Деление слова на слоги
Перед постановкой ударения нужно разбить слово на слоги, учитывая что: 1) количество слогов равно числу гласных в слове; 2) слоги принято считать от конца слова; 3) дифтонги образуют один слог. Например:
Правила ударения. Ударность (Долгота) и безударность (краткость) предпоследнего (второго) слога В многосложных латинских словах ударение падает или на предпоследний (второй) слог, или на третий слог: 1) второй слог ударный, если он долгий. Графически долгота второго слога обозначается прямой чёрточкой [ – ] над гласным второго слога.
2) третий слог ударный, если второй слог краткий. Графически краткость второго слога обозначается скобкой [ ﬞ ] над гласным второго слога.
В следующих случаях Вы должны уметь самостоятельно, без знаков долготы и краткости, определить ударность второго слога.
Примечание: 1) в прилагательных serotĭnus - поздний и trigemĭnus - тройничный, а также в существительном retĭna –сетчаткасуффикс -in- безударный (краткий). 2) в фармацевтической терминологии суффикс -ol- ударный: Dibazólum - дибазол, Synoestrólum - синэстрол. 3) Суффикс -ic- у существительных vesīca (пузырь), Urtīca (крапива), Hyperīcum (зверобой) – ударный (долгий).
Особенности ударения в словах греческого происхождения В словах греческого происхождения ударение часто ставится на второй от конца слог даже тогда, когда его гласный стоит перед следующим гласным. Это, в основном: 1. Клинические термины на -ia (hypertonia, stomatoscopia, glossalgia). Исключениями являются термины на -lógia и -malácia,ударение в которых падает на третий слог. 2. Прилагательные на -eus (laryngeus, carpeus). 3. В суффиксе -ideus ударение падает на третий слог от конца (styloideus, mastoideus). Если возникают сомнения в постановке ударения, обращайтесь к словарю. 2.4 Контрольные вопросы 1. На какой слог падает ударение в многосложных словах? 2. Какие слоги в латинском языке являются краткими? Приведите примеры. 3. Какие слоги являются долгими? Приведите примеры. 4. Назовите суффиксы c долгими и краткими гласными. 5. Какие особенности при постановке ударения имеют слова греческого происхождения?
Домашнее задание 1. Выучите теоретический материал по учебному пособию. 2. Научитесь читать латинские слова, выделяя в произношении ударный слог. 3. Выучите лексический минимум к данному занятию. 4. Выполните упражнения №2, 4 – устно, №5- письменно. 5. Выучите латинские изречения.
Лексический минимум
ЛАТИНСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ
Упражнения Упражнение 1. Поставьте ударение в двусложных словах: Pelvis (таз), fornix (свод), apex (верхушка), squama (чешуя), auris (ухо), cauda (хвост), crista (гребень), sternum (грудина), membrum (конечность), cavum (полость), margo (край), basis (основание), phalanx (фаланга), lingua (язык), dorsum (спина), plica (складка), isthmus (перешеек), arcus (дуга), ductus (проток), vasa (сосуды), radix (корень), venter (брюхо), collum (шея), meninx (мозговая оболочка), pharynx (глотка), cortex (кора), sanguis (кровь), mater (мозговая оболочка), gaster (желудок), mamma (молочная железа).
Упражнение 2. Учитывая графические обозначения ударности-безударности предпоследнего слога, прочитайте вслух: a) pylōrus (привратник), abdōmen (живот), cartilāgo (хрящ), carōtis (сонная артерия), dilatātor (расширяющий), fibrōma (фиброма), duodēnum (двенадцатиперстная кишка), corōna (венец), audītus (слух), oedēma (отёк), retīna (сетчатка), valetūdo (здоровье), parōtis (околоушная железа), systēma (система), palātum (нёбо); b) lacrĭma (слеза), lamĭna (пластинка), liquĭdus (жидкий), acĭdum (кислота), minĭmus (наименьший), polўpus (полип), pyrămis (пирамида), utěrus (матка), occĭput (затылок), tuberosĭtas (бугристость), huměrus (плечевая кость), oesophăgus (пищевод).
