Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Понятие, предмет, классификация коллективных трудовых споров





Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Коллективные трудовые споры могут классифицироваться по нескольким основаниям.

Во-первых, коллективные трудовые споры по характеру подразделяются на следующие группы:

1) споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату);

2) споры по поводу заключения, изменения и дополнения коллективных договоров, социально-партнерских соглашений;

3) споры в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Во-вторых, коллективные трудовые споры в зависимости от последовательности примирительных процедур дифференцируются на следующие группы:

1) споры, рассматриваемые в рамках одного этапа (в примирительной комиссии);

2) споры, рассматриваемые в два этапа (сначала в примирительной комиссии, затем с участием посредника либо в примирительной комиссии, потом, минуя посредника, в трудовом арбитраже);

3) споры, рассматриваемые тремя этапами, т.е. проходящие все этапы (примирительная комиссия → посредник → трудовой арбитраж).

 

55. Порядок разрешения разногласий самими сторонами. Мо­мент начала коллективного трудового спора.

Процедуре рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора предшествует стадия урегулирования разногласий самими спорящими сторонами. Трудовой кодекс РФ в ст. 399– 400 установил порядок урегулирования разногласий с целью предотвращения коллективного трудового спора.

Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.



Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение трех недель со дня получения указанных требований.

Если представители работодателей (объединений работодателей) в установленный срок не сообщают своего решения профессиональным союзам (их объединениям), то профессиональным союзам (их объединениям) следует направить представителям работодателей (объединений работодателей) предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны профессиональных союзов (их объединений).

Важно определить, с какого момента начинается коллективный трудовой спор, – со дня сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей), или по истечении трех рабочих дней со дня получения требований работников работодателем, если последний не сообщил своего решения, или со дня составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

 

56. Рассмотрение коллективного трудового спора примири­тельной комиссией.

Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур. Формирование комиссии возможно на локальном уровне, на уровне муниципального образования, отрасли, субъекта РФ и т.д.

Цель создания примирительной комиссии – принятие решения по коллективному трудовому спору, которое удовлетворяло бы интересы работников и работодателя (работодателей), и обеспечение согласия между ними.

В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при рассмотрении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, выражающееся в создании комиссии из равного числа представителей спорящих сторон.

Коллективный трудовой спор на локальном уровне должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Такие сжатые сроки вполне достаточны для того, чтобы уточнить позиции сторон и вынести решение. Между тем указанные сроки могут быть продлены при взаимном согласии сторон коллективного трудового спора, что должно быть оформлено протоколом.

Деятельность примирительной комиссии осуществляется в форме переговоров. Основной принцип ведения переговоров – добровольность принятия сторонами решений. Примирительная комиссия не должна оказывать давление на стороны при принятии того или иного решения.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора и оформляется протоколом.

В случае недостижения согласия в примирительной комиссии стороны спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

 




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)