Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы затратного ценообразования



2015-12-04 3923 Обсуждений (0)
Методы затратного ценообразования 5.00 из 5.00 4 оценки




 

Методы затратного ценообразования предполагают определение цены товара исходя из издержек и прибыли. Данный метод ценообразования применяется при следующих условиях:

– эластичность спроса по цене низкая, то есть цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар;

– товар не имеет аналогов, уникальный; новый опытный образец; редкий, производимый на заказ;

– предприятие работает в отрасли с традициями затратного ценообразования;

– издержки стабильны или незначительно изменяются во времени.

Достоинства методов затратного ценообразования:

– простота сборов информации и расчетов;

– надежность метода, информация о затратах подтверждается документами бухгалтерии.

Недостатки:

– метод не заинтересовывает в снижении затрат;

– производители игнорируют то, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек производства;

– при обосновании цены не принимаются во внимание такие факторы как конкуренция, потребительные свойства товара и его заменители, спрос на товар.

Метод обоснования цен на базе издержек используется для определения нижнего предела цены.

Главные функции специалиста по ценообразованию в услови­ях затратного подхода – участие в создании совершенной системы уче­та затрат и обоснование величины прибыли в составе цены товара.

Методы затратного ценообразования:

– калькулирование по полным затратам;

– калькулирование по сокращенным затратам;

– метод дохода на капитал;

– метод надбавок и скидок;

– метод целевой прибыли;

– расходы плюс гонорар.

 

6.1.1 Калькулирование по полным затратам

 

В нашей стране традиционно определение цен осуществлялось на основе полных (совокупных) издержек производства. При определении цен на базе полных издержек учитываются как прямые переменные затраты, так и постоянные затраты. Для определения цены товара составляется калькуляция себестоимости единицы продукции. Себестоимость продукции выражает в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Пере­чень статей затрат, их состав и методы распределения по изделиям уста­навливаются НК РФ и конкретизируются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости единицы продукции. Для определения цены полученная величина полных затрат увеличивается на величину прибыли, которая может определяться как абсолютная величина, но чаще определяется через норматив рентабельности к издержкам – определяемую в процентах к средним полным издержкам производства единицу продукции (себестоимости) ставку удельной прибыли в цене товара.

, (15)

где Р – цена товара;

С – себестоимость (средние полные издержки единицы товара);

г – норматив рентабельности к полным издержкам.

 

В монономенклатурных производствах все затраты рассматриваются как прямые, а в многономенклатурных принято выделять прямые и косвенные затраты.

Система учета на базе полных затрат предусматривает всестороннее и точное отражение абсолютно всех затрат. Однако сделать это в многономенклатурном производстве практически невозможно. Основной недостаток данного метода заключается в том, что любой способ определения постоянных расходов на единицу продукции является производным. В качестве базы распределения постоянных затрат могут быть выбраны прямые затраты на материалы, оплата труда про­изводственных рабочих, объем выпуска продукции, суммарные затраты на сырье, материалы и оплату труда. Выбор той или иной базы распределения приводит к различным суммам постоянных расходов, включаемых- в себестоимость, следовательно, цены на продукцию могут значительно отличаться в зависимости от выбранного способа.

 

6.1.2 Калькулирование по сокращенным затратам

 

При определении цен по сокращенным затратам учитываются только переменные прямые затраты, т.е. те, которые имеют непосред­ственное отношение к производству данного товара. Эти методы по­лучили широкое развитие в США, ФРГ, Великобритании. Впервые значительное распространение этот метод получил в США под названием «директ-костинг» или калькулирование по прямым затратам. Косвенные затраты списываются на финансовые результаты в целом, уменьшая валовую прибыль. В Великобритании метод назвали «мар-жинал-кост», т.е. приростные, дополнительные затраты на каждую новую единицу продукции или снижение затрат при уменьшении объема производства на одно изделие. Конкретная номенклатура статей затрат у различных фирм может различаться и быть ближе к одной из вышеназванных систем.

Основное преимущество калькулирования по сокращенным затратам заключается в выявлении наиболее выгодных видов продукции. Неизменность постоянных затрат при изменении масштабов производства позволяет утверждать, что рентабельность следует определять как отношение разницы между ценой изделия и сокращенными затратами к сокращенным затратам, т.е. при определении выгодности изделий постоянные затраты не должны учитываться. Цель примене­ния данного метода – нахождение оптимального варианта загрузки производственных мощностей, обеспечивающего получение наибольшей прибыли. При произвольном отнесении постоянных затрат на единицу продукции возможно принятие неверных решений о дальнейшем развитии производства.