Упражнение 3. Руководствуясь правилами, поставьте ударение: а)glutaeus (ягодичный), gangraena (гангрена), diaeta (диета), amoeba (амёба), peronaeus (малоберцовый), Althaea (алтей), Crataegus (боярышник), peritonaeum (брюшина), ozaena (озена), barotrauma (баротравма); b) сerebellum (мозжечок), papilla (сосок), labyrinthus (лабиринт), reflexus (рефлекс), trochanter (вертел), sinister (левый), processus (отросток), ligamentum (связка), complexus (связь), columna (столб); c) оblongatus (продолговатый), spinalis (спинно-мозговой), ciliaris (ресничный), ulnaris (локтевой), arteriosus (артериальный), pelvinus (тазовый), nasalis (носовой), muscularis (мышечный), spongiosus (губчатый), incisura (вырезка), cribrosus (решётчатый); d) nucleus (ядро), cranium (череп), spatium (пространство), ganglion (ганглий), facies (поверхность), anterior (передний), arteria (артерия), inferior (нижний), labium (губа), terminatio (окончание), paries (стенка), pancreas (поджелудочная железа), manubrium (рукоятка), atrium (предсердие), epigastrium (надчревье), ovarium (яичник), brachium (плечо); e) cerebrum (большой головной мозг), vertebra (позвонок), palpebra (веко), triquetrus (трёхгранный), multiplex (множественный), quadruplex (четырёхгранный); f) stomachus (желудок), choledochus (желчный), Bismuthum (висмут), phlebolithus (венный камень); g) valvula (заслонка), tuberculum (бугорок), auricula (ушная раковина), ventriculus (желудок), musculus (мышца), glandula (железа), vestibulum (преддверие), pediculus (ножка), nodulus (узелок), cellula (клетка), venula (маленькая вена); h) gastricus (желудочный), hepaticus (печёночный), lymphaticus (лимфатический), foveola (ямочка), alveolus (альвеола), acusticus (слуховой), ductulus (проточек).
Упражнение 4. Поставьте ударение, прочитайте вслух: Diaphragma (диафрагма), posterior (задний), temporalis (височный), intercostalis (межрёберный), flexura (изгиб), sacralis (крестцовый), tympanicus (барабанный), horizontalis (горизонтальный), zygomaticus (скуловой), paries (стенка), bifurcatio (раздвоение), appendix (аппендикс), recessus (карман), adiposus (жировой), aquaeductus (водопровод), lamella (пластинка), apertura (апертура), accessorius (добавочный), supercilium (бровь), myocardium (миокард), ductulus (проточек), buccalis (щёчный), tonsilla (миндалина), palatoglossus (нёбно-язычный), commissura (спайка), constrictor (констриктор), frenulum (уздечка), ostium (устье), cementum (цемент), periodontium (периодонт), dentes permanentes (постоянные зубы), dentes decidui (молочные зубы), arcus atlantis (дуга атланта), glomerulus (клубочек), fascia (фасция), impressio (вдавление), membranaceus (перепончатый), cochlea (улитка), opticus (зрительный), retĭna (сетчатка), medulla ossium (спинной мозг), retinaculum (удерживатель), chiasma (перекрест), extensor (разгибатель), caudatus (хвостатый), cysticus (пузырный), mesenterium (брыжейка), parietalis (теменной), omentum (сальник), transversus (поперечный), labyrinthus (лабиринт), trochlearis (блоковый), radius (лучевая кость), clavicula (ключица).
Упражнение 5. Перепишите латинские анатомические термины. Поставьте ударение, в необходимых случаях обращайтесь к словарю:
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Имя существительное: · грамматические категории имени существительного; · словарная форма имени существительного; · определение склонения и рода имени существительного; · определение основы имени существительного. 2. Структура анатомического термина, состоящего из существительных. 3. Контрольные вопросы. 4. Домашнее задание. 5. Лексический минимум. 6. Упражнения.
Имя существительное
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3771)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |