности. Содержание
Введение. Учебные вопросы (основная часть): 1. Спрос и закон спроса. Детерминанты спроса. 2. Предложение и закон предложения. Детерминанты предложения. 3. Эластичность спроса по цене и доходу. Ценовая эластичность предложения. 4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его виды. 5. Основы теории потребительского поведения. Закон убывающей предельной полезности. Кардиналистская функция полезности. 6. Ординалистская функция полезности. Бюджетные ограничения и кривые безразличия. Заключение.
Литература:
а) основная 1. Экономика: Учебник. 3-е изд. / Под. Ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2003. – С. 109-123. 2. Экономика: Учебник. 2-е изд. ./ Под ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. – С. 118-126. 3. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебник/Под ред. О.А. Эткало. – Ярославль: изд. ЯВФЭИ, 2005. – С. 9-24. б) дополнительная 1. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. Ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: изд. Росс. кон. акад., 2000. – С. 91-102. 2. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и др. - М.: ИНФРА, 2003. – С. 63-68. 3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2003 С. 90-99.
Учебно-материальное обеспечение
Учебно-методический комплекс по теме №11: 1. Текст фондовой лекции. 2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №11. 3. План-конспект проведения лекционного занятия №114. 4. ТСО: ПЭВМ, видеопроектор. 5. Классная доска, мел, указка. 6. Список рекомендованной литературы и ее выставка.
Текст лекции Введение
Рыночная экономика, как известно, представляет собой такую систему хозяйства, которая обладает внутренним механизмом саморегулирования. Суть этого механизма – в постоянном взаимодействии спроса и предложения на рынках товаров и услуг. От величины спроса и предложения, от их соотношения зависит объём сделок и уровень цен, изменение цены на разные товары по разному влияет на изменение спроса на них и их предложение, что характеризуется таким понятием как эластичность спроса или предложения. Теоретическое значение темы состоит в том, что на основе теории спроса и предложения могут быть описаны многообразные экономические процессы, свойственные рыночной экономике, именно с неё, по сути, начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой. Анализ спроса и предложения важен ещё и тем, что он выступает связующим звеном между макро- и микроэкономическими теориями. Теория спроса и предложения объясняет функционирование механизма стихийного рыночного саморегулирования. При этом ведущей стороной является потребительский спрос на товары и услуги, а предложение следует за спросом, оказывая на него определённое влияние. Потребительский спрос формируется под воздействием множества объективных, и субъективных факторов, в том числе и таких: – уровень доходов покупателей; – ожидания покупателей относительно изменения цен и доходов; – потребительские вкусы и предпочтения покупателей; – субъективные оценки качества и полезности товаров покупателями. Рыночная экономика ориентирована на потребителя, поэтому экономическую науку постоянно интересуют вопросы: каким образом ведёт себя на рынке обычный потребитель? Чем он руководствуется, делая выбор в пользу того или иного товара? Существуют ли закономерности, управляющие поведением потребителя? Поиском ответов не эти и др. вопросы занимается теория потребительского поведения, которая является прямым продолжением и развитием теории спроса и предложения. Проблемы, которые изучает теория потребительского поведения, постоянно ставит хозяйственная практика перед предпринимателями. Любая фирма, разрабатывая новый товар, должна провести анализ спроса, изменение цен и доходов покупателей, определить по какой цене и в каком количестве приобретут покупатели данный товар, от каких факторов зависит потребительский выбор. Раскрытию основных аспектов теории потребительского поведения также посвящена данная тема.