Определение цен на базе только переменных прямых издержек позволяет фирме в условиях сильной конкуренции установить более низкий уровень цен на данный товар и за счет этого добиться увеличения продаж и получения приемлемой прибыли. Данный метод позволяет исчислить предел цены, ниже которого она не может опуститься. Нижний предел (порог) цены может различаться в зависимости от конъюнктуры рынка. Различают три вида нижнего предела цены:

– цена целевая (достаточная) определяется как сумма полных затрат и прибыли на единицу продукции (прибыль может определяться как традиционная в данной отрасли или среднеотраслевая). Может считаться нижней границей при благоприятной конъюнктуре;

– цена техническая (долгосрочная) соответствует полным затратам на одно изделие. Продажа товара по технической цене обеспечивает покрытие затрат, но не позволяет получать прибыль;

– цена предельная (краткосрочная) включает только удельные переменные затраты. При дальнейшем снижении цены производство прекращается.

Расчет нижней границы цены необходим для принятия решения о приеме или отклонении добавочных заказов, об остановке или продолжении производства, об участии в конкурсах на получение контрактов. Для фирмы с неполной загрузкой производственных мощностей приемлем заказ по цене, покрывающей переменные и часть постоянных затрат.

Применение калькулирования по сокращенным затратам имеет следующие ограничения:

– обоснование цен на базе только сокращенных затрат нельзя использовать одновременно на все выпускаемые фирмой товары, поскольку постоянные издержки должны быть возмещены фирмой в общей ее выручке;

– информация, полученная с помощью данного метода не отвечает на вопрос о возможности замены менее прибыльного товара более прибыльным;

– необходимо оценить влияние прекращения производства одной продукции на спрос на другие товары.

 

6.1.3 Метод дохода на капитал

 

Производитель устанавливает такую цену, которая позволит получить запланированный доход на капитал. В этом случае цена может быть определена по формуле:

, (16)

где Р – цена;

а – постоянные затраты за период;

b – удельные переменные издержки;

d – процент дохода на капитал;

К – инвестируемый капитал;

g – ожидаемый объем продаж.

 

Основная проблема данного метода – правильное определение объемов продаж. Если фактический объем продаж будет отличать­ся от ожидаемого, производитель может не достичь запланированных результатов.

 

6.1.4 Метод надбавок и скидок

 

Метод широко распространен в оптовой и розничной торговле для определения цены последующей продажи.

Если производитель или поставщик регулирует цену конечной продажи или продавец оговаривает, какую долю от цены конечной продажи он хотел бы получить, применяется торговая скидка.

, (17)

где Рs – цена продажи товара, руб.;

Рр – цена приобретения товара, руб.;

Мsp – торговая скидка, %.

Цена приобретения товара определяется по формуле:

, (18)

Торговая надбавка (наценка) – это сумма, на которую продавец может увеличить цену товара по сравнению со стоимостью этого товара для него самого, она устанавливается в процентах к отпускной цене предыдущего продавца или к фактической стоимости приобрете­ния товара последующим.

В процессе товародвижения торговая скидка и торговая надбавка выполняют одинаковые функции.

, (19)

где Мрр – торговая надбавка к цене приобретения, %.

Они предназначены для покрытия издержек обращения и фор­мирования прибыли продавца, различается механизм их расчета и назначения цены. Фактически торговая скидка и торговая надбавка в де­нежном выражении – это цена услуг продавца или оптового посредника, и ее размер определяется так же, как определяется цена любого товара, т.е. величиной издержек обращения, целевой прибы­лью посредника и объемом продаж. Но это с точки зрения структуры торговой скидки. А с рыночных позиций – важную роль в определении величины скидки играет положение производителя, посредника и по­купателя на рынке, степень регулирования рынка государством.

 

Задачи

1. Предприятие инвестирует 1 000 000 руб. в производство тонометров, рассчитывая получить 20% дохода в год, постоянные затраты за год составят 500 000 руб., переменные затраты 700 руб. на одно изделие. Планируемый объем продаж 1000 изделий. Определить цену тонометра.

 

2. Производитель часов стремится позиционировать новую модель как эксклюзивную и заинтересован в том, чтобы в розничной торговле сохранялась назначенная им высокая цена. Он заключает с продавцом товара соглашение о розничной продаже данной модели часов по 30 000 руб., гарантируя продавцу 20% скидки от розничной цены.

Определить цену производителя.

 

3. Фирма, выпускающая холодильники, считает, что розничная цена на одну из ее моделей может быть установлена на уровне 15 0Q0 руб. При этом скидка в розничной торговле составит 30% конечной цены, наценка оптовой торговли 25% к цене приобретения, собственная прибыль фирмы 20% затрат. Каковы должны быть издержки производства данной модели?

 

4. По приведенным данным (табл. 9) рассчитайте розничную цену 1 кг пшеничного хлеба I сорта.

Таблица 9

Данные для расчета

Показатель Сумма, руб.
Закупочная цена пшеницы, руб. за тонну
Отходы на элеваторе, %
Цена услуг элеватора, руб. за тонну: приемка хранение подработка отгрузка сушка  

Окончание таблицы 9

Показатель Сумма, руб.
Издержки мельниц, руб. за тонну 5 000
Предельный уровень рентабельности затрат мельниц, %
Издержки хлебозавода, руб./кг
Предельный уровень рентабельности к полной себестоимости, %
Норма выхода готовой продукции на предприятиях хлебопечения, %
НДС к оптовой цене хлеба, %
Предельный размер торговой надбавки, %

 

5. Индивидуальное частное предприятие «Альфа» намеревается выпускать новый художественно оформленный вид кофемолок. Предполагаемая цена единицы продукции может колебаться в зависимости от конъюнктуры рынка в следующих пределах:

Таблица 10

Данные для расчета

Исходные данные Вариант
Цена, руб.
Ожидаемый объем продаж в год, шт
Прямые переменные затраты на ед. продукции, руб.
Годовые постоянные затраты, тыс. руб.
Капитальные вложения, тыс. руб.

 

Срок окупаемости капитальных вложений – 8 лет, налоги от ожидаемой прибыли составят 20%. Определите цену, наиболее приемлемую с точки зрения получения наибольшей прибыли (без учета инфляции), и рентабельность производства.

 

6. Составьте калькуляцию себестоимости 100 пар мужских модельных ботинок. Определите прибыль от реализации одной пары ботинок и прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия. Составьте структуру свободной отпускной цены одной пары ботинок.

Исходные данные:

1. Затраты на 100 пар ботинок:

– сырье и основные материалы – 122 500 руб.;

– вспомогательные материалы – 750 руб.;

– топливо и электроэнергия на технологические цели – 20 руб.;

– зарплата производственных рабочих – 10 600 руб.;

– отчисления на социальное страхование – 26% к зарплате производственных рабочих;

– расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 47% к зарплате производственных рабочих;

– цеховые расходы – 20% к зарплате производственных рабочих;

– общезаводские расходы – 79% к зарплате производственных рабочих;

– внепроизводственные расходы – 0,3% к производственной себестоимости;

– транспортные расходы – 14% к производственной себестоимости.

2. Свободная отпускная цена одной пары мужских модельных ботинок (с НДС) – 2800 руб.

3. НДС – 18% к свободной отпускной цене (без НДС).

4. Ставка налога на прибыль – 20%.

 

Тесты

1. К методам затратного ценообразования относятся:

а) метод удельного ценообразования;

б) калькулирование по полным затратам;

в) параметрические методы;

г) агрегатный метод.

2. Калькулирование по полным затратам:

а) не учитывает постоянные затраты;

б) не учитывает переменные затраты;

в) определяет цену с учетом постоянных и переменных затрат;

г) учитывает спрос покупателей.

3. Недостатки методов затратного ценообразования:

а) сложность сбора информации;

б) недостоверность исходных данных;

в) игнорирование информации о поведении покупателей;

г) игнорирование информации о поведении конкурентов.

4. Калькулирование по сокращенным затратам:

а) учитывает постоянные затраты;

б) учитывает переменные затраты;

в) учитывает прямые затраты на материалы;

г) учитывает мнения экспертов.

5. Причины широкого распространения методов затратного ценообразования на практике:

а) доступность информации об издержках;

б) справедливость по отношению к участникам товарообменной операции;

в) наиболее точный расчет рыночной цены;

г) надежность информации.

 

6. Если производитель контролирует цену конечной продажи, то при расчете розничной цены следует использовать:

а) торговую надбавку;

б) торговую скидку;

в) оптовую скидку;

г) сезонную скидку.

 

7. Если мощности предприятия загружены не полностью, то нижней границей цены являются:

а) полные затраты на производство и реализацию;

б) сокращенные затраты;

в) себестоимость и среднеотраслевая прибыль;

г) материальные затраты.

8. При благоприятной конъюнктуре рынка нижняя граница цены включает:

а) полные затраты на производство и реализацию;

б) сокращенные затраты;

в) себестоимость и среднеотраслевую прибыль;

г) материальные затраты.

9. Постоянные затраты могут включаться в себестоимость пропорционально:

а) переменным затратам;

б) материальным затратам;

в) заработной плате;

г) количеству продукции.

 



2015-12-04 3923 Обсуждений (0)
Методы затратного ценообразования 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Методы затратного ценообразования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3923)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)