Спрос и закон спроса. Детерминанты спроса
Приступая к изучению теории спроса и предложения, следует заметить, что рыночный механизм наиболее эффективно действует в условиях свободной или совершенной конкуренции. Это рынок, на котором ситуация характеризуется множеством покупателей и продавцов однородных товаров, при этом отсутствует государственное вмешательство и ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. Спрос и закон спроса Спрос – это количество товара (услуги), которое будет куплено по разным ценам и за определённый период. Следует различать понятия «потребность» и «спрос». Потребность – это осознанная человеком нужда в чём либо. Спросом является, не всякая потребность, а только такая, которая обеспечена наличием платёжных средств. Иными словами, спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при разных ценах. Спросу принадлежит огромная роль в рыночной экономике, неудовлетворённый спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен. Уменьшение спроса может повлечь за собой структурные сдвиги в экономике, а может вызвать и кризис перепроизводства. Из определения самого спроса следует, что охарактеризовать его без цены невозможно, поскольку он изменяется именно под воздействием цены. Устойчивая причинно-следственная связь между уровнем цен на товары и величиной спроса на них выражена в законе спроса, который гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товары изменяется в обратной зависимости от цен. Чем ниже цены, тем выше величина (объем) спроса и наоборот. Математически закон спроса можно выразить формулой: Qd = ƒ (1/P) Закон спроса имеет графическое изображение (рис. 1).
Р (price) – цена Q (quality) – количество продаваемого товара Д (demand) – кривая спроса
Рисунок 1. Кривая спроса
Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него? Очевидно, самое простое объяснение состоит в том, что удешевление товара делает его доступным и для тех покупателей, которым он раньше был «не по карману»: стало больше покупателей – увеличился спрос. С другой стороны, та часть покупателей, которая по высокой цене покупала товара меньше, чем испытывала потребность в нём, теперь же после снижения цены имеет возможность довести размер спроса до реальной потребности. Конфигурацию кривой спроса экономическая теория объясняет при помощи эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены потребитель имеет возможность купить больший объём данного товара, что равнозначно увеличению его дохода. Эффект замещения означает, что при снижении цены на данный товар, другие товары данного ряда становятся относительно дороже, хотя их цены могут оставаться прежними. Например, удешевление яблок при неизменных ценах на груши, сливы и т.д. приводит к тому, что покупатель начнёт замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешёвых яблок и может их купить в большем количестве. Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, в различных ситуациях может преобладать действие одного или другого эффекта. Когда речь идет о покупке нормальных товаров (это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя), эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении, вызывая увеличение спроса при снижении цен. Однако существуют так называемые низшиетовары (товары низшей категории)(картофель, рыба), которые обладают невысокими потребительскими качествами. При изменении цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения будут действовать в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен на эти товары будет вести к росту спроса на них (эффект замещения), с другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель получает возможность покупать более дорогие или более качественные товары. Если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения будет преобладать над эффектом дохода. На практике эффект замещения чаще больше, чем эффект дохода, и кривая спроса на низшие товары имеет отрицательный наклон: чем выше цена, тем меньшее количество товара готов купить потребитель. Однако, при росте цен на определенные товары, наблюдается рост спроса на них, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837–1910). Эти товары получили название «гиффеновских» (хлеб, лекарства и др.), а процесс – эффект (парадокс) Гиффена. В отличие от кривой спроса на обычные товары, кривая спроса «гиффеновских» товаров имеет восходящий вид. Движение по кривой спроса из одной точки в другую показывает как изменение цены вызывает изменение объёма продаж. Изменение объема продаж связано с изменением величины спроса. Сам же спрос не изменился, кривая Д остаётся прежней, ее перемещения не произошло. Следовательно, изменение цен меняет лишь объём продаж (величину спроса), но не сам спрос. Величина спроса – это объем товара, который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести в течение определенного времени при определенном уровне цены этого товара. Анализируя график закона спроса правомерно поставить вопрос: возможно ли увеличение объёма продаж при неизменных ценах? Да, возможно, потому что спрос испытывает влияние не только цен, но и других неценовых факторов. К неценовым факторам (детерминантам) спросаотносятся: а) изменения в денежных доходах населения; б) изменение числа покупателей; в) изменения в структуре населения (например, «старение» населения увеличивает спрос на лекарства); г) изменение цен на товары-заменители и сопутствующие товары; д) изменение предпочтений потребителей под влиянием моды, рекламы и т.д.; е) потребительские ожидания относительно доходов и цен. В какой зависимости находятся спрос от данных факторов? Изменения в доходах. Воздействие на спрос не однозначно. В отношении большинства товаров зависимость прямая: рост доходов ведёт к увеличению спроса и наоборот. Такие товары называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Существуют некоторые исключения. Повышение доходов приведёт к росту спроса на более качественные товары и к снижению спроса на товары низшего порядка (повысится, например, спрос на мясо и молочные продукты и снизится на рыбу и картофель). Число покупателей. Зависимость прямая, чем больше покупателей, тем выше спрос. Измениться число покупателей может в результате изменения демографической ситуации или миграционных процессов. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды приведёт к росту спроса на него и наоборот. Массовое увлечение в 70–80-х г.г. спортивной обувью привело к резкому увеличению спроса на кроссовки. Технологические изменения и связанное с ними появление новых товаров часто приводит к сокращению или даже полному исчезновению спроса на старые товары. Появление «флешек» привело к сокращению спроса на компакт-диски. Цены на сопряжённые товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие) Взаимозаменяемые. Общее правило: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. При повышении цены на масло увеличится спрос на маргарин. Взаимодополняющие (сопутствующие). Существуют пары продуктов, спрос на которые является сопряженным, т.е. предъявляется одновременно. Например: фотокамеры и фотоплёнка, автомобили и бензин и т.д. Когда два товара являются взаимодополняющими между ценой на один из них и спросом на другой зависимость обратная. Ожидания покупателей. Потребительские ожидания относительно таких факторов как будущие цены, наличие товаров и будущий доход могут существенно изменить спрос. Ожидание возможного повышения цен в будущем могут побудить покупать товаров больше по нынешним ценам, т.е. увеличат текущий спрос. Ожидание падения цен сокращает текущий спрос. Ожидание увеличения доходов, как правило, увеличивает текущий спрос, т.к. многие люди снимают ранее существовавшие потребительские ограничения. Наоборот, ожидание падения цен иснижения доходов приводит к сокращению текущего спроса на товары. Что произойдёт с кривой спроса под воздействием одного или нескольких неценовых факторов? Очевидно, кривая спроса переместится в системе координат, изменится её конфигурация и наклон, что можно проиллюстрировать на графике рис. 2.
а) б) Рисунок 2. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов
На рисунке 2а показано увеличение спроса под воздействием неценовых факторов: кривая ДД сместилась вверх и вправо. При прежней цене Р1 объём продаж увеличился на величину Q2-Q1. Обратная картина представлена на рисунке 2б. Здесь под влиянием неценовых факторов кривая спроса перемещается вниз и влево, при неизменной цене объём продаж снизился на величину Q1-Q2. Исходя из сказанного, следует подчеркнуть ещё раз, что: - под воздействием цены происходит изменение величины спроса; - под воздействием неценовых факторов происходит изменение самого спроса. Завершая рассмотрение закона спроса, необходимо отметить, что: 1. Анализ взаимосвязи цены, величины спроса и объёма продаж мы оговаривали наличием «прочих равных условий», т.е. представили теоретическую модель с определённой степенью абстракции. В реальной рыночной экономике стабильных «прочих условий» нет. 2. Закон спроса не действует абсолютно всегда и при всех ситуациях. В частности он не действует в следующих случаях: o при ажиотажном спросе, вызванном непрерывным ожиданием повышения цен; o для некоторых редких и дорогостоящих товаров: золото, драгоценности, антиквариат и др., которые являются средством помещения денег; o при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары. Вывод по 2 вопросу: Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой и величиной спроса на товар при прочих равных условиях. Изменения в закон могут вносить неценовые факторы спроса, которые могут усиливать или ослабить действие закона, или препятствовать его действию.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2988)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |